velikol.ru
1 2 3



Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение г.Мурманска

средняя общеобразовательная школа №23


Рассмотрена на

заседании МО

Протокол №__

От «__»_________2011г.

руководитель МО,

Е.В. Андайкина /_______/


Согласовано

заместителем директором по УВР

«__»_________2011г.

Ю.В. Просвирина /_______/



Утверждена

директором МОУ СОШ №23

«__»_________2011г.

С.Н. Типсина /_______/




^ Рабочая программа учебного предмета «Литература»


6 класс


Учитель АндайкинаЕ.В.


Мурманск


Раздел I. Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для обучающихся 6-х классов создана на основе

  • Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ от 05.03.2004 года, №1089),

  • Примерной учебной программы основного общего образования по литературе,

  • авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Базовый уровень) :Москва, «Просвещение» , 2007г , с 19-27)



Учебник-хрестоматия, 6 класс, в двух частях, авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, Москва, «Просвещение», 2008. Учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ.


Дополнительная литература:

  1. «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы», под ред. В.Я.Коровиной, Москва, «Просвещение», 2007.

  2. «Поурочные разработки по литературе», авторы: О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева, И.В.Золотарева, Москва, «Вако», 2007.

  3. «Литература для школьников», авторы: П.Э.Лион, Н.М.Лохова, Москва, «Дрофа», 2008.

  4. «Хрестоматия», пособие по литературе для средней школы, 5-9 классы, составитель Е.В.Абрамовских, Челябинск, «Урал LTD», 2005.

  5. «Тесты по литературе. 5-11 классы», Н.Н.Оглобина, Москва, «Олимп», 2007.

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение и изучение произведений зарубежной литературы программой рекомендовано осуществлять в конце учебного года, считаю целесообразным это делать по-другому, тематически объединяя произведения зарубежной литературы с текстами русских авторов, что, на мой взгляд, облегчит процесс осознания и осмысления прочитанного.Поэтому чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.


Данная программа помимо уроков изучения, обсуждения произведений литературы предполагает проведение уроков внеклассного чтения, которые имеют целью не только расширение круга чтения учащихся, удовлетворение их читательского интереса, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, умений и навыков. Программой рекомендованы списки произведений для самостоятельного.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю, 34 рабочих недели.

Сопоставление Примерной и авторской программ выявило определённые несоответствия в выборе и количестве изучаемых произведений, которые представлены в таблице:


Темы

Примерная программа

Авторская программа

Устное народное творчество

Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, исторические песни.

Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, календарно-обрядовые песни.

Древнерусская литература

Повесть о Петре и Февронии Муромских.

Повесть временных лет («Сказание о белгородском киселе»)

Литература XVIII века

-

Русская басня. Басни Крылова, Дмитриева.

Пушкин

И.И.Пущину, Зимнее утро. Дубровский. Выстрел.

И.И.Пущину,

Зимнее утро,

^ Узник.

Выстрел.

Барышня – крестьянка.

Лермонтов

Листок. Три пальмы.

Листок. Три пальмы. Тучи. Утёс.

Гоголь

Ночь перед Рождеством.

-

Тургенев

-

Бежин луг.

Кольцов

Песня пахаря.

-

Тютчев

«Есть в осени первоначальной...»

«Неохотно и несмело...»

«С поляны коршун поднялся...»

Листья.

Фет

«Я пришёл к тебе с приветом...»

«Учись у них – у дуба, у берёзы...»

«Ель рукавом мне тропинку завесила...»

«Ещё майская ночь...»

«Учись у них – у дуба, у берёзы...»

Алексей Толстой

Василий Шибанов

«Где гнутся над омутом лозы...»

Некрасов

Железная дорога.

Железная дорога. Дедушка.

Маяковский

Хорошее отношение к лошадям.

-

Есенин

Песнь о собаке.

Пороша.

«Мелколесье. Степь и дали...»

Платонов

В прекрасном и яростном мире.

Неизвестный цветок.

Рубцов

Звезда полей.

Звезда полей.

^ В горнице.

Листья осенние

Казаков

Тихое утро.

-

Астафьев

Васюткино озеро.

Конь с розовой гривой.

Генри

Дары волхвов.

-

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.

-

Стихотворения Баратынского, Полонского.

Произведения о ВО войне

-

Стихотворения Симонова, Самойлова.

Шукшин

-

Срезал.

Искандер

-

Тринадцатый подвиг геракла.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века.

-

Стихотворения Ахматовой, Блока.

Литература народов мира

-

Произведения Кулиева, Тукая.

Мифы Древней Греции

-

Подвиги Геракла.

Гомер

-

Иллиада. Одиссея.

Сервантес

-

Дон Кихот.

Шиллер

-

Перчатка.

Экзюпери

-

Маленький принц.


Данное противоречие будут ликвидировано за счёт следующих факторов:

  1. Примерная программа располагает резервом учебного времени в 26 часов (5-6 классы).

  2. В большинстве случаев Примерная программа разрешает учителю самостоятельно выбирать произведение указанного автора для изучения на уроке, а в некоторых случаях и автора.

  3. Перенесение изучения произведения в 7 класс (Повесть о Петре и Февронии Муромских, исторические песни, Маяковский «Хорошее отношение к лошадям», Генри «Дары волхвов»).

  4. За счёт уроков внеклассного чтения.



Количество часов в году: 68

Количество часов в неделю: 2

Количество плановых уроков: 40

По развитию речи: 12

Контрольных работ: 5

Внеклассного чтения: 12


Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения литературе:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по литературы;

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

- овладение способами устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободно евладение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

- умение давать развернутый ответ на вопрос; рассказывать о литературном герое, давать его характеристику;

- умение написать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

- освоение лингвистической, культкурологичесокй , коммуникативной компетенций.

^ Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культур, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору и использованию информации.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции Государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные споосбы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В Государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.


^ Данные цели и задачи предусматривают формирование у учащихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

- выделение характерных причинно-следственных связей,

- сравнение и сопоставление,

- умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома,

- самостоятельное выполнение различных творческих работ,

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,

- составление плана, тезиса, конспекта,

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов совей деятельности,

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


В 6 классе у детей продолжается формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 6 классе, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в системе и содержании уроков в данном планировании. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.


^ В своей работе учитель должен ориентироваться в своей работе с детьми на требования к уровню подготовки выпускников основного общего образования:



следующая страница >>