velikol.ru
1 2 ... 5 6

Создание исследовательского университета1


Мы изучаем процесс создания исследовательского университета основываясь на опыте 11 учебных заведений в 9 странах мира. Делая акцент на связи финансирования и функционирования исследовательского вуза, мы описываем как создавались стимулы руководству вузов концентрироваться на исследовательской (а не преподавательской) деятельности, как вузы нанимали талантливых профессоров и привлекали сильных студентов. Наш анализ основан на модели построения исследовательского университета, описанной в статье Сонина, Хованской и Юдкевич “Построение исследовательского университета: структура финансирования и условия найма профессоров”. Мы используем собранный материал, чтобы проиллюстрировать её основные выводы.


Содержание

Введение

В 2007 году два лучших китайских университета, Пекинский и Синьхуа, входили в число 40 лучших университетов мира в рейтинге Times1. Их современный этап развития начался только с окончанием Культурной революции в 1976 году. За тридцать лет они смогли нанять сотни выпускников западных аспирантур и десятки профессоров лучших западных университетов, стали проводить исследования мирового уровня, заработали высокую научную репутацию. Существуют и другие примеры того, как за короткое время создавались учебные заведения, не уступающие по качеству обучения и проведения исследований ведущим университетам мира. Университет Помпеу Фабра в Барселоне был создан в 1991 году, а в 2008 году его экономический факультет занимал 36 место в мире2. В начале 1990х годов в посткоммунистических странах были созданы экономические школы, не уступающие лучшим экономическим факультетам европейских университетов: Киевская школа экономики, Российская экономическая школа, Центр экономических исследований и последипломного образования в Праге.

У любого исследовательского вуза есть следующие четыре составляющие: структура управления, способствующая поддержанию вузом концентрации на исследованиях, сильный профессорско-преподавательский состав, сильные студенты, и достаточное финансирование. Профессорско-преподавательский состав можно сформировать как из известных профессоров, так и нанимая молодых учёных. Привлечение известных опытных профессоров позволяет создать или улучшить программу обучения, выбрать актуальные направления исследований, помочь подготовить молодых профессоров. Сильных студентов часто приходится набирать из других стран, предоставлять им гранты на оплату обучения и стипендии. Для набора профессоров и студентов вузу необходимо достаточное стабильное финансирование, которое можно получить как, например, оплату за обучение, государственный грант, доход от созданного вузом бизнеса или организовав кампанию по сбору пожертвований выпускников. Однако какой способ финансирования исследовательского университета наиболее эффективен?

По всей видимости, ответ на этот вопрос не знают даже эксперты, планирующие проведение образовательных реформ. В 2005 году правительство Германии приняло программу Инициатива отличия (Excellence Initiative). По ней увеличивалось финансирование отобранных университетов в течение пяти лет, чтобы они смогли войти в число ведущих вузов мира и сделать немецкие исследования более заметными. Решение о продолжении программы должно быть принято в 2009 году. Правительство Франции приняло схожую программу по созданию научных центров, зачастую предоставляя им эндаументы. По сравнению с немецкими, французские вузы получили большую свободу в выборе исследовательских проектов, а значит, они смогут использовать увеличившееся финансирование более эффективно.

Кроме того, не ясно потратит ли вуз дополнительное финансирование на проведение исследований или на расширение преподавания, особенно если продление финансирования не зависит от успеха исследований. Таким образом, возникает ещё один вопрос. Как обеспечить следование университета стратегии проведения исследований?

Понять стимулы руководства университета и их связь со структурой финансирования помогает статья Сонина, Хованской и Юдкевич “Построение исследовательского университета: структура финансирования и условия найма профессоров”3. Авторы моделируют выбор университета между исследовательской и преподавательской стратегиями развития. С одной стороны университет хочет нанять талантливых профессоров, что позволит привлечь сильных студентов и проводить качественные исследования. С другой стороны университет может нанять больше обычных (а значит и более дешёвых) профессоров, что позволит набрать больше студентов, а значит получить больше денег в виде оплаты за обучение или государственного финансирования.

Авторы показывают, что если университет имеет возможность нанимать сильных профессоров, набирать сильных студентов и его финансирование слабо зависит от количества обучаемых студентов, то он выберет исследовательскую стратегию. Увеличении бюджета может привести к смене исследовательской стратегии на преподавательскую. Это вызвано тем, что при ограниченном количестве сильных студентов невозможно создать большой исследовательский университет, и приходится создавать большой преподавательский.

В модели талантливые профессора соглашаются только на долгосрочные (пожизненные) контракты. Это объясняется тем, что получение результатов исследований может занять несколько лет. Разрыв долгосрочных контрактов наносит как денежный, так и репутационый ущерб университету. Это приводит к тому, что стабильность финансирования способствует выбору исследовательской стратегии, а его изменчивость преподавательской. Если вуз ожидает уменьшения бюджета, то он не потратит весь текущий бюджет на талантливых пожизненных профессоров или долгосрочные исследовательские проекты, чтобы не нести издержки, связанные с разрывом контрактов, в случае падения бюджета. Если вуз ожидает увеличение бюджета, которое может привести к тому, что преподавательская стратегия станет более предпочтительной, чем исследовательская, то он опять-таки может решить не нанимать талантливых пожизненных профессоров, чтобы не нести издержки связанные с их увольнением при переходе к преподавательской стратегии.

Описанная статья демонстрирует важность стимулов администрации при построении исследовательского университета. Она объясняет, как эти стимулы зависят от структуры финансирования, и предсказывает, что университеты с ежегодно утверждаемым бюджетом недоинвестируют в исследования, в то время как университеты, обладающие эндаументами, а значит и более стабильным финансированием, нанимают сильных профессоров и проводят долговременные исследовательские проекты. Зависимость финансирования университета от количества студентов, создаёт дополнительные стимулы к выбору преподавательской стратегии.

Мы описываем процесс создания исследовательского вуза основываясь на подходе, изложенном в модели. А именно, при создании исследовательского университета, руководству должны быть созданы стимулы следовать исследовательской стратегией. Затем необходимо нанять талантливых профессоров, и набрать сильных студентов. Для этого вузу необходимо достаточное (позволяющее нанимать сильных профессоров) стабильное (позволяющее обеспечивать стимулы профессорам и руководству университета) финансирование. Мы используем собранный материал, чтобы подкрепить и проиллюстрировать основные выводы модели построения исследовательского университета.

Наша работа основана на опыте создания 11 исследовательских вузов в 9 странах. Во-первых, это три больших исследовательских университета: университет Синьхуа (Tsinghua University), Пекинский университет (Peking University) (оба в Китае), университет Уорвика (the University of Warwick) (Англия). Во-вторых, два преимущественно гуманитарных университета: университет Помпеу Фабра (Pompeu Fabra University) (Испания) и Европейский университет во Флоренции (European University Institute). В-третьих, шесть экономических школ, три из которых находятся в развитых странах: Стокгольмская школа экономики (Stockholm School of Economics), Парижская школа экономики (Paris School of Economics), Тулузская школа экономики (Toulouse School of Economics), и три в посткоммунистических странах: Российская экономическая школа (New Economic School), Киевская школа экономики (Kyiv School of Economics) и Центр экономических исследований и последипломного образования в Праге (CERGE-EI).

Данные вузы изначально хотели стать исследовательскими, войти в число лучших вузов мира. Основным способом достижения поставленной цели была глубокая интеграция в мировое научное сообщество, заимствование уже наработанного опыта, и его использование. Отметим, что все нижеописанные университеты заимствовали что-то из американской системы высшего образования. Например, Стокгольмская школа экономики ввела систему пожизненного найма, университет Уорвика отделение аспирантуры, а университеты Китая программы преподавания и оплату за обучение.

В первом разделе данной работы мы подробно описываем модель из статьи Сонина, Хованской и Юдкевич “Построение исследовательского университета: структура финансирования и условия найма профессоров”. Во втором разделе мы описываем структуру управления исследовательским вузом и другие стимулы его руководству следовать исследовательской стратегией. В третьем изучаем структуру финансирования исследовательских вузов. Следующие два раздела посвящены привлечению талантливых профессоров и сильных студентов. Заключение расположено в шестом разделе.


следующая страница >>