velikol.ru
1

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ



Наталья Путилина, аспирант факультета Мировой экономики и мировой политики Научного исследовательского Университета - Высшая Школа Экономики. Тел.8-926-850-79-20; e-mail:natalyaputilina@gmail.com


В статье рассматривается региональная интеграция в странах Северной Европы, ее основные этапы. Особое внимание уделено процессам формирования и функционирования международных организаций данного региона. В том числе дается оценка особенностям современного этапа процесса интеграции на севере Европы.


The article considers the regional integration in the Northern Europe countries, its core stages. Specially stressed in the article are the processes of creation and functioning of the international organizations of this region. An assessment is given, inter alia, to the peculiarities of the modern stage of the integration process in the Northern Europe.


Ключевые слова: региональная интеграция, Северный Совет, ХЕЛКОМ, ЕС, Северное измерение, Стратегия Европейского Союза по региону Балтийского моря.


Key words: regional integration, Nordic Council, HELCOM, European Union, Northern Dimension, Strategy for the Baltic Sea Region.


Вторая половина ХХ в. стала временем активного образования различных союзов, содружеств и сообществ, объединивших множество различных государств. Именно эти процессы дали основания говорить о региональной интеграции как характерной черте современного мира.

Объединения, сообщества и союзы формировались благодаря взаимодействию государств. Это взаимодействие – основополагающий принцип международных отношений. Как бы многообразны ни были сферы и направления международного сотрудничества и как бы велико ни было их значение, центральным и наиболее важным моментом международного сотрудничества остается политическое. От его эффективности во многом зависит решение задач взаимодействия в других сферах. Среди наиболее очевидных проявлений основных закономерностей развития международных отношений наиболее важное значение на современном этапе приобрел фактор интеграции и дезинтеграции, наблюдаемые сегодня повсеместно, в том числе и в регионе Северная Европа. Тема интеграции на Севере Европы является актуальной благодаря постоянным процессам формирования новых союзов, международных объединений, происходящих в данном регионе. Основными задачами настоящей статьи являются: рассмотрение структуры и механизмов функционирования международных организаций региона Северная Европа, а также определение этапов и последствий интеграции на Севере Европы. Для решения данных задач необходимо прежде всего определить географические рамки данного региона. Северная Европа - часть Европы, включающая страны Скандинавского полуострова (Норвегия, Швеция, Финляндия), а также прилегающую к ним Данию и островное государство Исландия. В последнее время также популярным становится понятие “Новой Северной Европы”, которая включает в свои рамки развитые “традиционные” пять стран Севера Европы, три страны Балтии, Россию (в первую очередь ее северо-западные регионы), а также Польшу и Германию (районы, примыкающие к Балтийскому морю). До недавнего времени (а именно до 22 июля 2011 г. — дня, когда в Норвегии произошли теракты), Север Европы являлся одним из наиболее социально спокойных регионов – здесь отсутствовали острые противоречия и массовые конфликты на этнической, религиозной, расовой и иных почвах.

Региональные международные организации в Балтийском регионе

Важную роль в международном сотрудничестве на Севере Европы играют региональные международные организации. В регионе Европейского Севера активно действуют: Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), Совет Министров Северных Стран, Арктический Совет, Северный совет. Наиболее эффективно субъекты Севера Европы участвуют в Баренцевом и Балтийском сотрудничествах.

Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) был учреждён как форум регионального сотрудничества 11 января 1993 г. на встрече министров иностранных дел России и стран Северной Европы в городе Киркенесе (Норвегия)1.

В него вошли на правах постоянных членов Дания, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Финляндия и Швеция, а также Комиссия Европейских сообществ. Девять государств — Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Польша, Франция, США, Япония — имеют статус наблюдателей. Документом, в котором была сформулирована концепция «баренцева сотрудничества», является Киркенесская декларация 1993 г. Провозглашённой целью Совета является содействие устойчивому развитию региона, двустороннему и многостороннему сотрудничеству в области экономики, торговли, науки и техники, окружающей среды, инфраструктуры, образования и культурных обменов, туризма, а также реализации проектов, направленных на улучшение положения коренного населения Севера. СБЕР собирается ежегодно на уровне министров иностранных дел. Решения по вопросам деятельности организации Совет принимает на основе консенсуса. Председательство в СБЕР осуществляется на добровольной ротационной основе. Под эгидой СБЕР действует Региональный совет, в который входят руководители административных единиц, образующих Баренцев регион: из России — Мурманская и Архангельская области, Ненецкий автономный округ, Республика Карелия, а с января 2002 г. — также Республика Коми, от Норвегии — губернии Нордланд, Финнмарк и Тромс, от Швеции — губернии Норрботтен и Вестерботтен и от Финляндии — губерния Лапландия и союзы коммун Кайнуу и Северной Остроботнии, а также представители коренного населения региона2. Председательствует в Совете на двухгодичной ротационной основе один из регионов. Региональный совет разрабатывает так называемую «Баренцеву программу сотрудничества». В Программу входят проекты по следующим основным направлениям: развитие промышленности и инфраструктуры, повышение квалификации кадров и образование, охрана окружающей среды и здравоохранение, благосостояние и культура, коренные народы. Рабочим органом СБЕР является Комитет старших должностных лиц, состоящий из представителей внешнеполитических ведомств стран-членов и наблюдателей СБЕР. Комитет старших должностных лиц готовит сессии министров, осуществляет текущую деятельность СБЕР, курирует рабочие группы Совета. В СБЕР действуют рабочие группы по экономическому сотрудничеству, экологии, энергетике, Северному морскому пути, молодежной политике. Под эгидой рабочей группы по экономическому сотрудничеству функционируют целевые группы по преодолению торговых барьеров и по лесному хозяйству. В рамках сотрудничества СБЕР с Баренцевым региональным советом действуют также объединенные рабочие группы по культуре, здравоохранению и связанным с ним социальным вопросам, энергетике, образованию и научным исследованиям, туризму.

11-12 октября 2011 г. в шведском городе Кируна министр иностранных дел России Сергей Лавров возглавил российскую делегацию на министерском саммите Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР). На сессии предполагается обсудить дальнейшие пути использования значительного потенциала сотрудничества в рамках совета, по итогам ожидается принятие совместного коммюнике. Официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич отметил, что Россия ожидает, что в нем "найдут отражение российские приоритеты, связанные с инновационной и модернизационной составляющими взаимодействия в рамках этого совета, широкого использования инструментов государственного и частного партнерства, обеспечение режима взаимных поездок и облегчение этого режима, совершенствование координации между северными региональными советами и ряд других элементов. Ожидаем также, что в документе будет сделан акцент на продвижение сотрудничества по таким направлениям, как повышение энергоэффективности, формирование условий для устойчивого и динамичного развития региона, охрана окружающей среды, минимизация негативных последствий изменения климата, модернизация транспортной инфраструктуры и содействие социально-экономическому развитию коренных народов", - добавил официальный представитель МИД РФ3.

Следующая международная региональная структура Арктический совет (АС)  - призвана содействовать сотрудничеству в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития приполярных районов4. Декларация о его создании была подписана 19 сентября 1996 г. в Оттаве (Канада) представителями восьми арктических государств: Дании, Исландии, Канады, Норвегии, России, США, Финляндии и Швеции. Совет создан как межправительственный «форум высокого уровня». Собирается на свои сессии на уровне министров раз в два года. Наряду с упомянутыми арктическими странами «постоянными участниками» Совета являются Международная ассоциация алеутов, Совет саамов, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктический совет атабасканов и Международный совет гвичинов. Категория «постоянного участника» была создана для того, чтобы обеспечить «активное участие и полные консультации» прежде всего с представителями коренных народов Арктики. Количество «постоянных участников» может быть увеличено, но не должно в любом случае превышать количество государств-членов Совета5. Согласно учредительной Декларации, в Арктическом совете существует также статус наблюдателя. Его могут иметь неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также организации универсального и регионального характера, включая неправительственные6.

На данный момент в число наблюдателей входят Великобритания, Нидерланды, Польша, ФРГ, Франция, ЮНЕП, Комиссия ООН по окружающей среде в Европе (ЮНЕКЕ), Совет министров Северных стран, Постоянный комитет парламентариев Арктического региона, Северный Форум, Всемирный фонд природы, Международный арктический научный комитет (МАНК), Североатлантическая комиссия по морским млекопитающим, Консультативный комитет охраны морей (АКОПС), Мировая Ассоциация оленеводов, Союз по сохранению циркумполярной Арктики, Международная Арктическая ассоциация социальных наук, Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Международный союз охраны природы.

В 1952 г. был учрежден Северный Совет — региональная организация сотрудничества парламентариев стран Северной Европы — Дании, Исландии, Норвегии, Швеции и Финляндии (с 1955 г.). Деятельность Северного Совета заключается в выступлениях с инициативами по проблематике северного региона. Организация является консультативно-контрольным органом по вопросам, касающимся сотрудничества между отдельными или всеми пятью государствами, включая автономные территории (Фарерские острова, Гренландия и Аландские острова).

Северный Совет дает рекомендации и высказывает мнение Совету министров Северных стран (СМСС создан в 1971 г. как форум сотрудничества правительств скандинавских стран) и правительствам. Решения Северного Совета носят форму рекомендаций и имеют значительные вес. В большинстве случаев его решения приобретают форму конкретных действий со стороны соответствующих правительств, парламентов и СМСС.

Северный Совет состоит из 87 членов, избираемых национальными парламентами. Парламенты Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции представлены в нем делегациями по 20 депутатов, Исландии — 7 депутатов. Представители Гренландии, Фарерских и Аландских островов (по два депутата) входят в соответствующие национальные делегации и избираются органами местного самоуправления7. Органами Северного Совета являются Пленарная сессия, Президиум и комитеты.Пленарная сессия Северного Совета созывается раз в год (обычно в 44-ую неделю года). Внеочередная сессия или тематические сессии проводятся по решению Президиума или по требованию, по крайней мере, двух правительств или 25 избранных представителей. Сессии Северного Совета проводятся на основе ротации в странах-членах, и в них помимо депутатов участвуют представители правительств северных стран (включая представителей местных правительств трех самоуправляющихся территорий).Пленарная сессия принимает рекомендации, мнения, определяет правила процедуры, количество и сферы деятельности комитетов Северного Совета, место и время следующей сессии, избирает Президиум.

В период между ежегодными сессиями Президиум является высшим органом по принятию решений. Президиум готовит общий обзор по политическим вопросам, вопросам общей линии деятельности, рабочей процедуры и проблемам, касающихся внешней политики и безопасности. Президиум также обеспечивает координацию деятельности Северного Совета с мероприятиями, проводимыми национальными парламентами и международными организациями. Президиум состоит из Председателя и 12 членов. Каждая страна и партийная группа может быть представлена в Президиуме. Президиум представляет Пленарной сессии отчет о своей деятельности и принимает бюджет Северного Совета, который формируется за счет дифференцированных взносов.

В функции Президиума также входит представлять Северный Совет, выступать с заявлениями, созывать внеочередные сессии, распределять расходы между делегациями национальных парламентов, руководить работой Секретариата и секретариатов делегаций, поддерживать контакты с другими международными организациями, созывать заседания комитетов Северного Совета в период между заседаниями Пленарной сессии, формировать в случае необходимости временные комиссии и рабочие группы, вырабатывать повестку дня Пленарной сессии, информационная работа.

В Северном Совете функционируют пять профильных комитетов:

  • комитет по культуре, образованию и обучению;

  • комитет по вопросам благосостояния;

  • комитет по правам граждан и потребителей;

  • комитет по окружающей среде и природным ресурсам;

  • комитет по вопросам бизнеса и промышленности.8

Комитеты собираются на свои заседания пять-шесть раз в год. В рамках комитетов и между ними могут создаваться рабочие группы для решения конкретных задач. Рабочие группы и президиумы комитетов собираются между сессиями и в связи с регулярными заседаниями комитетов. Комитеты также могут проводить независимые конференции, семинары и встречи по схеме вопросы-ответы.

В структуру Северного Совета также входит Избирательная комиссия, состоящая из семи членов и отвечающая за подготовку и представление предложений по проведению выборов на Пленарной сессии. Избирательная комиссия созывается только в связи с проведением регулярной сессии, когда проводятся выборы.

Значение региона значительно выросло с принятием Европейской Комиссии новой инициативы «Северное измерение», призванной консолидировать усилия стран и международных организаций по развитию международного сотрудничества, в особенности, Российской Федерации. Концепция «Северного измерения», выдвинутая Финляндией, объективно отражает стремление стран Севера Европы играть большую роль в рамках Европейского союза и Европы в целом, обеспечить политические и экономические условия для динамичного развития этого региона с использованием различных ресурсов.

С 2006 г. «Северное измерение» является совместной политикой Европейского союза, Исландии, Норвегии и России. Географическая зона действия СИ охватывает территорию Дании, Финляндии, Швеции, Норвегии, Исландии, Польши, стран Балтии и России. На саммите «Северного измерения», проведенном в Хельсинки 24 ноября 2006 г. в период председательства Финляндии в Европейском союзе, руководители стран-участниц одобрили для «Северного измерения» новые основополагающие документы: Рамочный документ и Политическую декларацию по политике «Северного измерения». Эти документы, которые действуют на постоянной основе, заменили Планы действий «Северного измерения» на 2000–2003 гг. и 2003–2006 гг., и служат руководством для его осуществления в дальнейшем9.

«Северное измерение» продолжает акцентировать внимание на проблемах, имеющих особое значение для северных регионов, таких как уязвимая окружающая среда, здравоохранение и социальное благополучие, культурное разнообразие и вопросы коренных народов. Цель обновлений – активизация политики «Северного измерения» и укрепление приверженности всех участвующих партнеров.

Важная характеристика данной политики – тесная увязка «Северного измерения» с общими рамками взаимодействия между ЕС и Россией. Обновленное «Северное измерение» служит инструментом реализации «дорожных карт» по общим пространствам ЕС и России при полноценном участии Исландии и Норвегии в вопросах, относящихся к «Северному измерению». Общие пространства охватывают такие сферы как экономическое сотрудничество, свобода, безопасность и правосудие, внешняя безопасность, исследования и образование, культура.

Механизмы «Северного измерения» укреплены в соответствии с новой совместной политикой. На экспертном уровне создана новая руководящая группа, состоящая из представителей Европейского союза, Исландии, Норвегии и России, с целью обеспечения непрерывной работы в период между ежегодными встречами, проводимыми поочередно на уровне министров и на уровне старших должностных лиц10.

Многие проекты, которые непосредственно связаны с Россией, способствуют развитию всего региона Северной Европы, повышению его роли в общеевропейском контексте. Среди них в области энергетики:

  • – создание североевропейского газопровода для подачи газа из России через страны Северной Европы в континентальную Европу;

  • – освоение Штокмановского газо-конденсатного месторождения в Баренцевом море (пятое по мощности газовое месторождение в мире);

  • – создание Балтийской нефтепроводной системы (BOPS), целью которой является соединение сети нефтепроводов России с рынками ЕС через финский порт Порвоо и российский порт Приморск;

  • – строительство Балтийской электропередающей системы (BALTEL) с целью создания единого рынка электроэнергии региона Балтики.

Среди транспортных проектов приоритетное место занимают проекты: “коридор 9 А” от Хельсинки до Москвы через Санкт-Петербург, “Виа Балтика”, призванный связать три государства Балтии, а также Финляндию и Польшу. Большое значение будет иметь реализация транспортных проектов в Баренцевом/Евроарктическом регионе. Отдельный важный вопрос – освоение для коммерческих целей Северного морского пути11.

Активно функционируют межгосударственные организации по сотрудничеству в Балтийском и Баренцевом морях, например Комиссия по защите морской среды Балтийского моря, находящаяся в Хельсинки (ХЕЛКОМ)12 .

Деятельность Хельсинкской комиссии или ХЕЛКОМ направлена на защиту морской среды Балтийского моря от всех источников загрязнений и реализуется в рамках  межправительственного сотрудничества Германии, Дании, Европейского сообщества, Латвии, Литвы, Польши, России, Финляндии, Швеции и Эстонии. ХЕЛКОМ является руководящим органом «Конвенции по защите морской среды Балтийского моря», известной под названием Хельсинская конвенция. ХЕЛКОМ видит в будущем окружающую среду Балтийского моря как среду благоприятную для здоровья человека с разнообразными биологическими компонентами, сбалансировано функционирующими и оказывающими поддержку обширной экономической и социальной деятельности человека. Для достижения этой цели прибрежные страны объединили свои усилия для совместной деятельности в рамках Хельсинкской комиссии, действующей в качестве:

  • инициатора реализации экологической политики для района Балтийского моря посредством разработки общих экологических целей и мероприятий для их выполнения;

  • экологического центра по предоставлению информации о (i) состоянии/тенденциях морской среды; (ii) эффективности предпринимаемых мер по ее защите; (iii) совместных инициативах и позициях, которые формируют основу для процесса принятия решений в рамках других международных форумов;

  • органа для разработки соответствующих специфических потребностей Балтийского моря, своих собственных Рекомендаций, а также дополнительных Рекомендаций к мерам, предпринимаемым другими международными организациями;

  • органа надзора, предназначенного для обеспечения выполнения экологических стандартов всеми странами Балтийского моря и странами его водосборного бассейна;

  •  координационного органа, организующего многосторонние ответные действия в случае возникновения крупных морских инцидентов.

Уже в течение трех десятилетий деятельность ХЕЛКОМ направлена на защиту морской среды Балтийского моря и, хотя она привела к улучшениям в различных областях, но еще многое предстоит сделать. Заседания Хельсинкской комиссии проводятся ежегодно, периодически организуются заседания на министерском уровне. Комиссия также одобряет Рекомендации по защите морской среды, которые правительства Договаривающихся сторон должны вводить в свои соответствующие программы и законопроекты. Председатель Хельсинкской комиссии избирается в ротационном порядке каждые два года как представитель одной из Договаривающих сторон в соответствии с алфавитным порядком английского языка.


Особенности современного этапа процесса

интеграции на севере Европы

Текущим этапом процесса интеграции является функционирование принятой Европейским советом в октябре 2009 г. Стратегии Европейского союза по Балтийскому морю. Стратегия, представленная Данутой Хюбнер, Членом Европейской Комиссии по региональной политике, направлена, прежде всего, на максимальное использование потенциала развития государств-членов ЕС и регионов в районе Балтийского моря, население которого, без учета прилегающих регионов России, составляет почти 100 млн. человек. “Стратегия ЕС для Балтийского региона является большим шагом вперед, так как она знаменует собой новый метод осуществления сотрудничества в Европейском Союзе. Она не предполагает создания новых законов или учреждений, но, скорее, основана на желании правительств и граждан государств-членов ЕС и регионов решить неотложные общие задачи. Европейская Комиссия предлагает комплексный план мероприятий, основанный на всесторонних консультациях с национальными и региональными правительствами, предпринимателями, общественными организациями и учеными. ЕС имеет все возможности координировать необходимую работу, чтобы направить имеющиеся ресурсы на спасение Балтийского моря, стимулирование торговли и повышения качества жизни каждого жителя этого региона", – сообщила Д. Хюбнер13.

Стратегия Европейского Союза для Региона Балтийского моря сформирована в трех документах:

  1. Коммюнике Европейской Комиссии Совета и Европейского Парламента

  2. План действий, дополняющий Коммюнике, представленный Комиссии и Европейскому Парламенту

  3. Рабочий документ организаций (институтов) Европейской Комиссии, в котором представлены предпосылки, подход и содержание Стратегии14.

Коммюнике обосновывает необходимость Балтийской Стратегии, ее основные цели и задачи. В нем указано, что при составлении стратегии были приняты во внимание меры комплексной морской политики ЕС, необходимость быстро реагировать на экологические изменения, затрагивающие Балтийское море и применение опыта инициативы «СИ» для построения фундамента внешних аспектов сотрудничества региона.

План действий содержит первоначальный набор приоритетных мероприятий Стратегии. План будет регулярно пересматриваться государствами-участниками, в него могут быть включены мероприятия и других стран-членов ЕС и ключевых компаний-участников. Существующая версия Плана, составленная в июне 2009 г., будет обновляться по мере и в контексте развития Региона.

Европейская стратегия для региона Балтийского моря направлена на развитие следующих сфер: 1) окружающая среда (например, предусматривается решение проблемы промышленных сточных вод); 2) экономика (например, будет поощряться внедрение инновационных технологий в малые и средние предприятия); 3) энергетика и транспорт (например, будет обеспечено улучшение транспортного сообщения); 4) безопасность (например, улучшение реагирования на аварии).

Эти сферы в Плане действий подразделены на 15 приоритетных направлений, включающих в себя 80 крупных региональных проектов в области энергетики, транспорта, охраны окружающей среды, инноваций, научных исследований, туризма, общественной безопасности15. Координацию каждого направления будет осуществлять государство-член ЕС (при этом каждое государство участвует сразу в нескольких проектах одновременно, в результате каждое государство-участник несет ответственность за все направления), которое будет работать над его реализацией в тесном контакте с другими государствами, а также местными и региональными властями, межправительственными и неправительственными организациями.

Основной плюс стратегии заключается в том, что теперь все восемь стран ЕС, входящих в регион Балтийского моря – Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Латвия, Литва, Польша и Швеция смогут планировать свою деятельность и расставлять приоритеты, зная, что их соседи также вкладывают в развитие региона свои силы и средства. Например, многие цели, в области охраны морской среды и обеспечения безопасности мореплавания, требуют одновременных скоординированных действий всего региона, включая Российскую Федерацию. Важно построить сотрудничество со странами региона Балтики, не входящими в Евросоюз, на основе равноправия и активного диалога. Стратегия по Балтийскому морю подтверждает растущий интерес к такому сотрудничеству со стороны Евросоюза.

Стратегия ЕС для Региона Балтийского моря является ключевым инструментом обеспечения территориального сплочения макрорегиона, как для морских, так и для континентальных территорий. В этом контексте Стратегия нацелена на обеспечение того, чтобы политики на всех уровнях (локальный, региональный, национальный и на уровне ЕС, на море и на суше) были ориентированы на достижение конкурентоспособности, интеграции и устойчивого развития Региона. Реализация Стратегии должна способствовать достижению территориальной интеграции: сокращению различий в уровне развития территорий, созданию равных условий жизни, росту диверсификации активов, определению потенциала регионов, обеспечению хорошего доступа к инфраструктуре и сфере услуг, усилению полицентризма, установлению прочных связей между городскими и сельскими территориями, обеспечению качественного управления на основе равного участия и использования общих ресурсов, сохранению экосистемы за счет управления и планирования использования Балтийского моря.

Поводя итоги, хотелось бы отметить, что региональная политика не севере Европе характеризуется высокой активностью, постоянным формированием новых объединений и союзов, направленностью на расширение и укрепление всесторонних связей на Севере Европы в сфере экологии, экономики, здравоохранения и транспорта, служит основой для дальнейшего сотрудничества между странами, а главное, для проведения первой региональной внутренней стратегии Евросоюза на Севере Европы. Одним из основных последствий является укрепление и расширение роли региона Северная Европа в Европейском Союзе.


1 http://www.beac.mid.ru/

2 http://www.barentsobserver.com/

3 http://ria.ru/politics/20111005/449999662.html

4 Харлампьева Н.К. Арктическое сотрудничество: экологический фактор в становлении международных организаций // Экология XXI века: наука, образование, средства массовой информации: Тез. докл. на межд. конф. СПб., 2000. С. 33-37.

5 Арктический Совет. Программа устойчивого развития // URL: http://www.sci.aha.ru/econ/A122a.htm.

6 Александров О.Б. Лабиринты арктической политики // Россия в глобальной политике. 2009. № 4. Июль-август // URL: http:/ /www.korabel.ru/news/comments /labirinti arkticheskoy politiki.html

7 http://www.norden.ru/Article.aspx?id=110&lang=ru

8 http://www.severcom.ru/cooperation/inter_orgs/item4.html

9 http://www.finland.org.ru

10 Разумнова Л., Балтенкова О. Расширение Европейского союза: "Северное измерение" // МЭ и МО. 2000. № 12.

11 Action Plan for the Northern Dimension with external and cross-border policies of the European Union 2000—2003: Council of the European Union Document, 14 June 2000, 9401/00 [Electronic Resource] // European Union. Mode of access: <http://ec.europa.eu/comm/external_relations/north_dim/ndap/06_00_en.pdf

12 www.helcom.ru

14 Europe's Strategy for the Baltic Sea Region. http://eu.baltic.net/Baltic_issues.3549.html

15 http://ec.europa.eu/regional_policy/cooperation/baltic/