velikol.ru
1



Развитие речи старших дошкольников

с общим недоразвитием речи

в процессе создания сравнений и составления загадок


(Использование элементов технологии ТРИЗ)


Введение

«Духовная жизнь вашего ребёнка

полноценна тогда,

когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он - засушенный цветок».

В. А. Сухомлинский.


Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми. Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность).

Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. ТРИЗ-педагогика оформилась как самостоятельное педагогическое направление в конце 80-хх гг. XX века. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.

Умелое использование приемов и методов ТРИЗ при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими общее речевое недоразвитие, успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, образную речь, диалектическое мышление.

Одним из объектов изобретательства для дошкольников является загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок — это творчество, доступное даже 4 — 5-летним детям.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайда или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Педагог выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А.А.Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить и изъясняться системно, с пониманием происходящих процессов.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.


Подготовительная работа

Работа начинается со знакомства с помощниками – это "Волшебники" (анализаторы)

У человека пять органов чувств. Нос воспринимает запах, ухо - звук. Язык ощущает вкус, рука – дает тактильные ощущения (то и другое дает информацию о признаках материала, влажности, температуре, форме, количестве, частях). Глаз дает представления о зрительном образе объекта, уточняет все предыдущие признаки – о пространственном расположении объекта, о размере и цвете.

Таким образом, уточняем, какие признаки объектов могут быть «считаны» разными органами чувств.

5 чувств

5 органов чувств

5 способов что-либо обнаружить

Зрение

Глаза

Увидеть

Слух

Уши

Услышать

Осязание

Кожа

Пощупать

Обоняние

Нос

Понюхать

Вкус

Язык

Попробовать на вкус



Приложение 1 «Восприятие признаков объектов «Волшебниками» (анализаторами)»


Этапы игровых упражнений

I ЭТАП Создание сравнений.

Вначале отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

Технология создания сравнений:

I. Модель составления сравнений:

педагог называет какой-либо объект;

обозначает его признак;

определяет значение этого признака;

сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

Пример:

цыпленок (объект №1);

по цвету (признак);

желтый (значение признака);

такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).

На первый взгляд фраза, произнесенная таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак – это понятие более общее, чем значение данного признака.

Пример: «Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко».

Далее предлагается детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме – солнце, колесо, тарелка).

Педагог побуждает детей к составлению сравнений по заданным признакам: предлагает детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Взрослый помогает ребенку составить фразы типа: «Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике».

Далее тренинги усложняются:

II. Модель составления сравнений:

В составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята);

в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).

Детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

Дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному педагогом признаку. Логопед указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, и т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.

ПР: дерево по цвету золотистое, как монетки (логопед задал признак цвета, а его значение – золотистое – выбрано ребенком).

Примеры из ответов детей группы с нарушением речи (первый год обучения)

- Бабочка по цвету якая, как радуга после дождя.

- Цветы по запаху ароматные, как любимые мамины духи.

Алгоритмы по созданию образных характеристик достаточно легко усваиваются дошкольниками и дают возможность значительно повысить уровень выразительности их речи.


II ЭТАП Составление загадок.

Теперь можно переходить к следующему этапу, во время которого отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки.

Технология обучения детей составлению загадок

Загадки составляются с помощью трех основных моделей. Обучение должно идти следующим образом.

Педагог вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1

Какой?

Что бывает таким же?

 

 

 

 

 

 

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным педагогом признакам.

- Какой самовар по цвету? - Блестящий. (Логопед записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.)

- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Педагог просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

- Что бывает таким же?

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

ПР: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.

После заполнения таблички педагог предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

Целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

После освоения модели "Какой - что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар блестящий, как начищенная монета).

Загадки детей группы с нарушением речи (первый год обучения)

Высокое,

как строительный кран,

^ С листьями,

но не новенький альбом,

Зеленеет,

но не сочная трава.

(дерево

Зеленый, как молодая гусеница,

Легкий, как пушистая снежинка,

Растет, но не полевой цветок,

На дереве, но не на осине.

(лист березы)



Круглое,

как резиновый мяч,

Горячее, как раскаленный утюг,

Яркое, но не настольная лампа.

(солнце)

Мокрый, но не дождь,

Холодный, но не мороженое,

Грязный, но не поросенок.

(весенний снег)


Зеленый, но не трава,

Круглый, но не медаль,

Березовый, но не сок. (лист березы)




Зеленый, как газон,

Длинный, но не банан,

Твердый, как яблоко.

(огурец)


Круглый,

но не глобус,

Красный, как глазок светофора,

Сочный, но не спелый апельсин,

С хвостиком, но не игривая собака,

Блестящий, как чистое стекло.

(помидор)

Белый, как заяц зимой,

Много перьев, но не подушка,

Длиннолапый, как пеликан,

Длинношеий, но не страус.

(аист)



Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.


Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Модель 2

Что делает?

Что (кто) делает так же?

 

 

 

 

 

 



Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.

- Что делает ежик? - Пыхтит, собирает, семенит.

- Пыхтит как кто или что? - Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение"). - Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение").

- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение").

- Собирает как жадина (сравнение на "занижение").

- Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение").

- Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение").

Далее предлагается составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".

ПР: Составление загадки про ежика с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".

ПР: Составление загадки про ежика с приемом "занижение": "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном".

Загадки детей группы с нарушением речи (первый год обучения)

^ Летает, но не бумажный самолет,

Роет норки, но не слепой крот,

Ловит насекомых, но не болотная лягушка

(ласточка)


Быстро летает, но не реактивный самолет,

Звонко поет, но не веселый ребенок,

^ Строит жилье, но не опытный плотник.

(соловей)




Прыгает, как зеленый кузнечик,

Катиться, как мальчик на самокате,

^ Лежит, но не кошка в траве.

(мяч)



Особенностью освоения модели 3 является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.


Модель 3

На что похоже?

Чем отличается?

 

 

 

 

 

 



Протокол составления загадки про гриб:

- На что похож гриб? - На мужичка.

- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.

- Еще на что похож? - На дом, но без окон.

- А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: "Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".

Загадки детей группы с нарушением речи (первый год обучения)

^ Похожа на облако, но никуда не плывет,

Похожа на море, но нет волн,

Как зеркало, но нельзя разбить.

(лужа)

Похожа на жука, но нет лапок,

Похожа на улитку, но быстро движется,

^ Как дом, но нельзя побегать.

(легковая машина)




Созданную загадку дети выразительно повторяют несколько раз.

Когда алгоритм составления загадок усвоен детьми, предлагаются следующие формы работы:

- составлять загадки коллективно для одного отгадывающего.

- составлять загадки для подгруппы детей.

- разбить детей на команды и организовать соревнование между командами.

-предложить составить загадки дома, и подключить к домашней работе родителей. Тогда необходимо выдать детям бланки с опорами. На одной стороне бланка пишется (родителем) и рисуется (ребенком) загадка, на другой — ответ. Ребенку дается опора устно (она хорошо запоминается).

Здесь мы не используем составление загадок в уме, т. к. эти загадки предполагают кропотливую работу над словом.

Педагог стимулирует детскую речевую активность, предлагает использовать яркие, образные сравнения. Сочинять сравнения, загадки и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.


Заключение

На современном этапе логопедической практики особо остро встает вопрос о разработке эффективной методики развития образности речи как варианта коррекции связного монологического высказывания у дошкольников с ОНР.

Используя данные технологии, качественно решается задача обучения составления детьми загадок, образных сравнений.

Ребенок считает, что он составляет загадку о конкретном предмете. Мы, взрослые, знаем, что важнее то, что составляя загадку, ребенок устанавливает связи между анализаторами и именами признаков, представляет возможные ощущения, думает о том, что было и будет с конкретным объектом, делает сравнения по выбранному признаку, обогащает свою речь.

Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.

Обязательно сохраняйте работы детей. Проанализируйте созданные тексты, спланируйте пути дальнейшего развития речи ребенка. Собрав творческие работы и дополнив их рисунками – иллюстрациями можно создать первую книгу речевого и изобразительного творчества детей своей группы!


Литература

  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательской задачи. - 3-е изд., дополненное. - Петрозаводск: Скандинавия, 2003. - с. 240.

  2. Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук - Ульяновск, 2001. - 52 с.

  3. Григорович Л.А. Формирование творческого мышления в дошкольном возрасте. //Журнал практического психолога. - 1996. - №3.

  4. Григорович Л.А. Формирование элементов творческого системного мышления на начальном этапе становления личности. Ж. "Школа" -М.,1997, №2., с.49-53

  5. Гуткович И.Я. Приемы РТВ в обучении составлению сказок дошкольников. // Тезисы докладов Региональной научно - практической конференции "Использование элементов ТРИЗ в обучении дошкольников и младших школьников". - Челябинск, 5 - 6 июня, 1998. - С. 13-15.

  6. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. Докторская диссертация. М., 1990.

  7. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.- Минск, 2000г.- 97с.

  8. Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником. - Рига, изд-во "Эксперимент", 1994.

  9. Нестеренко А.А. Страна загадок. -Ростов-на-Дону, из-во РГУ, 1995.

  10. Сидорчик Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. - Обнинск: ООО "Росток", 1998.- 64 с.

  11. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Технология составления творческих текстов по картине. (Пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений). - Челябинск: ИИЦ "ТРИЗ - инфо". 2000. - 44 с.

  12. Творческие задания в работе с дошкольниками: Сборник методических материалов НМЦ № 242 "Садко" /Под общ.ред. Т.А.Сидорчук. - Челябинск, 2000. -

  13. Хоменко Н.Н. Использование игры "Да-Нет" при обучении ТРИЗ. Материалы к семинару, - Минск, 1995.

  14. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и проблемы образования. // Тезисы докладов 2-й региональной научно - практической конференции "Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ". - Челябинск, 4 - 5 июня, 1999. - С.19-21.



Приложение 1 «Восприятие признаков объектов «Волшебниками» (анализаторами)»


^ Волшебник «Я вижу»




Цвет



Форма (объемная, плоскостная)


Размер (высота, длина, ширина)



Количество


Части







Материал (вещество)



Изменения во времени


Рельеф (поверхность объекта)



Структура (соотношение и расположение частей)




Место


Ориентация в пространстве



Действия (движение)



^ Волшебник «Я ощущаю лицом и руками»




Температура


Форма (объемная, плоскостная)


Размер (высота, длина, ширина)



Количество


Части







Материал (вещество)


Изменения во времени


Рельеф (поверхность объекта)



Вес (масса)


Влажность



Структура (соотношение и расположение частей)




Место


Ориентация в пространстве



Действия (движение)



^ Волшебник «Я пробую на вкус»





Вкус





Влажность




Количество





Части









Материал (вещество)





Структура (соотношение и расположение частей)





Изменения во времени



^ Волшебник «Я ощущаю запах»





Запах




Количество



Части








Материал (вещество)




Изменения во времени


Ориентация в пространстве



Влажность



Место


Структура (соотношение и расположение частей)



Действия (движение)




^ Волшебник «Я слышу звук»




Звук




Действия (движение)




Ориентация в пространстве








Материал (вещество)




Изменения во времени


Размер (высота, длина, ширина)



Структура (соотношение и расположение частей)




Место



Части




Количество




Приложение 2

Перспективный план работы клуба для родителей «ГОВОРУН»

Содержание мероприятия

1.Консультация: «Особенности речевого развития детей 5-6 лет».

2.Презентация: «Речевые трудности у детей старшего дошкольного возраста.»

3.Обратная связь: «О чем хотите спросить?» (логопед отвечает на вопросы родителей).

1.Презентация: «Технологии ТРИЗ».

Памятка для родителей «ТРИЗ в развитии речи»

2.Семинар-практикум: « Составление сравнений: модельI, модель II»

3.«Игротека для родителей»

1 .Консультация: «"Волшебники" – помощники ТРИЗ».

2. « Памятка для родителей «ТРИЗ в развитии речи»

3 .Семинар-практикум: « Составление загадок»

4. «Игротека для родителей»

1. Консультации по запросу родителей

2. «Игротека для родителей»

1. Консультация: «Чтобы труды не пропали даром…» (контроль звуков в самостоятельной речи у ребенка).

2. Практикум создание книги «Играют родители» (по загадкам, созданным родителями на семинаре с иллюстрациями детей).:

^ 3.Обратная связь: «О чем хотите спросить?» (логопед отвечает на вопросы родителей).

Тема, цель мероприятия


Тема: «Речевые трудности у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: познакомить родителей с особенностями речевого развития и нарушениями речи у детей 5-6 лет, содержанием коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях группы для детей с нарушением речи.

^ Тема: «Развитие словарного запаса детей через использование технологии создания сравнений».

Цель: познакомить родителей с моделями составления сравнений (технология ТРИЗ)

^ Тема: «Учимся создавать загадки».

Цель: познакомить родителей с технологией составления загадок, способствующей развитию фантазии детей, мышления и образной речи.

^ Тема: «Индивидуальные консультации».

Цель: дать рекомендации по развитию речи ребенка

Тема: «Чем и как развивать речь ребенка летом».

Цель: дать рекомендации родителям на летний период по использованию игр«Игротеки для родителей»

^ Сроки проведения

сентябрь


октябрь


декабрь

февраль-

апрель

май



Приложение 3


Игротека для родителей

Уважаемые родители! Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее.

Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.

Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности.

Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

«Только весёлые слова»

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.

Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

«Автобиография»

Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.

Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только в душе». (Лампочка).

^ Волшебная цепочка»

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т.д. Что может получиться?

Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.

«Антонимы в сказках и фильмах»

Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны будут угадать истинное название -антоним, а Ребёнок должен будет угадать истинное название Сказки.

Примеры заданий:

"Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");

"Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");

"Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");

"Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");

"Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");

"Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");

"Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино"); "Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине"); "Деревянный замочек" - ("Золотой ключик");

"Если вдруг:"

Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например, если вдруг на Земле исчезнут:

• Все пуговицы;

• Все ножницы;

• Все спички;

• Все учебники или книги и т. д. Что произойдёт? Чем это можно заменить?

Ребёнок может ответить: "Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д."

Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:

• Живая вода;

• Цветик-семицветик;

• Сапоги-скороходы;

• Ковёр-самолёт и т. д.

"Подбери слово"

Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).

«Антонимы для загадок»

Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем Взрослый загадывает Ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема "Животные".

Обитает в воде (значит, на суше);

Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);

Хвост очень длинный (значит, короткий);

Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);

Очень любит солёное (значит, сладкое).

Кто это?

«Придумай рассказ»

Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

Закончи фразу:

  1. Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая).

Пластилин мягкий, а камень... (твердый).

2. Ручей мелкий, а речка... (глубокая).

Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).

3. Кашу варят густую, а суп... (жидкий).

Лес густой, а иногда... (редкий).

4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая).

Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).

5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый).

Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые).

Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет... (грязный).

- Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется.

- Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)?

- Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.)

- Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и братишку потерял)».

- Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре).

«Скажи точнее»

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

- Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.

Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный...) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый...) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласкою и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)

- Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.)

«Чудесные превращения»

Игру можно построить следующим образом: детям раздают наборы геометрических фигур и листы бумаги, на которых нарисованы абстрактные формы в виде пятен, закорючек и т.п., служащих отправной точкой будущего изображения. Каждую опору (отдельно или несколько опорных пятен сразу) предлагают достроить до целостного изображения с помощью, например, треугольников (или квадратов, или кругов, или используя различные фигуры). По готовым работам можно придумывать рассказы, прослеживать последовательность действий.

«Веселые картинки»

Для организации игры необходим набор картинок, иллюстраций или открыток (не менее 20шт.) как предметного, так и сюжетного содержания. Суть игры состоит в следующем: картинки выкладываются друг за другом (по одной) в совершенно бессмысленном порядке, но при этом содержание (изображение) каждой последующей стараются связать с предыдущей таким образом, чтобы получился рассказ, сказка или история. После того как литературное произведение будет закончено, картинки собирают и хорошенько перемешивают. Задача детей – последовательно и как можно точнее восстановить все произведение, придуманное по картинкам.

«Что общего»

Эта игра предполагает сравнительный анализ различных сказочных сюжетов с точки зрения сходства и отличия между ними. Например, чем похожи сказки «Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа Метелица»?

«Хороший - плохой»

В процессе этой игры осуществляют попытку выявить позитивные и негативные черты характера героев, оценить их деятельность. Например, за что можно похвалить Кикимору, или что хорошего в том, что Змей Горыныч имеет три головы?