velikol.ru
1 2 3

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский Томский политехнический университет»


УТВЕРЖДАЮ

И.о. декана ГФ

___________(В.И. Турнаев)

«___»_____________2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ (ДИСЦИПЛИНЫ)

Учебно-исследовательская работа студентов

НАПРАВЛЕНИЕ ООП: «Социальная работа»

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ: Социальная работа в системе социальных служб

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ): бакалавр

^ БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.

КУРС 3/4 СЕМЕСТР 5/6/7/8

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ: 1/1/1/1

ПРЕРЕКВИЗИТЫ: Статистические методы исследования в социальной работе, Методы исследования в социальной работе, Учебно-исследовательская работа студентов

КОРЕКВИЗИТЫ: Методы исследования в социальной работе


^ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

Лекции

0

часов (ауд.)

Практические занятия


132

часов (ауд.)

^ АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

132

часов

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

132

часов

ИТОГО

132

часов

^ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ




очная




ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: ЗАЧЕТ В 5/6/7/8 СЕМЕСТРЕ


Обеспечивающая кафедра: кафедра философии

^ ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ: д.ф.н., профессор А.А. Корниенко

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП: к.ф.н., доцент А.Ю. Чмыхало

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ст. преподаватель О.В. Ботьева


2011 г.


1. Цели освоения модуля (дисциплины)

В результате освоения данной дисциплины студент приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение целей Ц1, Ц2, Ц4, Ц5, Ц6, Ц7, Ц8 основной образовательной программы «Социальная работа».

^ Дисциплина нацелена на:

  • формирование знаний принципов научной методологии; истории развития и современного состояния научных исследований в социальной работе; специфики научной деятельности в области социальной работы;

  • формирование понимания роли исследований в профессиональной деятельности социального работника;

  • формирование представления о процессе научного исследования, его целях и задачах; об основных формах научных произведений и требованиях к их оформлению;

  • развитие умения формировать программу и научный аппарат исследования;

  • формирование первичных навыков научно-исследовательской деятельности по сбору и обработке эмпирических данных, оформлению результатов исследования;

  • активное/пассивное овладение методами исследования в социальной работе;

  • развитие профессиональных и научных интересов студентов


^ 2. Место модуля (дисциплины) в структуре ООП

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла (Б3.В1). Она непосредственно связана с дисциплинами математического и естественнонаучного цикла («Статистические методы исследования в социальной работе») и профессионального цикла («Методы исследования в социальной работе», «Учебно-исследовательская работа студентов» за предшествующие семестры) и опирается на освоенные при изучении данных дисциплин знания и умения. Кореквизитом для дисциплины «Учебно-исследовательская работа студентов» в 5 семестре является дисциплина: «Методы исследования в социальной работе».


^ 3. Результаты освоения модуля (дисциплины)

После изучения данной дисциплины студенты приобретают знания, умения и опыт, соответствующие результатам основной образовательной программы: Р4. Соответствие результатов освоения дисциплины «Учебно-исследовательская работа студентов» формируемым компетенциям ООП представлено в таблице (см. Табл. 1).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Таблица 1

^ Формируемые компетенции в соответствии с ООП

Результаты освоения дисциплины

З4.4

^ В результате освоения дисциплины бакалавр должен знать:

методы социальных исследований.

У4.4

В результате освоения дисциплины магистрант должен уметь:

использовать технику учета для формирования отчетности организации.

В4.4

^ В результате освоения дисциплины магистрант должен владеть:

методами формирования и поддержания социально-психологического климата в организации.


В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:

^ 1.Универсальные (общекультурные) -

ОК 1 – владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК 2 – Уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК 9 – использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

2. Профессиональные -

ПК 13 – быть способным к участию в работе научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям социальной работы;

ПК 14 – владеть способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп;

ПК 16 – быть способным определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия;

ПК 18 – быть способным составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований;

ПК 19 – быть готовым представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений;

ПК 21 – быть способным к участию в работе научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям обеспечения социального благополучия;

ПК 40 – владеть инновационными методиками работы с клиентами социальных служб.


^ 4. Структура и содержание модуля (дисциплины)


Таблица 2

Структура модуля (дисциплины)

по разделам и формам организации обучения



Название раздела/темы

Аудиторная работа (час)

СРС

(час)

Итого

Формы текущего контроля и аттестации


Лекции

Практ./ семинар

Лаб. зан.

  1. ,

Научные исследование и их виды




14




14

14

Контрольная работа



Формы и структура научных и учебно-исследовательских работ




14




14

14

Контрольная работа



Исследования в социальной работе: основные подходы и направления




14




14

14

Контрольная работа



Программа социального исследования




14




14

14

Контрольная работа



Методы исследования в социальной работе




14




14

14

Контрольная работа



Тема как форма предъявления содержания работы. Научный аппарат учебных исследований




14




14

14

Контрольная работа



Методы работы с научной литературой




14




14

14

Контрольная работа



Библиографический аппарат исследования




14




14

14

Контрольная работа



Методика описания опыта социальной работы
в учебном исследовании




14




14

14

Контрольная работа



Выпускная квалификационная работа: структура, написание, оформление




6




3

3

Контрольная работа




Итого




132




132

132





^ 4.1. Приводится аннотированное содержание разделов модуля (дисциплины):

Тема 1. Научные исследования и их виды.

Тема 2. Формы и структура научных и учебно-исследовательских работ.

Тема 3. Исследования в социальной работе: основные подходы и направления.

Тема 4. Программа социального исследования.

Тема 5. Методы исследования в социальной работе.

Тема 6. Тема как форма предъявления содержания работы. Научный аппарат учебных исследований.

Тема 7. Методы работы с научной литературой.

Тема 8. Библиографический аппарат исследования.

Тема 9. Методика описания опыта социальной работы в учебном исследовании.

Тема 10. Выпускная квалификационная работа: структура, написание, оформление.


^ 4.2. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Научные исследования и их виды

Семинар. Научное исследование. Наука как специальным образом организованная познавательная деятельность. Фундаментальные и прикладные исследования. Методология. Методика. Метод. Общая методология научного познания и её требования. Описание и объяснение как задачи научного познания. Эмпирические и теоретические исследования и их ведущие методы. Научное мышление. Язык науки.

^ Типы и виды учебных исследований. Теоретические исследования (исторические и методологические). Эмпирические исследования (экспериментальные, опытно-практические и др.). Теоретико-эмпирические исследования (теоретико-экспериментальные, историко-методологические, опытно-теоретические).

Принцип профессиональной подготовки в вузе – единство учебной и научной деятельности. Роль учебных практик и научно-учебных работ в накоплении студентом исследовательского опыта.

Актуальность знаний методологии научного исследования и владения основными исследовательскими приёмами в развитии социальной работы как профессии.

Необходимость подготовки практикующих социальных работников к исследовательской деятельности.

^ Контрольная работа.

Тема 2. Формы и структура научных и учебно-исследовательских работ

Семинар. Формы представления результатов научного исследования. Эссе. Научный доклад. Тезисы доклада. Научный отчёт. Научная статья. Брошюра. Монография. Диссертация. Автореферат. Структура научных работ. Язык и стиль научного текста. Научный стиль речи и жанровая классификация научных произведений.

^ Формы и структура учебно-исследовательских работ. СТО ТПУ 2.5.01-2006 «Работы выпускные квалификационные, проекты и работы курсовые: структура и правила оформления». Понятие текстового документа. Требования к структурным элементам текстового документа. Требования к оформлению текстового документа.

^ Тематический реферат. Цели реферативной работы. Требования к содержанию и оформлению тематического реферата. Критерии оценки тематического реферата. Доклад как устный вариант реферирования. Дополнительные требования. Рекомендации по подготовке к докладу.

^ Курсовая работа. Отличия курсовой работы от тематического реферата. Цели курсовой работы. Структура. Требования к написанию и оформлению. Правила цитирования. Критерии качества курсовой работы. Процедура представления и защиты курсовой работы.

^ Контрольная работа.

Тема 3. Исследования в социальной работе:
основные подходы и направления


Семинар. Исследовательская деятельность в практике социальной работы. Роль исследовательской деятельности в социальной работе.

Роль специалиста-практика в развитии теории и совершенствовании практики социальной работы. Специалист-практик как «потребитель» результатов научных исследований. Научная деятельность в работе руководителя социальной службы.

^ Понятие социального исследования. Вопрос о методах социальных исследований. Специфика объекта социальных исследований.

Основные научные подходы в социальных исследованиях. Сущность позитивистского (номотетического) и феноменологического (идиографического) подходов. Зависимость стратегии, тактики и результатов исследования от ведущего подхода.

^ Цель исследований в социальной работе. Профессиональные исследования в социальной работе. Основное требование к исследованиям в социальной работе.

Основные исследовательские направления в социальной работе: социальная работа как профессиональная сфера; теория и практика социальной работы; исследования в области сферы социального обслуживания; исследования на макроуровне социальной работы.

^ Контрольная работа.

Тема 4. Программа социального исследования

Семинар. Сущность программы исследования. Методологическая, методическая и организационная функции программы исследования. Структура программы исследования. Содержание методологической и методической частей программы. Назначение рабочего плана исследования. Проблемная ситуация как исходный пункт исследования. Понятие социального противоречия. Понятие «социальная проблема». Социальная проблема с точки зрения исследователя. Специфика решения проблемы на уровне исследования. Содержание теоретической работы по формулированию проблемы исследования. Проблемы гносеологического (познавательного) и предметного характера. Комплексный характер исследований в социальной работе.

Цель социального исследования как модель решения социальной проблемы. Задачи как средство реализации цели исследования.

Объект и предмет исследований в социальной работе.

Понятийный аппарат исследования. Интерпретация как процедура истолкования смысла основных понятий исследования. Гипотеза и её роль в исследовании.

^ Контрольная работа.

Тема 5. Методы исследования в социальной работе

Семинар. Вопрос о специфике методов исследования в социальной работе. Теоретические и эмпирические методы исследования. Зависимость методов исследования от его цели и задач.

^ Социальное исследование методом опроса. Опросные методы: анкетирование и интервьюирование. Анкетирование. Типы и виды анкетных вопросов. Понятие композиции анкеты. Принципы композиции анкеты. Базисная часть анкеты. Обслуживающие разделы (вспомогательный аппарат) анкеты: Введение, Заключение и графическое оформление. Правила кодирования. Основные правила формулирования вопросов анкеты. Интервью как метод научного познания. Интервью как целенаправленная беседа. Методология и технология интервью. Виды и типы интервью. Свободное интервью и его разновидности: беседа и произвольное повествование (нарративное интервью). Фокус-групповое обсуждение, его преимущества и недостатки, сфера применения.

^ Неопросные методы исследования

Наблюдение как метод социального исследования. Особенности научного наблюдения. Виды наблюдения: по форме организации, по степени включённости наблюдателя, по форме взаимоотношений исследователя с участниками деятельности, по месту проведения наблюдения, по регулярности его проведения. Преимущества и недостатки метода наблюдения в социальных исследованиях. Роль и качество наблюдателя.

^ Изучение документов. Документальная база социального исследования. Форма, содержание (реквизиты), назначение (модальность) документа. Виды документальных источников: по способу хранения (архив, публикации, веб-сайты), по характеру источника (официальные и неофициальные), по содержанию (научно-технические, правовые, управленческие и т. д.); по источнику информации (первичные и вторичные), по научной функции (целевые и наличные), по степени персонификации (личные и безличные). Методы анализа документов: качественный (традиционный) и количественный (контент-анализ). Типичные ошибки анализа документов. Методология и методика контент-анализа.

^ Биографический метод в социальном исследовании.

Эксперимент как специфический метод сбора первичной информации и особый тип исследовательской процедуры. ^ Эксперимент в социальной работе: его специфические функции, цели и формы. Объект и предмет экспериментирования в социальной работе. Методология и методика социальных экспериментов. Проблема разработки системы измерения оценочных показателей социальных экспериментов.

^ Стратегия кейс-стади в исследовании социальных служб. Исследование социальных служб в стратегии кейс-стади.

Количественные и качественные методы анализа эмпирических данных. Их связь и принципиальное различие.

Контрольная работа.

^ Тема 6. Тема как форма предъявления содержания работы.
Научный аппарат учебных исследований


Семинар. Тема как форма предъявления содержания всей исследовательской работы. Требования к выбору темы исследования. Общие требования к формулированию темы исследования.

^ Научный аппарат учебного исследования как проектирование его стратегии и тактики. Разработка научного аппарата учебного исследования. Состав научного аппарата реферативной работы. Научный аппарат курсовой работы. Научный аппарат выпускной квалификационной работы. Методические рекомендации по проектированию учебного исследования. Самоэкспертиза исследования.

^ Контрольная работа.



следующая страница >>