velikol.ru
1

УДК 76 + 82 (470)

РИСУНКИ НА ПОЛЯХ: ГРАФИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

М. Ю. Шнайдер

Филиал КузГТУ в г. Новокузнецке
Научный руководитель – к.п.н. Т.Л. Лейниш
Многие русские писатели в процессе создания своих произведений увлекались рисованием на полях. Сохранились наброски, сделанные Л. Н. Андреевым, А. А. Блоком, Н. В. Гоголем, Ф. М. Достоевским, М. Ю. Лермонтовым, В. В. Маяковским, А. С. Пушкиным, М. Твеном, Л. Н. Толстым, И. С. Тургеневым и др.

Понятие «рисунки писателей» закрепилось за мастерами словесного искусства в 1910 году.

Рисунки на полях раскрывают творчество писателей с новой, неожиданной, для читателя стороны. При рассматривании изобразительных творений писателей, появляется чувство, что «в них скрыт какой-то добавочный смысл, что они означают нечто большее, чем в них нарисовано» [3, с. 16].

Писатель предстает мастером словесного и изобразительного творчества. «Свой художественный мир, душевное состояние он вкладывает в слово и рисунок: рисунок графический – рисунок живописный, рисунок на полях – рисунок на полотне. Художнику требуется самовыражение, и он его обретает» [5, с. 33].

Так, В. А. Жуковский в своих рисунках достигал виртуозного мастерства. В своих «очерках» он запечатлел пейзажи из путешествий [3, с. 14]. Н. В. Гоголь мечтал предложить миру особенный пейзаж. М. Ю. Лермонтову-поэту и прозаику часто помогал его глаз художника. «Его живописный и графический опыт во многом предшествовал литературному в освоении материала – прежде всего кавказской тематики, - в построении пейзажей и жанровых сцен, в разработке портретных описаний…» [3, с.18]. К своим произведениям он дает графический комментарий.

Писатель, сопровождающий свои творения авторскими рисунками, - это многогранная и интересная личность. Своими рисунками «писатель – художник» передает чувства, мысли и впечатления, которые он испытывает. Значит, перед читателем он предстает не только как автор художественного произведения, но и как его иллюстратор. Примерами такого объединения являются рисунки М. Ю. Лермонтова к роману «Вадим»; А. С. Пушкина к повести «Гробовщик», роману «Евгений Онегин» и др.; И. С. Тургенева к рассказам «Контора», «Гамлет Щигровского уезда» и др.

Художественную ценность представляют рисунки А. С. Пушкина. Персонажами рисунков Александра Сергеевича невольно становятся его друзья и знакомые, исторические деятели, современники, литературные кумиры, герои собственных произведений. Рисовал А. С. Пушкин и самого себя – «себя просто потомка «арапов» Александра Сергеевича Пушкина и себя - Пушкина-художника, Пушкина-поэта или же Пушкина-отрока, Пушкина-старца…» [1, с. 8].

Графика Пушкина необыкновенна. Возникают рисунки Пушкина, в основном, вокруг стихотворных текстов. Но иногда рисование настолько поглощало поэта, что никакая посторонняя мысль не могла вывести его из этого процесса. «Евгений Онегин» с его лирическими отступлениями, раздумьями о себе давал простор Пушкину-графику.

Если бы нам представилась возможность открыть читателю нового, неизвестного ему, Александра Сергеевича Пушкина, то мы постарались бы раскрыть его как автора-художника, рассказали бы о его графических творениях. Например: «Своими рисунками он сопровождает поэмы «Тазит», «Полтава», повести «Выстрел», сказку «Царь Никита и сорок его дочерей», стихотворения «Жил на свете рыцарь бедный», «Странник», и др. В полете творчества сделаны рисунки к «Каменному гостю». Рисунки А. С. Пушкина - это зрительная фиксация образов, проходящих в сознании поэта. Прежде чем найти словесное выражение поэт прибегает к рисунку.

^ Интересны рисунки, созданные Пушкиным к повести «Гробовщик». Лучшим считают похоронную процессию» [2, с. 83].

Информация, представляющая известного писателя с новой, необычной стороны, расширяет рамки привычных сведений о нём, позволяет увидеть автора в другой ипостаси, оценить его разностороннюю личность, повышает интерес к его персоне и, думается, к чтению.
Список литературы:
1. Керцели, Л. Ф. Мир Пушкина в его рисунках, 1820-е годы [Текст] / Л. Ф. Керцели. – М. : Моск. рабочий, 1983. – 191 с. : ил.

2. Лейниш, Т. Л. Формирование коммуникативной компетентности учителя русского языка и литературы в процессе подготовки и использования творческого портрета художника-иллюстратора на уроках словесности [Текст] : дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 : защищена 23.06.2005 : утв. 25.11.2005 / Лейниш Татьяна Леонидовна. – Ярославль, 2005. – 283 с. : ил.

3. Рисунки русских писателей XVII – начала ХХ века [Текст] – М. : Советская Россия, 1988. – 256 с. : ил.

4. Тумина, Л. Е. Автобиография и характеристика Т. Л. / Л. Е. Тумина // Русская словесность. – 1999. - № 5. – С 12–14.

5. Цявловская, Т. Г. Рисунки Пушкина [Текст] / Т. Г. Цявловская – 3-е изд., стер. – М. : Искусство, 1983. – 446 с. : ил.