velikol.ru
1

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования по образовательной области «Технология» и разработана в соответствии с Примерной программой начального общего образования, авторской программой Т. Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство и художественный труд», утверждённой МО

РФ (Москва, 2007 г.), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.)

Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год.

Учебный курс создан в соответствии с концепцией модернизации российского образования, с опорой на положения правительственных документов по вопросам воспитания у граждан любви к отечеству, национально­го достоинства, интереса к культурно-историческим тра­дициям русского и других народов страны.

Основные цели программы:

• обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента начального общего образова­ния по предмету «Тех­нология. Художественный труд»;

• содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народно­го искусств, окружающего мира;

• способствовать освоению первичных знаний о раз­нообразии и специфике видов и жанров профессиональ­ного и народного искусства (графика, живопись, декора­тивно-прикладное, архитектура, дизайн);

• содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобрази­тельного искусства и народных традиций в художествен­ных технологиях; воспитанию нравственных и эстетиче­ских чувств: любви к родной природе, своему народу, Роди­не, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

• обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятель­ности с различными материалами;

• способствовать формированию образного мышле­ния, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.

^ Содержание программы «Технология. Художественный труд» представлено в виде следующих разделов:




п/п

Содержание раздела

Приобретение начальных технологических

^ Овладение начальными трудовыми умениями

Формирование трудового опыта

1

Работа с бумагой


Бумага (писчая, тетрадная, аль­бомная, белая, цветная); об инструментах и материа­лах для скрепления (ножницы, клей ПВА); о простей­ших способах технологической обработки бумаги: сгиба­ние, скручивание, сминание, обрывание, складывание, вырезывание, надрезание; склеивание; плетение (пря­мое) из бумажных лент; аппликация; простейшие базо­вые формы техники оригами («треугольник», «змей», «дверь»); об обозначениях в технологической карте: ли­ния отреза, линия сгиба, место нанесения клея, напра­вление складывания, вдавливание.



Обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности), разметка по линейному рисунку, по сгибу, тетрадной разлиновке, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовки, сложенной вдвое и вчетверо. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов сминания, обрывания, скла­дывания; художественного вырезывания, плетения; приемы оригами; аппликация; организация рабочего места; коллективная оценка результатов работы.

^ Изготовление изделий из бумаги: поздравительная открытка с использованием приемов складывания, вырезывания, надрезания, приклеивания, сминания;

конструирование из бумаги: из вдвое сложенного листа (маски, флажки, гирлянды); по мотивам тради­ционного изделия — «птица-ковш» и др.; оригами (пти­цы, кораблики, цветы, маски для пальчикового театра), модульное оригами (фонарики);

конструирование из бумаги и готовых вспомога­тельных форм: санки;

декоративные композиции: панно в технике художе­ственной вырезанки и аппликации по мотивам природ­ных форм; салфетка по мотивам традиционной вышив­ки; коврик в технике плетения из бумажных лент, ком­позиция в технике сминания и обрывания.




Работа с тканью


Ткани из натуральных растительных волокон (хлопчатобумажные, льняные); нитки (швейные, вышивальные, вязальные, штопальные); об инструмен­тах и приспособлениях: ножницы, иглы, булавки; вы­кройки, игольницы; о способах декоративного оформле­ния изделий из ткани: вышивка, аппликация.

Выбор ткани (по цвету, рисунку, плотности); разметка по шаблону; выкраивание деталей в разворот; выполнение изделий из ткани с помощью скручивания, присборивания, связывания; вышивка шва­ми «вперед иголку» с вариантами «веревочка», «змей­ка», швом «за иголку»; организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; коллек­тивная оценка результатов работы.

Изготовление изделий из ткани: салфетка, дорожка, закладка с вышивкой по мотивам традиционных изде­лий из ткани народов России, панно по мотивам тради­ционного лоскутного шитья в технике аппликации;

конструирование из ткани: кукла-скрутка по мотивам традиционных игрушек из лоскута.




Работа с пластичными материалами


Глина, пластилин, тесто, их свойства (пластичность, цвет); об инструментах и приспособлениях: стеки, доска, посуда для воды, тря­почка, печатки для декора; о способах декора изделий из пластичных материалов: роспись, налепы, вдавли­вание.


Приемы лепки (скатывание, раскатывание, вытягивание, сплющивание, скручивание, примазывание); способы лепки (по частям, из целого куска); приемы декора изделий (роспись, налепы, вдавливание); организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; коллек­тивная оценка результатов работы.

Лепка из глины (пластилина, теста): каравай, калач, крендель по мотивам традиционной выпечки; «жаворон­ки» по мотивам обрядового весеннего печенья; глиняные игрушки на основе работ каргопольских и дымковских мастеров




Работа с природными материалами


Виды природных материалов (солома, листья, плоды, семена, ягоды и др.); их при­родные свойства (форма, цвет); основы экологического сбора природных материалов; об инструментах и при­способлениях: нити, тесьма, иглы, ножницы; о декоре изделий из природных материалов с помощью плетения, цветных нитей, тесьмы.

Приемы заготовки и хранения природных материалов; приемы изготовле­ния изделий с помощью скручивания, связывания, сги­бания, нанизывания, наклеивания, склеивания, скреп­ления на пластилине; практическая работа по техно­логической карте; коллективная оценка результатов работы.

Изготовление изделий из природных материалов: панно из листьев, цветов, трав, семян в технике аппли­кации;

конструирование из природных материалов: игрушки из соломы по мотивам традиционных кукол-стригушек; куклы из природных материалов на основе традицион­ных «моховичков», «лесовичков»; бусы из плодов, ягод, семян по мотивам традиционных украшений.



.

^ Тематическое планирование уроков художественного труда

Ведущая тема года: ДЕЛУ ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ ЧАС


^ Тема раздела



п/п

дата

корректировка

Тема урока

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

^ 1 четверть (9ч)



ОСЕНЬ-ПРИПАСИХА



1







^ Какого цвета осень?

Сбор даров природы (листьев, цветов, трав, семян) для уроков ху­дожественного труда

Применять правила и приемы заготовки, сушки и подготовки природ­ного материала к работе; правила безопасной работы с клеем.

Анализировать объект, планировать этапы изготовления аппликаций из целых форм расте­ний (на основе общих приемов).

Анализировать особенностей растительных форм.

Исследовать изменения свойств природных ма­териалов в зависимости от степени их высушивания.

Систематизация материала в коллекции образцов природного мате­риала растительного происхождения родного края.

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы; соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Познавательные

  1. Общеучебные:

    • Структурирование знаний;

    • Осознанное построение речевого высказывания.

  2. Логические:

  • Анализ;

  • Синтез;

  • Сравнение и классификация объектов

  1. Самостоятельное построение способов решения проблем

Регулятивные

  • Планировании;

  • Контроль;

  • Коррекции;

  • Оценка.

Коммуникативные

  • Планирование учебного сотрудничества;

  • Управление поведением партнера;

  • Умение полно и точно выражать свои мысли.

Личностные

  • Смыслообразование

  • Самоопределение

  • Нравственно-этическая ориентация

2







Пучок соломы, обра­тись в куклу! Худо­жественное конструи­рование по мотивам традиционных кукол-стригушек

3







Хлебушко — калачу дедушка. Лепка из глины, пластилина или теста по мотивам тра­диционного печенья

4







Природа-художница.

Аппликация из при­родных материалов

5







^ Бусы с осеннего кус­та. Художественное конструирование из природных материа­лов

6







^ Пора отлета птиц.

Объемное конструи­рование птицы с ис­пользованием приема гофрирование

7







^ В золоте хохломы — золото осени. Худо­жественное конструи­рование из бумаги на заданную тему по мо­тивам традиционного изделия — «птицы-ков­ша»

8-9







^ Моховички — лесные человечки. Объемное конструирование из природного материа­ла по замыслу

2 четверть (7ч)



ЗИМА-РУКОДЕЛЬНИЦА

1







^ Плетем разноцветный коврик. Плетение из бумажных полос по заданным условиям

Выполнять отмеривание ниток; скручивание и плетение ниток в три и четыре пряди; вдевание нитки в иглу, закрепление ее на ткани; выполнение строчки прямых стежков и декоративных швов на ее основе.

Наблюдения и опыты за общими свойствами нитей и тканей (цвет, толщина, прочность). Исследовать свойства материала, технологические свойства, способы обработки, приемы работы с приспособлениями. Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы; соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Систематизация и оформление коллекции образцов видов ниток (швейных, вязальных, вышивальных).


Познавательные

  1. Общеучебные:

    • осознанное, произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

    • поиск и выделение необходимой информации;

    • рефлексия; контроль и оценка результатов деятельности.

  2. Логические:

  • анализ;

  • синтез;

  • сравнение объектов.

Коммуникативные

  • умение слушать и вступать в диалог;

  • планирование учебного сотрудничества

  • владение диалогической и монологической речью

Личностные

    • самоопределение

    • смыслообразование

    • нравственно-этическая ориентация

Регулятивные

  • прогнозирование

  • планирование

  • контроль

  • коррекция

  • оценка

2







Куда иголочка — ту­да и ниточка. Укра­шение салфетки на основе вариантов шва «вперед иголку»

3







^ Скрутим куклу лад­ную, милую, наряд­ную. Художественное конструирование из ткани по мотивам тра­диционной лоскут­ной куклы

4







^ Секреты вышитых узоров. Аппликация из бумаги по моти­вам традиционной строчевой вышивки

5







^ Сани-самокаты раз­украшены богато.

Объемное конструиро­вание из бумаги са­нок по образцу

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы; соблюдать приемы безопасного и рационального труда для работы с бумагой.

Выполнять разметку деталей по шаблонам, на глаз, с помощью копировальной бумаги; симметричных деталей; деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части сгибанием; резание и вырезание деталей. Исследовать свойства материала, технологические свойства, способы обработки, приемы работы с приспособлениями.


6







^ Бумажный листочек, как снежный комо­чек. Плоскорельефное моделирование на ос­нове приемов сминания, разрывания (зим­ние мотивы — де­ревья, снеговик, су­гробы и т. д.)

7







^ Мастерим новогодние маски и фонарики.

Художественное кон­струирование ново­годних масок, игру­шек на основе приемов симметричного выре­зывания, складывания, скручивания, приклеи­вания, аппликации

3 четверть (9ч)


^ ВЕСНА ЯРМАРОЧНАЯ

1-2







В гостях у мастеров каргопольской игруш­ки. Лепка из глины каргопольской игруш­ки

Организация рабочего места для лепки.

Применять правила и приемы лепки из глины (пластилина) пластиче­ским способом. Исследовать свойства материала, технологические свойства, способы обработки, приемы работы с приспособлениями

Технология изготовления изделий из глины (пластилина) на основе общих приемов лепки пластическим способом.

Наблюдать и выявлять с помощью опытов свойства глины. Разработка и изготовление изделий из глины (пластилина) на основе общих приемов лепки пластическим способом.

Выполнять разметку деталей по шаблонам, на глаз, с помощью копировальной бумаги; симметричных деталей; деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части сгибанием; резание и вырезание деталей. Исследовать свойства материала, технологические свойства, способы обработки, приемы работы с приспособлениями.

Познавательные

  1. Общеучебные:

    • поиск и выделение необходимой информации;

    • моделирование

    • структурирование знаний;

    • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

  2. Логические:

    • анализ;

    • синтез;

    • сравнение, классификация объектов.

    • Выдвижение гипотез и их обоснование

  3. Постановка и решение проблемы:

    • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные

  • планирование учебного сотрудничества;

  • постановка вопросов;

  • управление поведением партнера;

  • умение полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные

  • планирование;

  • контроль;

  • коррекция

  • оценка.

Личностные

    • самоопределение

    • смыслообразование

нравственно-этическая ориентация

3-4







^ Богатыри земли Рус­ской. Художественное конструирование из бумаги с опорой на особенности тради­ционного костюма и снаряжения русских богатырей

5







Чудо-замок. Архи­тектурная компози­ция на заданную тему в технике тек­стильного коллажа

6







^ Весна-красна — празд­ник света и тепла.

Художественное кон­струирование из бу­маги поздравитель­ной открытки

7







^ Дымковская игрушка.

Лепка из глины (пла­стилина) по мотивам дымковской игрушки

8







^ Встречаем весну пти­цами. Лепка из теста (глины) по мотивам традиционного рус­ского обрядового ве­сеннего печенья

9







^ Плыви, плыви, кораб­лик. Художественное моделирование кора­бликов из бумаги (оригами)

4 четверть (8ч)

^ ЛЕТО СТРАДНОЕ


1-2







Театр на ладошке. Ху­дожественное конст­руирование из бума­ги пальчиковых ку­кол с элементами ори­гами

Выполнять разметку деталей по шаблонам, на глаз, с помощью копировальной бумаги; симметричных деталей; деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части сгибанием; резание и вырезание.

Выполнять отмеривание ниток; скручивание и плетение ниток в три и четыре пряди; вдевание нитки в иглу, закрепление ее на ткани; выполнение строчки прямых стежков и декоративных швов на ее основе.

Наблюдения и опыты за общими свойствами нитей и тканей (цвет, толщина, прочность). Исследовать свойства материала, технологические свойства, способы обработки, приемы работы с приспособлениями. Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы; соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Систематизация и оформление коллекции образцов видов ниток (швейных, вязальных, вышивальных).

Познавательные

  1. Общеучебные:

  • выбор эффективных способов решения задач.

  • структурирование знаний

  • рефлексия

  1. Логические:

  • анализ;

  • синтез;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

  1. Постановка и решение проблемы:

  • Самостоятельное создание способов решения проблем.

Регулятивные

  • планирование;

  • контроль;

  • оценка;

  • коррекция.

Личностные

  • самоопределение

смыслообразование


3-4








Стежок за стежком, стебелек за стебель­ком. Вышивание сал­фетки по мотивам традиционных вы­шитых узоров

5-6







^ Сделаем из лоскут­ков коврик разно­цветный. Лоскутная композиция в техни­ке коллажа по моти­вам традиционного лоскутного шитья

7-8







^ Праздник труда. Вы­полнение коллектив­ной композиции (пан­но) по собственному замыслу с использо­ванием разного мате­риала


Требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс

В результате изучения художественного труда ученик должен:

знать/понимать

• значение слов: художник, народный мастер; композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; аппликация, коллаж, флористика, вышивка, узорное ткачество, набойка, гончар, русский народный костюм;

• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

• основные средства выразительности графики, декоративно-прикладного искусства;

• особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

• название материалов, ручных инструментов и при­способлений, их значение, правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда;

• условные обозначения, применяемые при художест­венной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;

• правила техники безопасности при работе с режу­щими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;

• способы и приемы обработки различных материа­лов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные расти­тельные материалы);

уметь

• организовывать свое рабочее место; ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;

• составлять композиции с учетом замысла;

• применять основные средства художественной вы­разительности в рисунке и живописи (с натуры, по па­мяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях;

• решать художественно-трудовые задачи по созда­нию изделий из бумаги, ткани, глины, природных мате­риалов;

• выполнять на бумаге разметку с помощью склады­вания, по выкройке, по линейке; на ткани — с помощью выкройки;

• конструировать из бумаги на основе техники ори­гами, гофрирования, сминания, сгибания;

• применять прямолинейное и криволинейное выре­зывание с помощью ножниц;

• конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

• выполнять набойку, используя простейшие виды штампиков;

• выполнять стежки швами «вперед иголку» и «за иголку»;

• конструировать из природных материалов (соломы, мочала, шишек, веточек, семян, плодов и др.) на осно­ве приемов скручивания, скрепления, нанизывания;

• пользоваться простейшими приемами лепки: тя­нуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность;

использовать приобретенные знания и умения в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

• проявления эмоционального отношения к произве­дениям изобразительного и народного декоративно-при­кладного искусства, к окружающему миру;

• выражения собственного мнения при оценке произ­ведений искусства;

• проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;

• проявления положительного отношения к процессу и к результатам труда — своего и других людей.