velikol.ru
1



РИТМОПЛАСТИКА


Ритмопластику отнести к средствам физического воспитания можно лишь условно. Ее основное назначение - развитие у детей художественного восприятия мира. Но, поскольку это восприятие передается через движения, мимику, жесты, позы, пластику, показывающие ощущения и чувства к рассматриваемому предмету, мы полагаем вполне обоснованным ее включение в оздоровительно-профилактические программы для детей дошкольного возраста.

В плане профилактики психоэмоционального напряжения ребенка ритмопластика решает задачи раскрепощения его личности и поведения, ориентирует на позитивное восприятие окружающего мира.

Ритмопластика может проводиться как самостоятельное занятие или входить составной частью в физкультурное и музыкальное занятия. В первом случае занятие целесообразно проводить практическому психологу дошкольного учреждения. Во втором практический психолог консультирует воспитателя и музыкального руководителя, а в некоторых случаях ассистирует им.

Курс ритмопластики состоит из 30-40 занятий для детей старшей группы и 40-50 занятий для детей подготовительной группы. Длительность занятия от 10 до 15 минут. Заниматься следует небольшими подгруппами не более 12 детей в подгруппе.

На занятиях ритмопластикой дети движениями передают образы сказочных и литературных героев, окружающие предметы, свои ощущения и чувства, отношение к себе, повадки различных животных, свое восприятие растений, а также учатся красивым походке, жесту, позе, поклону.

Составление программы курса - сугубо творческий, индивидуальный процесс практического психолога, музыкального руководителя и воспитателя дошкольного учреждения. Эта программа должна учитывать индивидуальные особенности как детей, так и педагогов. Содержание программы может варьироваться в зависимости от решаемых задач и подбирается педагогами самостоятельно.

Занятие состоит из трех частей.

В первой части используются приемы, создающие благоприятную атмосферу, настраивающие детей на деятельность и концентрирующие их внимание.

^ Вторая часть занятия (разминка) включает выполнение разнообразных физкультурных и танцевальных упражнений, пробежек, имитацию движений и повадок животных. Задача этой части занятия - учить детей прямо и свободно держаться, легко ходить, бегать, прыгать, а также подготовить их к активному восприятию нового материала.

^ Третья часть занятия строится таким образом, чтобы дети через восприятие себя, живых существ, предметов смогли подойти к пониманию окружающего мира во всех его проявлениях. Задача педагога - на основе этого понимания формировать у них доброе к нему отношение.


Занятия должны проводиться с обязательным музыкальным сопровождением. Лучше, если это будет "живая" музыка. В этом случае музыканту легче подстроиться под детей, сменить, если нужно, темп или характер музыки. Целесообразно использование разнообразных картин, иллюстраций, поэтических произведений, фольклора.

Форма проведения занятия во многом зависит от поставленной задачи. Это могут быть разучивание песен, инсценировки литературных произведений, танцы, разнообразные игры.

Важно, чтобы пластике, позе, движению, жесту, мимике в них отводилось основное место. Но главное в занятиях ритмопластикой - это свобода самовыражения. Она способствует пробуждению творческих сил, активизирует понимание и работу на уровне интуиции, архетипов, первого впечатления.

Особая ценность в занятиях ритмопластикой заключается в выработке своего понимания и видения явления и предмета, вслед за которым развивается способность к принятию правильных собственных, личных решений. В психотерапевтической практике это самый эффективный путь. Фактически ребенок учится давать совет самому себе, что очень ценно, но в то же время и чрезвычайно трудно. По мнению многих специалистов, для этого лучше всего подходят сказки. Причем сказки не только известные, но и специально придуманные.

"Проживание" ребенком сказочной ситуации не только мысленно, но и как бы наяву, через движение, позу, пластику, оказывает положительное влияние на его психоэмоциональное состояние. Для этого необходимо, чтобы ребенок идентифицировал себя с главным героем сказки, разделял его судьбу.

По мнению Д. Соколова, целебность сказок заключается в подстройке к состоянию потенциального слушателя. И не следует опасаться передавать состояния лени, страха, жадности и других отвергаемых человеческих чувств. Необходимо учить детей разбираться с самыми грустными сторонами человеческой жизни. Через осознание и ситуативное переживание их в создаваемых сказочных ситуациях ребенок дает им верную оценку.

Примером может служить использование сказки Д. Соколова "Лень-река". Детям рассказывается сказка по частям, каждую они изображают в соответствии со своим видением ситуации.

1."Синь да тень, ночь да день, то ли снег, то ли дождь, коли век обождешь - там узнаешь...Целый день среди стен, думать лень, кушать лень, лень вставать, лень лежать, лень глаза открывать. Лень-река разлилась..."

2.Ах и раздолье на Лень-реке! Вдаль уплываю на челноке! Ширь така! Глубь така! Хо-ро- ша Лень-река!

3.Я на лодке плыву, весла волочатся. Хочу рыбу поймать большущую, жду, пока сама в лодку заплывет. Ловить-то лень! Но, однако, не плывет рыбина. Я размышляю: чего ж она ждет, в лодку не плывет? Думаю: борт высок. Взял топор, в борту дырку прорубил. Вода потекла. Лодка моя ниже и ниже, ну и на дно приплыла. Рыбы кругом - море. Ну не море, река. Только за хвосты хватай. Ну мне и хватать-то лень. Лежу и думаю, как мне рыбу-то наловить? Придумал. "Эй, - говорю, - рыбы! Как вам не лень плавать, плавниками да хвостами шевелить?"

4.Рыбы забулькали, задумались. "И верно, - говорят - лень!" Перестали они плавниками шевелить, стали на дно опускаться. И в лодку мою их нападало - целая гора. Тут я лежу, ленюсь, а кругом они лежат, ленятся, а иные-некоторые и на мне лениться пристроились: большие на пузе, мелкота на ладошках.

5."Ого, - думаю, - цельну лодку наловил, пора домой плыть". А как плыть: в лодке дыра, грести неохота. Да и Лень-река не пускает".

6.Придумал Лень-реку обмануть. И говорю ей: "Лень-матушка..."

В этом месте детям было предложено самим найти и изобразить придуманный героем выход из ситуации. Другими словами, найти свое правильное решение. Замечательно было то, что большинство детей предлагало способ выхода из создавшейся ситуации через показ героем своих позитивных качеств, состояний. Они демонстрировали активность, бодрость, желание работать. И, услышав конец сказки очень обрадовались своему собственному правильному решению.

А конец таков.

7."Лень-матушка, ласкова касатушка! Приголубила ты меня и приютила, а я ведь - стыдно сказать - не твоего поля ягода! Парень я работейного складу! По утрам я зарядку делаю. Потом бывает, что и полчаса читать учусь, и букв знаю немало десятков! А уж рисовать примусь - хоть изба гори, свое домалюю! Ах, и стыдно мне в таком признаваться, но ведь..."

Не успел и договорить, как Лень-река испугалась, возмутилась и меня с лодкой как выплеснула! Не только на берег, а так наподдала, что до родного дома мы в минуту домчались!

Хороша Лень-река, привольна. А и дома хорошо. Рыбы у нас теперь всюду живут, мелкие - вроде канареек, а на крупных мы как на лошадях катаемся.

На первом этапе занятий ритмопластикой детей учат входить в образы героев, передавая их состояния и ощущения.

На втором - необходимо подвести детей к пониманию и передаче своего собственного состояния.

Третий этап - дети учатся входить в состояние покоя, радости, гармонии и "сбрасывать" негативное.

В качестве ориентира мы предлагаем описание нескольких вариантов занятий ритмопластикой для детей подготовительной группы к школе.

Занятие 1.


Знакомство, отработка ритуала приветствия, тренинг "Комплимент".

На этом занятии дети и руководитель знакомятся друг с другом, сообщают о себе какие- либо сведения (что захотят), говорят, как их лучше называть (Танечка, Танюша, Татьяна и т. д.). Далее дети выбирают один из предложенных педагогом ритуалов приветствия и придумывают ритуал прощания.

Тренинг "Комплимент" проводится следующим образом:

1.Дети встают в круг. Ладошка правой руки кладется на ладошку левой руки соседа, стоящего справа. Ладошка левой руки подставляется под правую ладошку соседа, стоящего слева.

2.По сигналу педагога дети по очереди говорят комплимент ребенку, стоящему справа. Комплименты не должны повторяться. Произносится комплимент с улыбкой, надо смотреть в глаза ребенку, которому он предназначается.

Этот тренинг в дальнейшем может включаться в разнообразных модификациях во все занятия.

Занятие 2.


Разучивание поклона и приветствий. Форма проведения - импровизация бала по сказке "Золушка".

В первой части занятия дети мастерят из заранее заготовленных деталей несложные костюмы глашатаев, созывающих на бал гостей. Они придумывают движения, которыми без слов можно сообщить о предстоящем бале. Затем разбегаются по сказочной стране, сообщая радостную весть.

Во второй части занятия дети преображаются в сказочных героев и готовятся к балу (учатся разным способам приветствия и приглашения к танцу). Проводится модифицированный тренинг "Комплимент".

В третьей части занятия инсценируется бал. Герои прибывают на бал, церемониймейстер называет каждого его сказочным именем. Они прохаживаются по залу, приветствуют друг друга, произносят комплименты, рассаживаются. Звучит танцевальная музыка. Кавалеры приглашают дам. Заканчивается занятие ритуалом прощания.

Занятие 3.


Инсценировка сказки "Колобок" (серия "Герои любимых сказок").

В первой части занятия проводится ритуал приветствия, рассматриваются иллюстрации сказки, обсуждаются характеры героев, и дети высказывают свое к ним отношение. Задача педагога - помочь детям осознать юмористичность ситуации, найти симпатичные стороны в характере и повадках каждого персонажа, домыслить их образы.

Во второй части занятия дети выбирают себе героя (можно по жребию) и имитируют его движения, повадки, ищут язык жестов, передающих диалог между героями.

В третьей части инсценируется сказка. Дети движениями передают характер и диалоги героев.

В заключение проводится тренинг "Комплимент" в модифицированном варианте. Дети, не выходя из образов героев сказки, говорят друг другу, что им больше всего понравилось в исполнении роли. Например: "Дорогая Алиса Патрикеевна, Вы так аппетитно облизывались, что у меня до сих пор слюнки текут!" Заканчивается занятие ритуалом прощания.

Занятие 4.


Музыкальные инструменты (серия "Окружающий мир").


Цель занятия - передать движениями характер и специфику звучания знакомых детям музыкальных инструментов.

В первой части занятия проводятся ритуал приветствия, тренинг "Комплимент", организуется прослушивание отрывка музыкального произведения в оркестровом исполнении.

Во второй части занятия детям загадываются загадки о музыкальных инструментах.

В третьей части занятия дети движениями изображают различные инструменты, проводится игра "Оркестр".

Занятие 5.


"На кого я похож" (серия "Это я").

В первой части проводится ритуал приветствия, тренинг "Комплимент", во время которого дети дают друг другу сравнительные характеристики. Например: "Наташа, у тебя глаза как звездочки!"

Во второй части дети самостоятельно создают свой воображаемый портрет (можно обратиться за подсказкой к педагогу, если возникают затруднения).

Третья часть проводится в форме игры-загадки "Кто я?". Дети по очереди изображают себя воображаемого, остальные должны угадать, что каждый о себе воображает.

Заканчивается занятие ритуалом прощания.

Занятие 6.


"Тучкины штучки" (на стихи В. Маяковского).

В первой части проводится ритуал приветствия и игра-загадка "На кого это похоже?". Дети показывают выполнение домашнего задания.

Во второй части проводится музыкально-ритмическая разминка под музыку песни В. Шаинского "Не дразните собак".

В третьей части дети импровизируют под музыку и стихи В. Маяковского "Тучкины штучки".

Плыли по небу тучки.

Тучек - четыре штучки.

От первой до третьей -люди,

Четвертая была верблюдик.

К ним, любопытством объятая,

По дороге пристала пятая,

От нее в небосинем лоне

Разбежались за слоником слоник.

И не знаю, спугнула шестая ли,


Тучки взяли все - и растаяли.


И следом за ними, гонясь и сжирав, Солнце погналось - желтый жираф.

Заканчивается занятие ритуалом прощания.

Занятие 7.


"Забавный дракоша" (на стихи В. Берестова).

Занятие строится по аналогии с шестым. В третьей части дети, объединившись по 7 человек, придумывают позы, движения и жесты на стихи В. Берестова "Дракон".

В дверь диетической столовой

Вошел дракон семиголовый.

Он хором "Здравствуйте" сказал

И, улыбаясь, заказал:

- Для этой головы,


Пожалуйста, халвы.


Для этой пасти -


Прочие сласти.


Для этой головки -


Перловки.


Для этой глотки -


Селедки.


Для этой башки -


Пирожки.

Для этой рожи –


То же.

Для этого личика –

Два сдобных куличика.

Что еще? Лимонада бутылку,

Семь салфеток, ножик и вилку.

Детям нужно изобразить не только головы и жесты дракона, но и заказываемые им блюда.

Занятия серии "Наш дом - Земля" направлены на расширение знаний ребенка об окружающем мире, осознание себя его значимой частью. На них дети осмысливают и изображают движения Земли, Солнца, Луны, состояние стихий, придумывают характер и движения разных растений. Темами занятий могут быть следующие: "Почему Землю называют живой планетой", "Моря и океаны", "Язык цветов", "О чем шепчутся деревья", "Черной ночью черный кот белу мышку стережет" и т. п.

Ритмопластика - это игра, сказка, перевоплощение.

Занятия ритмопластикой направлены на развитие:

  • чувства ритма, музыкального слуха и вкуса;

  • умения правильно и красиво двигаться;

  • укрепления различных групп мышц и осанки;

  • умения чувствовать и передавать характер музыки.

Занятия по ритмопластике помогут раскрепоститься Вашему ребенку и снять эмоциональное напряжение. Ваш малыш научится лучше владеть своим телом.

Интересные задания развивают воображение и научат детей лучше понимать друг друга. Занятия так же помогают понимать музыку, любить ее и запоминать.







Педагогическое взаимодействие с детьми школьного и дошкольного возрастов требует четкого и бережного развития их телесно-пластических ощущений. К сожалению, все, что предлагают методисты, очень иллюстративно, подражательно, хотя и называется психомоторной гимнастикой, пальчиковой гимнастикой... Даже в музыкальной педагогике методисты сумели свести до минимума телесно-пластические ощущения, ограничив «пластическое интонирование» всего лишь... движением рук. В то время как настоящее развитие, на мой взгляд, - это упражнения в преображении, в образы, значимые для повседневной жизни, а не для занятий с педагогом.

К примеру, как показать во время пальчиковой гимнастики образ «кузнеца-молодца», или, допустим, «воеводу потешного войска», или «путешественника»?

Это иной класс воспитывающих образов. И он не менее важен, чем тот, который позволяет создавать знакомые большинству педагогов «тотемные» образы - кошечку, заиньку, собачку, птичку.

-Эй, кузнец-молодец!


Расковался жеребец!


Ты подкуй его опять!


Отчего ж не подковать.

Вот гвоздь, вот подкова,

Раз, два - и все готово!

Все знают этот текст. Но знания слов для ритмопластики мало. Начнем с пошагового алгоритма пробных действий, попробуем их на себе и только потом предложим детям на уроках в виде оздоровительных пятиминуток.

Шаг 1. Выразите голосом ликующее, а не командное обращение «первого героя» - пусть будет воображаемый пока «наездник». Не нужно скрывать динамику собственного голоса. Наоборот, зычность голоса вполне можно выработать.

Подсказка для «тихословов». Нужно тембром восклицающего голоса выделить звуки «эй» как уверенное, уважительное обращение. (Почему громко восклицая? Потому что воображаемый кузнец работает в своем цехе и от грохота ничего не слышит. Нец в слове «кузнец», дец в слове «молодец», вался в слове «расковался», бец в слове «жеребец», куй! в слове «подкуй», ять в слове «опять». Ну чем не голосовая тембралъная гимнастика?!


Здесь дышать надо более активно, чем при напряженном учебном процессе. В этой гимнастике все «герои» равны. Они учатся восстанавливать свои возможности. Никакое это не соревнование в громкости и лихости. А просто нормальная тембральная, звуковая гимнастика, в основе которой лежит правильная атака собственного звука-голоса. Но какое значение этот шаг № 1 имеет для художественной ритмопластики?

    1. Восстановительное. Ибо от собственного тембра звука возникает резонанс пластического раскрепощения мышц тела.

    2. Образ обращения «одного героя» к «другому» - это литературные персонажи, в данном случае малой литературной формы.

    3. Если использовать этот стихоряд как считалочку, то каждый, кто произносит слова «ты», «и все готово», может преобразиться в «кузнеца».

Шаг 2. Образ кузнеца имеет не только другой тембр голоса, но и позу, походку, разворот плеч. Это человек, уверенный в самом себе. Его голос ближе к тембру низкого баритона, он более раскатистый, четко сканирующий каждый звук, «для пущей важности».

Шаг 3. Попытаемся перевоплотиться в кузнеца при помощи пластики и жестов рук, а потом и позы.

Я предлагаю так. Если ученик сидит за партой или на стуле в кругу, то, слушая считалку, при обращении «ТЫ подкуй его опять», ученик встает со словами «Отчего не подковать» и как сильный человек, напрягая вес собственного тела, упирается в крышку парты или спинку стула.

Со словами «Вот гвоздь» - показывает «бицепсы» одной руки, со словами «Вот подкова» - показывает бицепсы другой руки. Слова «Раз, два - и готово» произносит вместе с сильными хлопками, вытянув руки вперед. В завершение разводит руки широко, щедро в стороны и с важностью опускается на свое место. И так мы вроде бы все разыгрываем «понарошку». Но голос, поза, ощущения у детей реальные. И эта тренировка - вхождение в образ «антихулиганский», «антидрачунский», «антизабиякский».

Будет желание разыгрывать эти образы дальше - можно вспомнить магическое клише: «Два притопа, три прихлопа». Один показывает другому, как это выглядит. Далее можно исполнить тот же показ вместе с речовкой, например: «Все ребята молодцы. Дружные, хоть сорванцы».

Выглядит это так.

«Все» - топ ногой. «Ребята» - другой топ ногой. «Молодцы» - «хлоп» на каждый гласный звук: МО-ЛОД-ЦЫ.

Но в словах следующей фразы ритмическое клише будет выглядеть по-другому. Хотите, так: топ со словом «дружные», топ - со словом «хоть»; три хлопа на каждый звук слова СОР-ВАН-ЦЫ.

Можно иначе:

топ на слог «друж»; топ на слог «ные». Слово «хоть» произносим самостоятельно. Три хлопа на гласные слова «сорванцы».

По мне же - самое интересное начинается тогда, когда все можно переставить местами. То же ритмическое клише прочитать и исполнить так:

«Три притопа - два прихлопа». Одним речевым фокусом эту загадку не решить. Придется включить «тело-интеллект». И в этом альтернативном обучении слову, говорящей речи есть тоже своя азбука. Азбука «тела-интеллекта». Эта азбука развивается на основе экологической функции организма, которая по неведению многих узкопредметных педагогов, воспитателей традиционной системы обучения разрушается до такого состояния, что приходится ее, эту систему саморазвития и самовыражения, восстанавливать, реабилитировать. Эту отрасль я называю педагогической терапией и образовательной реабилитологией. В этом суть методологических отличий здоровьесохраняющих процессов в сфере образования от частных методов здоровьесберегающих технологий.


У нас принято знакомить учащихся с окружающим миром через словесные пояснения, а можно проигрывать образы литературных персонажей с помощью психопластики. Причем именно положительных персонажей. Еще мудрецы древности говорили, что плохому учить не надо. Оно само пристает. Учить нужно хорошему. Весь спектр чувствования развивающегося человека заключен в мышечной пластической форме, которая по-разному проявляется в различных ситуациях. Поэтому потенциалом в развитии здоровьесохра- няющих процессов являются специальные сюжетные педагогико-терапевтические ситуации. Для развития пластических свойств телодвижений недостаточно только физкультурных занятий, музыкально-ритмических упражнений или отдельных игр. Гораздо более эффективно развивать безбрежный потенциал воображения. Этому содействует специально формируемая среда: с пением, танцами, художественным чтением...

Преображения самого педагога - вот тот учебник, который написать невозможно. Обучиться такому преображению может каждый мыслящий педагог! Правда, считать, что ваши ученики будут реагировать на сказочные образы так же, как вы в детстве, рассчитывать не стоит. Ведь если бы все было так просто, не нужно было бы специально накапливать художественный репертуар, специально учиться им пользоваться, становиться педагогом-терапевтом, чтобы обучать детей безопасному выражению эмоций, как учим мы их элементарному счету, грамоте.

В заключение хочу предложить потешный образ для оздоравливающих пятиминуток «Воевода». Этот образ навеян такой социальной игрой, как «Воевода приказал».

Кратко о сюжете игры.

Выбирается воевода. У него есть отличие, преимущество перед всеми. Он создает пароль. Например: «Воевода приказал». Еще одно его преимущество перед всеми игроками - он говорит, командуя. Например, «Встать», «Сесть», «Повернуться», «Встать на одну ногу», «Чихнуть»...

Если звучит слово-пароль «Воевода приказал» и после этой фразы следует команда «воеводы», то распоряжение (приказ) нужно выполнять точно. Допустим: «Воевода приказал пять раз топнуть» - исполняют все четко. Или: «Воевода приказал поднять руку вверх» - все исполняют четко. Но, если звучит команда без слова-пароля, например, так: «А теперь все встали» - она не должна выполняться. Кто ее выполнит, тот проштрафился, то есть с того фант (творческий «штраф»),

В чем педагогический смысл этой игры? В том, чтобы показать, что лидер тот, у кого четкий голос, кто умеет точно определить полезное действие, кто своим приказом не заставляет одного человека унижать другого, в том, что каждый может стать в наблюдательную позицию, выступить в роли воеводы.


Основу ритмопластики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитационные, обще-развивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты. образы. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также навыками творческого осмысления музыки, ее эмоционально - телесного выражения. Именно этот опыт поможет ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественных, творческих и спортивных видов деятельности: это может быть и последующее обучение хореографии, гимнастике, занятия в спортивных секциях.


Чем раньше мы дадим ребенку разнообразные впечатления, чувственный опыт, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности.

Курс «Ритмопластики» поможет развить внимание. память. мышление, речь,сформировать красивую осанку, танцевальность и музыкальность, чувство ритма, координацию движений. Такие занятия способствуют выработке красивой походки, умению держать спину, владению телом, укрепляют здоровье и приносят большое удовольствие!

На занятиях по «ритмопластике» дети овладевают музыкально - ритмической деятельностью, навыками выразительного танцевального движения, знакомятся с основными элементами классического танца, учатся ориентироваться в танцевальном классе и знать основные фигуры танцев. Дети с удовольствием делают гимнастические упражнения, усваивают подготовительные танцевальные движения и рисунки танца, выполняют небольшие игровые танцевальные композиции, знакомятся с основными элементами народного и современного танца.

Поскольку все упражнения строятся в соответствии с сюжетом музыкального произведения, то это придает движениям логичность и тесно связывает их с музыкой. Выполнение танцевальных движений под музыку вызывает у детей ощущение радости, поднимает эмоциональное состояние!


В чем терапевтический смысл?


В том, что педагог создает ситуацию, ориентированную на доброжелательные действия, а не насмешки, которые иногда возникают, когда дети играют одни, без взрослых. Восстанавливается равенство в лидирующих возможностях каждого, нейтрализуются застенчивость, скованность в собственном размышлении, говорении, поведении. Такое педагогическое вмешательство гораздо глубже и значительнее, чем только нравственное или патриотическое воспитание. Это реабилитация самоуважения и самоактуальности. Терапевтический потенциал художественной ритмопластики широчайший.


«Ритмопластика» - является музыкально-ритмическим психотренингом, развивающим у ребёнка внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, развивает музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку, ощущение свободного и сознательного владения телом.