velikol.ru
1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа №131»



«Согласовано»


Руководитель МО


___________Т.А. Цирина

Протокол № от

« » _____________2012г.


«Согласовано»


Заместитель директора школы по УВР


________ Ю.С.Чернопятова

« » _______________ 2012г.

«Утверждаю»


Директор МБОУ СОШ №131


_______________ Р.Н.Губина

Приказ № от

« » _______________ 2012г.



^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО

здоровому образу жизни (ЗОЖ)

(факультатив)

на 2012-2013 учебный год


Класс 7 «А»


Учитель Кириченко Анна Сергеевна


Количество часов по программе 18,

по учебному плану школы 18

18 учебных недель, в неделю 1ч.


Пояснительная записка


Здоровье – самое ценное достояние человека. В нем важнейший залог радости жизни, трудоспособности, успеха. Здоровый образ жизни - это образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Важнейшее условие сохранения здоровья – правильная ориентация жизни, разумное построение труда и быта.

Сознательное отношение к своему организму, умение управлять своей психикой, полезные гигиенические навыки, владение приемами закаливания и тренировки – все это условия для формирования здорового человека, полноценного гражданина.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Программа рассчитана на 18 часов и адресована школьнику. Именно его она знакомит с самым тонким инструментом познания окружающего мира – с самим собой, так как знание собственных сильных и слабых сторон заставляет человека понять и признать сильные и слабые стороны другого. В программе были затронуты темы, на взгляд автора наиболее актуальные для учеников 7х классов. Форма подачи материала научно-игровая. Основные цели и задачи курса:

  • Воспитание бережного отношения к своему здоровью школьника;

  • Сформировать у них представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;

  • Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Курс «Здоровый образ жизни» формирует адекватное понимание и принятие себя в здоровом обществе без вредных привычек. Знакомит с главными правилами здорового образа жизни, режимом дня, вариантами отдыха после школьных занятий, поведением в стрессовой ситуации экзамена, элементам закаливания, основами личной гигиены и красоты, правилами здорового питания.


^ Программа факультативного курса «Здоровый образ жизни» (7 кл.)


1. Здоровое питание:


  • Режим питания школьника – 1 ч.

Режим дня. Биоритмы организма. Утренняя зарядка. Вечерняя гимнастика. Дневной сон. Прогулки на свежем воздухе. Прием пищи. Рацион. Завтрак.

  • Диета для школьника: за и против. Витамины для ума – 1 ч.

Можно ли школьнику садиться на диету? Вынужденный диеты. Аллергия. Лечебные диеты. Пища для ума. Витамины для успеха в учебе.


2. Культура потребления медицинских услуг:


  • Основы законодательства РФ об охране здоровья населения.ОМС и ДМС– 1 ч.

Зарплата. Налоги. Платная и бесплатная медицина. ОМС. ДМС. Педиатр и терапевт. Поликлиника. Законы нашей страны об охране здоровья населения.

  • ^ Узкие специалисты – кто, чем занимается? Аптечка школьника – 1 ч.

Каждый врач занимается своим делом. Что нужно иметь всегда при себе на всякий случай в сумочке.


3. Ежедневная двигательная активность и здоровье:


  • Танцы и спорт – 1 ч.

Презентация вариантов отдыха после уроков в нашем городе. Физическая нагрузка. Лечебная физкультура.

  • Закаливание – 1 ч.

Закаливание организма. Воздействие контрастных температур. Повышение иммунитета. Воздушные ванны. Солнечные ванны. Водные процедуры. Обливание.


4. Активный отдых:


  • Летние виды активного отдых – 1 ч.

Презентация вариантов летних видов активного отдыха. Туризм. Пляжный волейбол. Плавание. Скейтбординг . Велосипед. Джампинг. Байдарка. Серфинг. Пинбол.

  • Зимние виды активного отдых – 1 ч.

Презентация вариантов зимних видов активного отдыха. Лыжи. Коньки. Биатлон. Сноуборд.


5. Красота и здоровье:


  • Гигиена тела – 1 ч.

Уход за кожей лица. Очищение лица. Типы кожи. Крема. Питательные маски. Типы волос. Здоровые и ослабленные волосы. Воздействие неблагоприятных внешних факторов на волосы. Фен и окрашивание. Душ и ванна.

  • ^ Лечебная и декоративная косметика – 1ч.

Лечебная косметика. Витамины, лечебные шампуни и травы для волос. Уход за расческами и их хранение. Перхоть. Лечение от перхоти. Декоративная косметика. Макияж для школы, вечеринки.


6. Вредные привычки:


  • Курение и алкоголь – 1 ч.

Курение – болезнь века. История табака. Никотин. Болезни курильщика. Курение и беременность. Алкоголь. История возникновения алкоголя. Органы человеческого тела и алкоголь. Алкоголь и нервная система человека. Алкоголизм. Деградация личности.

  • ^ Обманутые надежды наркомана - – 1 ч.

Наркотики. Эйфория. Влияние наркотиков на творческие способности человека. Наркотики и жизнь. Механизм зависимости. Физическая и психологическая зависимость.


7. Стресс и борьба с ним:


  • Экзаменационный стресс – 1 ч.

Волнуйтесь спокойно – у вас экзамен. Варианты снятия предэкзаменационного стресса. Истерический невроз.

  • Депрессия – 1 ч.

Нарушения психики. Человек – существо нестандартное. Психогенные факторы. Депрессия – варианты выхода из нее.


8. Экология и здоровье:

  • Экологическая обстановка г.Новосибирска – 1 ч.

Состояние воздушного бассейна. Состояние водного бассейна. Проблема городских свалок. Зеленые насаждения в городе. Техногенная нагрузка. Автотранспорт.

  • Проект по экологическому воспитанию – 1 ч.

Личные проекты учеников по улучшению экологической ситуации города Новосибирска.


9.Здоровый образ жизни – залог будущего:


  • Заключительный урок – конференция – 1 ч.

Заключительный урок обобщение по теме здорового образа жизни. Что такое ЗОЖ для каждого. Чем хочется заняться в будущем.

  • ^ Итоговая контрольная работа – 1ч.

Творческая работа – сочинение на тему: «ЗОЖ в моей жизни вчера, сегодня, завтра».


Тематическое планирование


Основные блоки и темы




п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

1.

Здоровое питание:

  • Режим питания школьника – 1ч.

  • Диета для школьника: за и против. Витамины для ума – 1 ч.

2

2.

Культура потребления медицинских услуг:

  • Основы законодательства РФ об охране здоровья населения. ОМС и ДМС – 1ч.

  • Узкие специалисты – кто чем занимается? Аптечка школьника – 1ч.

2

3.

Ежедневная двигательная активность и здоровье:

  • Танцы и спорт – 1ч.

  • Закаливание – 1ч.

2

4.

Активный отдых:

  • Летние виды активного отдыха (туризм, плавание и т.д.) – 1ч.

  • Зимние виды активного отдых (лыжи, коньки, сноуборд т.д.) – 1ч.

2

5.

Красота и здоровье:

  • Гигиена тела – 1ч.

  • Лечебная и декоративная косметика – 1ч.

2

6.

Вредные привычки:

  • Курение и алкоголь – 1 ч.

  • Обманутые надежды наркомана – 1ч.

2

7.

Стресс и борьба с ним:

  • Экзаменационный стресс – 1ч.

  • Депрессия – 1ч.

2

8.

Экология и здоровье:

  • Экологическая обстановка г.Новосибирска – 1ч.

  • Проект по экологическому воспитанию – 1ч.

2

9.

Здоровый образ жизни – залог будущего:

  • Заключительный урок – конференция – 1ч.

  • Итоговая контрольная работа – 1ч.

2

Итого

18

Литература:

  1. Биология: Энциклопедия/ Под ред. М.С.Гилярова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 864с.

  2. Григорьянц В.Г. Антидиета: правда о диетах и о том как ими пользоваться. – Ростов- на- Дону: 2007. – 256с.

  3. Гумовская И. Десять заповедей здоровья. – Варшава, 1990. – 96с.

  4. Косметика будней. Школа красоты. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 512с.

  5. Справочник необходимых познаний. Сост.: творческая группа издательства «Вся Пермь», - Пермь: Алгос – Пресс, 1995. – 512с.

  6. Универсальная энциклопедия лекарственных растений/ Сост. И.Путырский, В.Прохоров. - М.: Махаон, 2000. – 656с.

  7. Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1975. – 400с.

  8. Школьник Ю.К. Человек. Полная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2006. – 256с.