velikol.ru
1

Тема бездуховности, обывательской трусости и беспомощности перед жизненными обстоятельствами в рассказе А.П.Чехова «Человек в футляре».


Цели: 1. Показать жизнь «футлярных» людей, их бездуховность, никчёмность, губительное влияние на окружающих, вырабатывать умение выделять из текста детали, характеризующие героя, выявлять взаимосвязь рассматриваемых явлений, делать обобщения;

2. Используя коллективные способы обучения, развивать критическое мышление, умение работать в коллективе, развивать русскую речь учащихся;

3. Воспитание активной жизненной позиции.


Активизируемая лексика: бездуховность, обыватель, гражданин.


Оборудование урока: портрет Чехова, иллюстрации к произведению, словарь урока, план рассказа, ватман, фломастеры, куб.


Ход урока:

  1. Пробуждение.

-Мы изучаем творчество великого русского писателя А.П.Чехова. Жизнь этого прекрасного человека не была лёгкой, но он никогда не прятался и смело смотрел в лицо всем тяготам жизни. Чехову принадлежат знаменитые слова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» -и сам он всегда следовал этому принципу. Но вот какой интересный персонаж обрисовал Чехов в рассказе «Человек в футляре». Этот герой противоречит всему, что сказано о прекрасной душе и мыслях.


Дома вы прочитали рассказ, и сейчас я прошу восстановить порядок действий в произведении- план рассказа.

1. Рассказ Буркина.

2. Учитель гимназии Беликов - человек в футляре.

3. Любитель циркуляров

4. «Как бы чего не вышло…»

5. Страх перед Беликовым.

6. Квартира Беликова.

7. И этот человек едва не женился.

8. Колоссальный скандал

9 .Смерть Беликова

10 «Нет, больше жить так невозможно!»


Составление кластера «Страхи Беликова»

-Чего боялся этот «человек в футляре»? / воров, жизни, свободной мысли…/


Словарная работа.

Бездуховность

Обыватель- человек, лишённый общественного кругозора, живущий мелкими, личными интересами, равнодушный к судьбе Отчизны.

Циркуляр – письменное распоряжение властей.


^ II. Осмысление.

Работа в микрогруппах (5 групп). – стратегия Кубизм.

Задания группам.


1 Опиши Беликова.

2 Сравни Коваленко и Беликова.

(Примерный план: а)наружность; б)манера говорить и держаться; в)черты характера; г)отношение к тому, что делается в гимназии; д)отношение друг к другу).

3 Анализируй.

4 Синквейн «Беликов».

5 Эссе « Мысли, возникшие после чтения рассказа».

Индивидуальные задания: 1) Подобрать синонимы к словам бояться, отгородиться, осторожность. 2) Подобрать русские и казахские пословицы о страхе.


^ III. Рефлексия.

- А теперь вернёмся к нашему словарю. Можем ли мы назвать Беликова и подобных ему людей обывателями?

Если обыватель- человек, живущий только своими личными интересами, то антонимом этого слова является слово гражданин-человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа..


-Какая жизненная позиция и какие поступки характеризуют гражданина?

Составьте портрет гражданина.


Портрет гражданина. Портрет обывателя.

Гражданин- человек, который

любит___________________ думает только_________________

переживает________________ заботится только_______________

действует _________________ лишь бы меня___________________

протестует________________ главное в жизни__________________

потому что не может быть равнодушным, «Моя хата с краю, ничего не знаю»,

потому что только активные действия « После нас -хоть потоп!»

гражданина сделают нашу Родину

процветающей.


-Я хочу, чтобы вы росли настоящими патриотами, достойными гражданами своей Родины, не замыкались, подобно человеку в футляре, в свою скорлупу. Учитесь решать задачи, которые ставит перед вами жизнь, не бойтесь трудностей – «дорогу осилит идущий». Помните, что только совместными усилиями - хорошей работой, отличной учёбой- мы добьёмся процветания нашей прекрасной родины.