velikol.ru
1



РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

«Роль игрушки в жизни ребёнка».


Составитель: Газашвили Е.А.,

старший воспитатель МДОУ № 28 –

детский сад комбинированного вида


ТУЛА – 2010 ГОД


Уважаемые родители!


Есть в педагогике термин «ведущий вид деятельности». Проходя через разные возрастные категории, вид деятельности человека меняется. Скажите пожалуйста, а какой ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста? /Игра/


Вот сегодня мы и поговорим с вами об этом.

Итак, тема нашего собрания «^ Роль игрушки в жизни ребёнка».


Впервые на территории современной России игрушка возникла как разновидность культового предмета (обрядовая кукла, погремушка, отпугивающая духов и т.д.) Функцию социального предмета для развлечения и воспитания она получила позже, вместе с возникновением представления о детстве, как об особом возрастном периоде, подготавливающем ко «взрослой» жизни. Научно-техническая революция XX века привела к глобальным культурным изменениям – мир впервые поменялся на столько радикально. Повсеместная урбанизация и переход к массовому производству открыли новую страницу в истории человечества, а значит, и в истории игрушек. С распадом СССР популярная культура и ее плоды стали решающим фактором в российской социокультурной жизни. Современные игрушки для предметной игры как отражение операциально-технической и интеллектуальной части культуры стали гораздо разнообразнее. Они постоянно обновляются, приобретая все более совершенный технические характеристики, производятся многочисленные аксессуары, которые меняются каждый сезон, и все это раскручивается с помощью средств массовой информации, тематических журналов, мультфильмов и т.п. Естественно, что такое продвижение не оставляет равнодушными ни детей, ни их родителей, которые активно покупают подобные игрушки.


Итак, мы открываем «^ Лабораторию игрушки» в которой Вы, уважаемы родители, будете экспертами. Цель вашей сегодняшней работы – сравнить классическую и новомодную современную игрушку и попытаться выяснить, что несут эти игрушки детям на психологическом уровне, каковы ценности нашей культуры, которые они отражают? можно ли играть с новыми образными игрушками и каков характер этой игры?

Представьте, что начинающий, неопытный, молодой родитель купил новую игрушку. Как эксперты в этой области вы наверно должны знать, да и знаете, что знакомя маленького ребенка с покупкой, этот молодой родитель должен обыграть игрушку:

- для чего? – /чтобы вызвать интерес к ней, привлечь внимание, научить управляться и играть с игрушкой./

- как это можно сделать? - /рассказать стихотворение, спеть песню, придумать историю и пр./


Задание 1:

Родители достают по очереди из мешка игрушку и презентуют её.(продумать набор игрушек, это должны быть и классические и современные игрушки: мяч, медведь, лошадь, Барби, Человек-Паук и пр.)

^ Подводя итог 1 заданию: не все игрушки можно с легкостью обыгрывать. Новомодные игрушки труднее поддаются этой задаче.


Вы, как эксперты в области игрушек, должны знать, что каждая игрушка несет в себе какую-то информацию и каждая игрушка имеет свою воспитательную и развивающую функцию, своё предназначение.


Задание 2:

Родители рассказывают о развивающей и воспитательной функции своей игрушки.

Подводя итог ко 2 заданию: классические игрушки по сравнению с новомодными имеют более глубокий смысл, разнообразный спектр воспитательных и развивающих функции.(продумать функцию каждой игрушки)


Производитель игрушки должен помнить о том, что у детей, особенно дошкольного возраста, мышление наглядно-образное. Малыш нуждается в правдивом, достоверном и одновременно образном отображении мира. Именно такая картина является основой адекватного восприятия себя и окружения в дошкольном возрасте. То, что кажется взрослому смешным, может напугать и огорчить ребенка.


Задание 3:

Уважаемые эксперты, дайте оценку истинности, не карикатурности, естественности и природосообразности каждой игрушки (родители исследуют истинность формы, размера, цвета, звука и пр.свойства игрушек)

Подводя итог 3 задания: далекие от реальных форма, цвет, размер и пр. искажают представление ребенка о действительности и могут задавать неадекватное представление об окружающем мире.


Для того чтобы полнее выявить характеристики современной игрушки, Вам, уважаемые наши эксперты, сейчас придется провести сравнительный анализ типичной образной игрушки середины прошлого века и массовой образной игрушки современности. Сравните два облика игрушки, которые задают ориентиры для игровой деятельности ребёнка.


Задание 4:

Сравнение типичной советской куклы и типичной современной куклы (типа Bratz)


^ СОВЕТСКАЯ КУКЛА

СОВРЕМЕННАЯ КУКЛА

МАТЕРИАЛ

пластмасса

высококачественный пластик

^ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Средний размер – 30-50 см. имеет подвижные руки и ноги, позволяющие ей придавать различные позы, снабжена одним комплектом съемной одежды и обуви.

Части тела соразмерны.

Может стоять и сидеть без дополнительной опоры.

Может быть снабжена несложным механизмом – в зависимости от положения в пространстве у неё открываются и закрываются глаза и она произносит слово «мама».

Рост около 20 см, руки и ноги подвижные (особое крепление позволяет им двигаться в различных направлениях, благодаря чему кукла может принимать разные позы).

Пропорции тела мало соотносятся с естественными: голова выглядит слишком большой по сравнению с коротким торсом и гипертрофированно длинными ногами.

Не может без дополнительной опоры стоять сама.

^ ВНЕШНИЙ ОБЛИК

Облик куклы реалистичен. Благодаря детским пропорциям лица и туловища и нарочито детскому наряду кукла имеет образ ребенка-дошкольника.

Неяркие (слегка намеченные) губы и нос, выразительные глаза, синтетические волосы прочно держаться и их легко расчесывать.

Облик куклы максимально приближен к облику «поп-дивы» - длинные волосы и тщательно прорисованное лицо «девушки с обложки»- с очень большими ярко накрашенными глазами, пухлыми губами, маленьким носом.

^ ИГРОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Для сюжетно-ролевой игры.

Она обладает внешней привлекательностью – до нее хочется дотронуться, взять в руки.

Она удобна для манипулирования по размеру и тех. показателям (ее можно купать, придавать разные устойчивые позы, менять прическу, переодевать).

Достаточно большой размер куклы, соотносимый с размерами самого ребенка, позволяет видеть в игрушке партнера, самобытного персонажа игры.

Универсальная внешность, отсутствие деталей, акцентирующих телесность, и простота конструкции стимулируют активность и воображение ребенка, дают возможность вкладывать в куклу разный характер

Определенно детский облик игрушки позволяет ребенку видеть в ней свое отражение и разыгрывать соответствующие сюжеты из семейной жизни.

Максимально конкретизированный образ куклы заставляет ребенка отдавать предпочтение стереотипному сюжету, заданному производителем.

Тщательно прорисованное лицо с ярким макияжем, открытый вызывающий наряд и другие детали облика куклы соответствуют облику поп-дивы, что ограничивает применение куклы в другой роли. Слишком детализированный облик тормозит воображение ребенка, призывает его к конкретному образу и сюжету.

ВЫВОД

Именно детско-родительские отношения и сопутствующие бытовые ситуации, в первую очередь, требуют отражения в игре в дошкольном возрасте. Такие игры помогают ребенку не только отрефлексировать собственный опыт, но и приобщиться к общечеловеческому: через образ слабого существа, заложенного в кукле и направляющего игру ребенка, для него открываются ценности общения, любви, сопереживания и т.п. Зависимый, требующий заботы образ куклы подчеркивают механизмы, реагирующие на манипуляцию ребенка.

Игрушка, с одной стороны, четкими ориентирами, направляющими игру в «семейное» русло, и с другой – достаточно открыта, чтобы ребенок мог вкладывать в нее собственное содержание.

Погоня за внешней привлекательностью игрушки-товара заставляет производителя обращаться к образам и технологиям, продиктованным массовой культурой. В результате, современная игрушка приобрела изощренность внешнего облика и техническую сложность. При этом ее внутренний мир (а значит и способность отображать переживания ребенка) стал значительно более примитивным и поверхностным. Их образы не предполагают внутреннюю психическую жизнь, вся она сосредоточена во внешних стереотипных событиях – бесконечных покупках и переодеваниях или драках. В случае игрушек для мальчиков. Обретение ими способности разговаривать и двигаться не понарошку, а по настоящему, окончательно нивелируют фантазию ребенка, а вместе с ней и саму игру, превращая дошкольника в пассивного потребителя.


Подводя итог нашей сегодняшней встречи, хочется сказать о том, уважаемые родители, что воспитывая ребенка, развивая в нем те или иные качества, мы растим наше будущее. Рост национального самосознания остро ставит проблему воспитания молодежи уже с дошкольного возраста средствами национальной и, прежде всего, народной культуры. Через народную культуру ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни народа. Сегодняшнее наше общение показало, что именно игрушки, как часть народного творчества в целом, обладают большими воспитательными возможностями, и могут выступать средством развития дошкольников. Важность обращения к традиционной игрушке определяется не только социальной значимостью, но и её национальной обусловленностью: через приобщение детей к игре народ продлевает себя, генерирует свой дух, характер, психологию. Правильно выбранная игрушка решает задачи познавательного, нравственного, физического развития детей. Именно поэтому необходимо с особой тщательностью следить за тем, как и с чем играют наши дети.

И на прощание, чтобы Вы в дальнейшем не совершали ошибок, я раздам Вам памятки, которые помогут правильно сделать выбор игрушки для вашего ребенка.


^ Уважаемые родители!

Выбирая игрушку для ребёнка, обратите внимание на следующие существенные моменты:


  • истинность, не карикатурность образа.

Малыш нуждается в правдивом, достоверном и одновременно образном отображении мира. Именно такая картина является основой адекватного восприятия себя и окружения в дошкольном возрасте. То, что кажется взрослому смешным, может огорчить и напугать ребёнка;


  • естественность, природосообразность.

Например, крокодил не может быть игрушкой верхолазом, его тело природой предназначено к жизни в воде, а не на деревьях;


  • соответствие звука и образа.

Гусеница, громко трещащая при движении, не формирует истинной картины движения насекомого;


  • форма, цвета, цвет в движении.

Органические природные формы и мягкие цвета или тонкие цветовые сочетания предпочтительнее для зрительного и тактильного восприятия;


  • прочность и ремонтопригодность.

В этом плане несомненное преимущества имеют игрушки несинтетического, природного происхождения. Они прочнее, менее горючи, лучше поддаются ремонту. Дерево можно склеить, подточить, нарастить, а ткань – зашить;


  • возможность игрушки расти вместе с ребёнком, быть включенной в сюжетные игры в качестве персонажа (человечки, животные) или предмета-заместителя (мяч, волчок).



Чрезвычайно важно помнить, что после покупки и вручения игрушки ребёнку миссия родителей не заканчивается! Важно увидеть чудесное в простом и удивиться, а потом донести этот чудо до ребёнка. Всякая игрушка – это поле для общения взрослого с малышом, хороший повод для совместного открытия мира и изобретения интересных игр.








Используемая литература:


1. «Сравнительный анализ современной и советской игрушек», А. Л. Романова: Журнал «Современное дошкольное образование» № 1, 2009 год