velikol.ru
1

Тема: Л.Н. Толстой «Детство».

Цели: 1. Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого.

Отрабатывать навыки осознанного и выразительного чтения.

Учить анализировать текст, с целью выяснения мотивов и причин

поступков героев.

2. Развивать речь, память учащихся.

3.Воспитывать любовь к матери.

Ход урока:

  1. Организационный момент. слайд 1

Я приветствую вас ребята и наших уважаемых гостей на уроке литературного чтения. На моём любимом уроке. Я очень люблю читать, люблю представлять то, о чём мне рассказывается в книге, люблю думать о прочитанном, делать выводы. И мне очень хочется, чтобы вы ребята, тоже полюбили чтение. Ведь иногда читая о других людях и их судьбах, многому учишься и на многое по-другому начинаешь смотреть. Сегодня мы прочитаем именно такой рассказ. Рассказ, который поможет нам задуматься. А ведь это и есть истинный смысл чтения – задумываться.

Давайте вместе обозначим цели нашего урока: слайд 2. Продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого Отрабатывать навыки осознанного чтения

Учиться анализировать текст

Развивать речь, память

Воспитывать любовь к …

2. Проверка домашнего задания.

Но в самом начале напомню вам о Д/з.

-Что вам нужно было прочитать? Над чем вы задумались выполняя д/з? (уроки Толстого) слайд 3 , давайте зачитаем их. Слайд 4

- Согласны ли вы с тем, что уроки Толстого полезны всем ребятам?

Действительно, уроки Л.Н. как тропинка, по которой если идти, выйдешь на правильный путь. И все его рассказы, очень мудрые, поучительные.

  1. Изучение нового материала.

Сейчас вы познакомитесь с новым для вас литературным жанром слайд 5 Я предлагаю вам отгадать ребус и узнать, как он называется. Слайд 6 – трилогия.

Слайд 7 Трилогия - это 3 произведения одного автора, объединённые общим замыслом и преемственностью (последовательностью от одного события к другому) сюжета.

Мы почитаем лишь одну главу из трилогии Толстого слайд 8 «Детство», «Отрочество», «Юность».

Давайте немного остановимся на понятиях. Детство – это возраст от рождения до 10 лет.

Отрочество – это подростковый возраст от11 до 14 лет. Юность – это возраст человека от 15 до 21 года. А ведь сразу писателем задумывался роман из 4 частей ещё с главой «Молодость», но она не была написана.

И сама трилогия необычная. А какая? Попробуйте угадать! Слайд 9 поставив слоги в правильном порядке (автобиографическая).

- А вы помните, что такое автобиография – « сам пишет о себе». Давайте вспомним биографию писателя. Слайд 10 А как вы думаете, о чём будет говориться в главе «детство», слайд 11 которую мы будем читать, если она автобиографическая. Правильно Толстой будет рассказывать о себе, только в художественной форме, не сухие факты, а в форме рассказа, повествование в котором ведётся от лица главного героя слайд 12 Николеньки Иртеньева, который будет переживать все чувства Толстого, делиться воспоминаниями Толстого от своего имени.

3. Словарная работа.

В тексте вам встретятся необычные слова. Слайд 13

4. И ещё перед чтением давайте вспомним самое главное: слайд 14 Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное!

И конечно, правила чтения. Слайд 15 Готовы?. Первичное чтение рассказа. По схеме слайд 16 до слов Воспоминания. – О чём рассказывает нам автор в самом начале? _Что делают с автором эти воспоминания о детстве? ( освежают, возвышают душу и служат источником наслаждений). До слова Маман.

Далее. О каком из воспоминаний идёт речь? ( о вечернем чае)

- А вам близки эти ощущения? Бывали ли у вас такие случаи?

Действительно, такие моменты бывают у всех детей. О них рассказывают многие писатели и поэты. Вот, например, стихотворение Ивана . Алексеевича. Бунина.

Готовит мама ужин.

Под крышкой пар в кастрюле

- Насвистывает песню.

- Глаза мои закрылись

- Раскрыть бы их пошире,

- Глядеть бы удивленно.

- Да открывать мне лень их.

- Весь мир исчез

- Лишь мама

- Посередине мира

- И я, уже уснувший

- У мамы на коленях.

^ Слайд 17 Буксир. А о чём нам рассказывается в этом отрывке? Что чувствует Николенька впросонках?

Самые добрые, нежные, самые ласковые на свете – это руки мамы.

Слайд 18.

Физминутка – оживи слова.


Какой фразой вы закончили чтение? О чём она говорит? Подумайте, попробуйте обобщить прочитанное и ответить, какая была у Николеньки мама, судя по прочитанному? За что Николенька любил маму? Слайд 19. О своей любви к маме – самому дорогому человеку поётся во многих песнях, вот Светлана Лазарева как поёт о своей мамочке.

То, что Николенька сильно любил свою маму нам ясно. А как вы думаете, любила ли мама своего сына? Какие выразительные слова – действия заставляют нас это почувствовать? Зачитайте. А давайте попробуем оставшийся отрывок прочитать выразительно. Слайд 20 Что нужно нам сделать? Что мы должны соблюсти?

Слайд 21. А теперь обратите внимание на иллюстрацию предложенную художником. Что на ней изображено? Найдите в тексте отрывок которому она соответствует Ищите вдвоём чтобы было быстрее, легче.. (и над ухом звенит тихий знакомый голос). С чем можно сравнить мамин голос? (с журчанием ручейка с плеском воды). Слайд 22

Как часто в обыденной жизни мы не замечаем нежных маминых прикосновений, звука её голоса, тёплого взгляда., как часто порой мы её обижаем. А когда вырастаем или не дай бог теряем её, понимаем, как много мы ей не додали, добра, внимания, ласки. Как много сразу хотелось бы изменить, вернуть время назад. Я предлагаю вам сейчас удобнее сеть, закрыть глазки, послушать песню Олега Газманова и подумать о своей мамочке, может прямо здесь вам захочется что-то поменять в своём отношении к ней. Слайд 23

А сейчас посмотрите на экран – сейчас появятся ваши любимые мамочки! Придвиньте листочек и допишите фразу: Моя мама самая …. Я никогда больше не буду Слайд 24.

Я желаю моей маме …

Я думаю сегодняшний урок поможет вам задуматься… Вот почему я люблю читать.

А теперь давайте вернёмся к целям урока. Слайд 25.

Так что же мы воспитывали в себе на сегодняшнем уроке?

Молодцы! Никогда не забывайте, что мама у вас одна!

Слайд 26. Д/З.

Спасибо за урок.