velikol.ru
1

Тумбаева Татьяна Юрьевна, учитель биологии МКОУ СОШ п. Цементный Свердловской области.
Разработка урока на тему «Разнообразие и значение грибов» в рамках практической части сетевого проекта «Современный урок: кейс-метод».
Класс - 5, общеобразовательный

Время занятия - 45 мин

Вид кейса – обучающий

Тип кейса - эвристический

Цель урока: расширение знаний учащихся о грибах, их строении, многообразии и значении.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с признаками грибов, их строением, многообразием и ролью в природе и жизни человека.

  • Научить распознавать местные виды съедобных и ядовитых грибов.

  • Развивать внимание, познавательную активность, творческое воображение, коммуникационные навыки.

  • Воспитывать бережное отношение к грибам, к природе, к своему организму.

^ Подготовительный этап

Всем ученикам заранее предлагается ознакомиться с материалами кейса, подготовленным учителем и самостоятельно поискать информацию о грибах.

Учащиеся заранее разбиваются на 4 группы. Каждая группа получает задание - проблемный вопрос, о котором необходимо будет рассказать на предстоящем уроке, подготовить презентацию.

^ Задание группам.

Однажды домовенок Кузя попал в ресторан, где отведал грибного супа, который ему очень-очень понравился. Такой вкуснятиной домовенок захотел угостить своих друзей. Знающие люди подсказали, что грибы растут в лесу. Недолго думая, Кузя отправился в лес. В пути его мучили вопросы. Кто такие грибы и как они выглядят? Где и как их собирать? Ребята, расскажите домовенку о грибах и помогите ему собрать грибы для супа.

Проблемные вопросы для групп.

- Грибы это растения или животные? 1 группа.

- Как выглядят грибы? 2 группа.

- Все ли грибы пригодны для супа? 3 группа.

- Как правильно собирать грибы? 4 группа.

^ Ход занятия.

Ребята!

Сегодня у нас необычный урок. Его тему подсказал нам один сказочный герой – домовенок Кузя, которому срочно нужна наша помощь. Я уверена, что вы подготовились к уроку и все вместе мы поможем домовенку справиться с его затруднениями.

Для работы у нас было создано 4 творческие группы, и каждая группа уже поработала над своим вопросом, который актуален не только для домовенка, но и для каждого из нас.

Сейчас каждой группе будет предоставлена возможность выступить по своему вопросу. Время выступления – 10 минут. Остальные группы, внимательно слушая, будут оценивать работу других групп по определенным показателям (критериям), которые прописаны в оценочных листах, лежащих на ваших столах. На оценку каждой группы отводится 2 минуты. В конце урока мы подведем итог. Хочу напомнить, что в оценочных листах есть графа – штрафные баллы, которые может получить группа, если ее участники во время выступления других групп будут себя некорректно вести.

^ Слушаются и оцениваются отчеты групп.

Итак, слово предоставляется первой группе, которой необходимо было выявить характерные признаки грибов, ответив на вопрос – грибы это растения или животные?

Тезисы ответов 1 группы.

- Грибы – своеобразные организмы, которые сочетают в себе признаки растений и животных.

Как растения они

  • растут всю жизнь;

  • могут размножаться спорами;

  • имеют клеточную стенку.

Как животные они

  • питаются готовыми веществами;

  • в состав их клеточной стенки входит вещество – хитин.

  • не имеют хлорофилла.

- Отличительными признаком грибов является наличие грибницы – тела гриба, состоящего из белых паутинистых нитей.

- Вывод: грибы – не растения и не животные, их выделяют в отдельное царство.

Слово предоставляется второй группе, которой необходимо было узнать о строении грибов, ответив на вопрос – как выглядят и где встречаются грибы?

Тезисы ответов 2 группы.

- Всего известно около 100 тыс. видов грибов.

- Грибы могут быть одноклеточными и многоклеточными. Многоклеточные грибы делятся на плесневые и шляпочные.

- Шляпочные грибы кроме грибницы имеют плодовое тело, состоящее из пенька и шляпки.

- Грибы могут быть сапрофитами и паразитами. Некоторые грибы вступают в симбиоз с корнями растений, образуя микоризу (грибокорень).

- Встречаются грибы повсюду, где есть для них пища (органические вещества). (Даются пояснения терминов, приводятся примеры).

- Грибы участники биологического круговорота веществ.
Слово предоставляется третьей группе, которой необходимо было узнать о значении грибов, ответив на вопрос – все ли грибы пригодны для супа?

Тезисы ответов 3 группы.

- Грибы использует человек в виноделии, изготовлении некоторых сортов сыра, хлебопечении, в лекарственных целях, в пищу.

- В пищу используются съедобные шляпочные грибы.

- У некоторых видов съедобных грибов есть виды-двойники (примеры).
Слово предоставляется четвертой группе, которой необходимо было узнать о правилах сбора грибов, ответив на вопрос – как правильно собирать грибы?

Тезисы ответов 4 группы.

- Собирать следует только известные вам грибы.

- Нельзя собирать грибы старые, растущие вблизи дорог.

- Грибы следует осторожно выворачивать из грибницы.

(Даются пояснения к правилам)

Рефлексия.

Пока счетная группа подводит итоги, остальные ученики отвечают на вопросы домовенка.

Кто такие грибы?

Как они выглядят?

Где и как их собирать?

Затем проводится игра «Грибы для домовенка». Из предложенного набора грибов (картинки) ребята должны выбрать съедобные грибы и положить их в корзинку домовенка, а несъедобные выбросить в мусорную корзину.

Объявляются результаты работы групп, дается домашнее задание.

1. Составить памятку грибника и красиво ее оформить.

2. Рассказать друзьям и близким о значении грибов.
Содержание кейса:

  1. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природоведение. 5 класс. – М.: Дрофа, 2007. - параграфы 42 и 43.

  2. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. М.: Издательство: Аванта+, Астрель, 2010

  3. http://selhozproduct.narod.ru/znachenie.html - Значение грибов в природе и жизни человека. Сайт «АГП Липецксельхозпродукт»

  4. http://ped-kopilka.ru/letnii-otdyh/kak-polzovatsja-lesnymi-darami-pravila-sbora-gribov-dlja-detei.html - Как пользоваться лесными дарами. Правила сбора грибов для детей. Сайт «Учебно-методический кабинет».

  5. http://mushroomer.info/archives/1894 - Как отличить ложные грибы двойники от съедобных. Сайт «Советы грибника».

Оценочный лист.

Номер группы

Содержательная часть (1-5 баллов)

Презентация (1-5 баллов)

Использование доп. материала (1-3 балла)

Некорректное поведение (1-3 балла)

Отсутствие штрафа (2 балла)