velikol.ru
1

Социально-психологический эксперимент

О.А. Оберемко

В теоретический компонент курса содержит обзор основных теоретических идей и понятий, а также предметных областей их применения — в каких предметных областях применяется заявленный теоретико-экспериментальный подход.

В методологическом компоненте рассматриваются базовые модели экспериментов, приемы операционализации и концептуализации переменных в экспериментальном исследовании, специфика статистической обработки данных по малым выборкам и форматы обобщений (выводов) из полученных данных.

Методический компонент содержит обзор и подробный разбор отдельных серий экспериментов, в ходе которых модифицируется исходный план эксперимента за счет уточнения гипотез, операционализации и концептуализации переменных.

Практический компонент предполагает практику применения концептуального аппарата в анализе имеющихся (собранных) данных в режиме «естественного эксперимента», или наблюдения, а также постановку учебного эксперимента.

Компоненты курса — это не части и не этапы; курс предполагает логику развития / освоения материала, однако всякий этап содержит минимум два аналитически выделенных компонента.

Курс включает значительный объем контролируемой самостоятельной работы: обзорное (2–4 печ. л.) и аналитическое чтение (0,7–1 печ. л. в неделю), короткие эссе, самостоятельный поиск литературы под конкретные содержательные задания.

Курс вдохновлен тремя источниками:

1) собственной заботой о качестве данных и выводов;

2) классическими работами Д. Кэмпбелла о моделях экспериментов в (социологической) социальной психологии;

3) работах представителей так называемого «европейского направления экспериментальной социальной психологии», опирающегося на ряд сходных по своему концептуальному каркасу теорий: теорию социальной категоризации (Г. Тэджфел), теорию социальной идентичности (Дж. Тернер) и др.

Примечание: 1 печатный лист = 40 тыс. знаков с пробелами.