velikol.ru
1

Система самостоятельной работы учащихся.


Современный молодой человек должен сегодня не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знания, поэтому организация и руководство самостоятельной работой учащихся – ответственная и сложная работа учителя.

Чтобы сформировать у школьников самостоятельность, необходимо выполнять тесно связанные между собой задачи: развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности и научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

На уроках математики с помощью различных самостоятельных работ учащиеся приобретают знания, умения, навыки, то есть в системе образовательной деятельности готовим их к проектной деятельности.

При построении системы самостоятельных работ необходимо выполнять следующие требования:

  1. способствовать приобретению учащимися глубоких и прочных знаний и формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике,

  2. должен быть принцип доступности и систематичности, связи теории с практикой,

  3. работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию,

  4. последовательность выполнения домашних и классных работ должно логически вытекать из предыдущих и готовить почву для выполнения последующих.

Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из составных элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке.

При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания нужно соблюдать принципы дидактики, которые имеют следующие особенности:

  1. работа должна носить целенаправленный характер,

  2. должна побуждать ученика работать напряженно,

  3. на первых уроках нужно сформировать навыки самостоятельной работы,

  4. предлагать такие задания, которые требуют применения знаний в новой обстановке,

  5. необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различным учащимся требуется разное время, а поэтому должно быть индивидуализированное обучение,

  6. задания должны вызывать интерес у учащихся,

  7. планомерно и систематически включать в учебный процесс,

  8. разумное сочетание изложения нового материала учителем с самостоятельной работой учащихся,

  9. учитель продумывает систему работ, определяет цель, содержание и объем, ее место на уроке, методы обучения различным видам работ.


Все виды самостоятельной работы по дидактической цели делятся на пять групп:

  1. приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания,

  2. закрепление и уточнение знаний,

  3. выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач,

  4. формирование умений и навыков практического характера,

  5. формирование творческого характера, умения применять знания в новой ситуации.


Любая самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности, развития их умственных способностей.