velikol.ru
1

Развитие у студентов навыков самостоятельной работы на занятиях гуманитарных дисциплин.

Куренкова Н.К., преподаватель гуманитарных дисциплин

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Хабаровский торгово-экономический техникум»


Самостоятельные мысли возникают только на основе самостоятельной работы. Самостоятельность в учебе повышает внимание учащихся к изучению материала, активизирует мышление, воспитывает более серьезное и ответственное отношение к работе.

К.Д.Ушинский.


Современный этап развития среднего профессионального образования осуществляется в условиях коренных изменений в государственно-политическом и социально-экономическом развитии страны. В соответствии с особенностями современного этапа и перспективами развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в специалистах среднего звена, изменение их роли, места и функций. Общество предъявляет особые требования к подготовке конкурентоспособного специалиста: высокий профессионализм, компетентность, высокий интеллектуальный уровень, возможности перемены трудовых функций в процессе деятельности. Поэтому задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Необходимо научить будущего специалиста успешно учиться всю жизнь.

Актуальность задачи усиливается еще одним обстоятельством: большинство вчерашних школьников, поступивших в среднее специальное учебное заведение, не имеют серьезных навыков самостоятельной работы, что негативно сказывается на результатах учебной деятельности. Хотя известно, знание, которое приобретается в процессе самостоятельной деятельности, усваивается значительно лучше, по сравнению с тем, которое сообщается педагогом как готовое.

В связи с этим остро встает вопрос о создании в ходе учебного процесса благоприятных условий для формирования у студентов навыков научной организации труда; увеличение объема самостоятельных, умственных и практических действий; навыков самоконтроля.

И.Я.Лернер отмечает: «Творчество ученика в учебном процессе рассматривается, как умение самостоятельно решать известные задачи новым для него способом».

В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента, связан с самостоятельной работой.

Наша задача заключается в том, чтобы развивать у студентов такие качества, как ответственность, умение планировать свое время, потребность в самообучении. Ведь практическая деятельность специалиста ставит перед ними бесчисленное множество проблем, разрешить которые можно лишь при умении самостоятельно работать над приобретением новых знаний.

Гуманитарным дисциплинам отводится особое место. Они призваны развивать у студентов навыки свободной, правильной и красивой речи, способствовать развитию мышления и эстетических чувств, обогащать знаниями русской и мировой истории и литературы, формировать понимание красоты, знакомить с элементарными приемами научно-критического исследования.

Хорошо организованная самостоятельная работа обеспечивает развитие у студентов таких качеств, как организованность, дисциплинированность, активность и целеустремленность, инициатива, настойчивость в достижении поставленной цели, а также приобретение высокой культуры умственного труда, то есть тех профессиональных качеств, которые необходимы современному специалисту.

При подготовке к занятиям следует определить, с какой целью выполняется самостоятельная работа. Такими целями должны быть:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

- углубление и расширение теоретических знаний;

- формирование умений использовать справочную документацию и специальную литературу;

- развитие познавательных способностей и активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений.

^ Самостоятельная работа студентов может быть как в аудитории так и вне ее.

Аудиторная самостоятельная работа выполняется под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию; реализуется при проведении практических занятий, семинаров, выполнении практикумов и во время лекций путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов в форме игры «Что? Где? Когда?» и т. д.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Преподаватели предметно-цикловой комиссии гуманитарных и социально-экономических дисциплин используют в своей работе самые разнообразные виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста, конспектирование текста; выписка из текста, работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей.

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, хронологических таблиц; тематических кроссвордов; тестирование.

- для формирования умений: выполнение упражнений по образцу; выполнение вариативных упражнений; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; рефлексивный анализ профессиональных умений и т.д.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, дисциплины, индивидуальные особенности обучающегося.

Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. В своей работе преподаватели гуманитарных дисциплин используют следующие виды контроля:

- входной контроль знаний и умений студентов в начале изучения очередной дисциплины;

- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях и практических занятиях;

- промежуточный контроль по окончании изучения раздела или курса в целом;

- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;

- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

В последние годы наряду с традиционными формами контроля достаточно широко вводятся новые методы. В первую очередь следует отметить рейтинговую систему контроля, применяемую во многих средних специальных и высших учебных заведениях. Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а так же активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности. Введение рейтинга увеличивает нагрузку преподавателей за счет дополнительной работы по структурированию содержания дисциплин, разработке заданий разного уровня сложности. Такой вид контроля позволяет преподавателю раскрыть свои педагогические возможности и совершенствовать учебный процесс.

Преподаватели гуманитарных дисциплин широко используют в своей практике тестовый контроль знаний и умений студентов, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, в значительной мере освобождает его от рутинной работы и позволяет в большей степени сосредоточиться на творческой части преподавания, обладает высокой степенью дифференциации по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализации рейтинговых систем контроля, дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента. Весьма эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов. В этом случае студент сам проверяет свои знания. Не ответив сразу на тестовое задание, студент получает подсказку, разъясняющую логику задания и выполняет его во второй раз.

Преподавателями цикла было проведено анкетирование по выявлению уровня самостоятельности в овладении знаниями по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, в котором приняло участи 147 студентов.

На вопрос: какой вид самостоятельной работы расширяет ваш объем знаний, 40% ответили - выполнение рефератов, 32% - подготовка к самостоятельной или практической работе; 21% - написание сочинений и эссе.

На вопрос: какой вид самостоятельной работы вам наиболее интересен, 46% ответили - выполнение рефератов; 42% - подготовка сообщений; и лишь 1% - подготовка к семинарам.

На вопрос: что для вас наиболее интересно: 48% ответили – отвечать на вопросы тестов, головоломок, задач, 25% - разбирать конкретные экономические, исторические и другие ситуации; 21% - участвовать в дискуссии.

На вопрос: что вам дает самостоятельная работа: 27% ответили - приучает к самостоятельному решению вопросов; 25% - расширяет объем знаний; 17% – повышает уровень интеллекта; 14% - повышает познавательный интерес.

На вопрос: как самостоятельная работа может повлиять на приобретение необходимых профессиональных качеств: 47% ответили: повысить уровень грамотности и культуры речи; 27% - научить вести диалог, дискуссию; 22% - приучить к публичному выступлению.

На вопрос: какая самостоятельная работа и по какой дисциплине вам больше всего запомнилась: большинство назвали: создание собственной рекламы и рекламы своего продукта (Экономика Дальневосточного региона); подготовка к конкурсу красноречия (ораторского выступления), практические занятия по культуре речи (Русский язык и культура речи); работа с контурными картами (География); работа с историческими документами и составление кроссвордов (История); анализ поэтического текста (Литература), составление кроссвордов (Иностранный язык).

На основании вышесказанного можно сделать однозначный вывод, что приобретенные студентами навыки при выполнении самостоятельной работы помогут им быстрее адаптироваться в будущей профессии, позволят им повышать свой профессиональный уровень и зажгут, по словам К.Д.Ушинского, «в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».