velikol.ru
1

Развитие речи на основе ознакомления с явлениями и предметами окружающей действительности . (2 класс, школа VIII вида)


Тема: Изменения в живой и неживой природе с наступлением весны.

Цель:1.Закрепить элементарные представления об изменениях в природе с наступлением весны, обобщить взаимосвязи между явлениями в живой и неживой природе.

2.Учить выделять характерные признаки жизни растений и животных с наступлением весны. Формировать основы научного мировоззрения. Развивать внимание, мышление, память, речь, восприятие.

3.Коррегировать речевые навыки построения предложений, высказываний, память, речь, внимание, слуховое восприятие.

4.Воспитание любви к природе, бережливости, чувства прекрасного.

Оборудование: картинки с изображением цветов, деревьев, зверей, птиц, фланелеграф, кукла-игрушка.

Ход урока

1.Орг. момент

- Тихо: сели, прозвенел звонок. Успокоились, настроились на работу и послушали тишину закрыв глазки.

^ 2.Работа над новым материалом.

- Ребята, слышите, что-то шумит.

- Что это может быть?

- Отгадайте загадку. Кто это у нас по классу пролетел?

Я раскрываю почки

В зеленые листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна

Зовут меня….(весна) – хором

- Верно, вот она какая красавица (картинка девушки весны)

- Ребята, смотрите, письмо,

- Ученикам 2 класса. Весна.

- Откроем?

- Да.

- Дорогие ребята, выслала вам своего помощника ”веселого карандаша” с заданиями. “Вы должны вместе с ним собрать лесную поляну, на которой я живу. Для этого надо разгадывать загадки, картинки узнавать, па вопросы отвечать и призы за работу получать, если вы только справитесь с работой.

- Дети, ну что, где там карандаш?

- Закрыли глазки и посчитали: раз, два, три “где ты?”

- А вот и я – веселый карандаш, буду с вами работать, вам помогать,

- Слушать, все ли вы знаете?

- Ну, что ребята, справимся с заданиями?

- Да

- А вот и первое задание

1 задание

- Какая бывает весна?

- Ранняя, средняя, поздняя.

Март, апрель, май.

- Назовите, как наступает весна?

- Для этого отгадайте загадки

1 Среди поля голубого-

Яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тут ходит,

Землю- матушку обходит,

Светит весело в оконце

Ну конечно, это…..(солнце)

- Молодцы. Это солнышко.

- Все то вы знаете!

- Как оно стало греть? (теплее)

- Что произошло со снегом? (растаял)

2 Загадка. Течет, течет

Бежит, журчит

Что это? ручеек (река)

- А что происходит на реке?

- На реке ледоход. Лед растаял и плывет.

- Какие вы молодцы.

- Ну, так, эту загадку ни за что не отгадаете.

3. Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий

Ходит в тучах прячется,

Во мгле. Только ноги на земле.

Кап. Кап да кап. Что это (дождь)

- Верно, и с этим справились.

( по ходу отгадывания-­ картинки- отгадки

прикрепляем на фланелеграф)

­- Да, карандаш мы все знаем?

- И каких бы ты задание ни читал, все отгадаем.

- Ребята здесь еще задание.

- Давайте и их разгадаем, а то призов не получите .

2 Задание

-Какие деревья распускаются первыми.

-Отгадываем загадки.

1. Как это грустно

Сто лет без движения

В воду глядеть

На свое отражение

Свесила ветки с обрыва

Такая грустная………..(ИВА)

-Молодцы, посадили иву на полянку .

2 -Вторая загадка

-Что же это за дерево.

На поляне весной

Вырос желудь молодой

Что это (ДУБ)

-Верно. Посадили дуб.

-Тоже первым распускает листочки.

-А вот и последняя загадка о деревьях

Она весну встречает

Сережки надевает

Накинута на спинку

Зеленую косынку

А платьице – в полоску

Ты узнаешь…..(БЕРЕЗКА)

-Вот молодцы. Я вам ручку пожму

-Все то вы знаете (карандаш говорит)

-А для чего надо охранять деревья,

не ломать ветки?

-Чтобы красиво было. От жары укрывают.

-Но вот следующее задание ни за что не

разгадаете.

3 Задание

-Какие первые цветы распускаются весной?

-Здесь загадка и картинки (назвать цветы)

(называем и сажаем на фланелеграф)

-Первое задание картинки:

Только снег в лесу мать-и-мачеха

Сошел я голубеньким медуница

расцвел (подснежник) ветреница

(по очереди выходят к доске с цветами)

-Для чего охранять цветы?

-Чтобы красиво было. Они дома завянут,

пропадут.

-Какие вы молодцы, все цветы знаете:

-Ой, ребята, да здесь еще есть задания

4 Задание

-Каких первых, весной прилетающих

птиц вы знаете?

-Отгадываем загадки.

На шесте - дворец

Во дворце-певец

А зовут его ….(скворец).

Всех перелетных птиц черней

Чистит пашню от червей

Целый день по пашней вскачь

И зовется птица ….(грач)

-Молодцы, сажаем птиц. Прилетели они

весну принесли на своих крыльях.

-Вот даже художники рисовали их первых

весенних гонцов. Саврасов “Грачи прилетели”

(Показать)

-А птиц надо охранять? Как от них польза?

-(червей, мошек едят, поют для нас песни).

-Верно, Молодцы. А вот и последние задание.

5 Задание

-Как звери встречают весну?

-Назовите этого зверя? (медведь)

-Как он встречает весну?

(просыпается, линяет, детеныши появляются)

-А это такая хитрая? (лиса)

-А у нее что происходит? (детеныш линяет)

-А это что за зверек? Белка.

-Какие у нее изменения с весной? (ответы)

-Верно, у всех зверей появляется весной

детеныши, звери линяют, меняют старую

шерсти на новую.

-А этот зверек меняет свою шкурку?

-Да, у ежика выпадают старые иголки,

а новые растут.

-А какой зверек цвет шубки меняет?

-Верно заяц, (белую на серую)

-Вот Карандаш мы справились с твоими

заданиями. Теперь давай нам призы ,что

весна прислала. Мы же знаем где она

живет.

Нет, у меня еще игры есть для вас, чтобы

Узнать какие вы внимательные.

А) Игра “Так бывает или нет?

-учитель называет несколько предложений.

Летом, когда ярко светит солнце,

Или весной, мы пошли в пальто и

Шапке на прогулку. Сделали из снега горку

И стали кататься” и т.д. и т.п.

-Так бывает или нет? Доказать. Молодцы,

справились.

Лови и назови.

Мяч бросать и называть время года,

Зима, весна, лето, осень, зима, весна.

-Верно, без ошибок справились с заданием.

-Да, а теперь вы расскажете по карточке

3 Итог урока.

-которую составили “ Как же наступает

весна в живой и неживой природе.

-Ответы у доски.

-Молодцы, вы справились заданиями

Карандаша и за это весна вам прислала

Сладкие призы (вручение)

-На этом я прощаюсь с вами. До свидания.


Физминутки (две к уроку)

А) Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел

Шевельнулся, потянулся

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется

Бабочка кружит и вьется.


Б) Мы весной цветы весной сажали

Их из лейки поливали.

Ветерок летит, чуть дышит

Лепестки колышет

Вот и вечер наступает лепестки

(цветки) засыпают.


.