velikol.ru
1

«Леса России». По курсу «Окружающий мир», 4 класс.

Павлова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе


Цели:

сформировать у учащихся представление о лесной зоне;

ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом;

познакомить с животным и растительным миром зоны лесов;

развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой, дополни-тельной литературой, компьютером;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.


Оборудование:

учебник «Окружающий мир» 4 класс, рабочая тетрадь,

гербарий,

Красная книга России,

фотографии и картинки с изображением животных и растений,

«Знаки охраны природы»,

видеопроектор.


План урока:

  1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

  2. Проверка знаний и умений.

  3. Работа над новой темой.

  4. Физкультминутка.

  5. Работа по теме.

  6. Закрепление.

  7. Подведение итогов урока.



^ ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.



Я рада этой новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

В путешествиях можно многое узнать

И друзьям об этом потом рассказать.

Новая природная зона приглашает нас –

И опять в экспедицию отправляется класс.

А чтобы тему урока узнать,

Загадку нам надо сейчас отгадать.


(Слайд 3. Учитель читает загадку.)

Это дом. Огромный дом.

Места всем хватает в нём.

И бельчонку, и зайчонку,

И зубастому волчонку.


(Дети отгадывают загадку. Слайд 4).

- Молодцы! Тема, которую будет изучать наша экспедиция, - «Леса России» (запи-сать на доске).

- А что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери и птицы, какие там растут растения.)

- В загадке сказано, что лес – это дом. И места всем хватает в нём. Сегодня мы уз-наем, кто в нём живёт и что в нём растёт. Но об этом немного позже. Мы не можем отправиться в новую экспедицию, не закрепив знания, которыми обогатились в предыдущем путешествии.

2. Проверка знаний и умений.

а) Фронтальная работа.

- По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке? (Зона тундры.)

- Помогите мне, пожалуйста, отыскать эту природную зону на карте. (Работа с картой.)

- Что интересного вы узнали о природных условиях зоны тундры? Я приглашаю вас побывать на выставке детских работ, которая называется «Тундра глазами де-тей». (Заслушиваются ответы учеников и дополнения авторов рисунков. Дети под-готовили не только рисунки, но и интересные факты о растениях и животных зоны тундры.)

б) Графический диктант.

Условные обозначения: + - да, - - нет.

- Зона тундры расположена южнее арктических пустынь. (+)

- Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохлад-ное лето.(+)

- В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день. (-)

- В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения. (-)

- Главное занятие коренного населения тундры – земледелие. (-)

- Растения тундры низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.(+)

- Лишайник ягель растёт быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища. (-)

- Дикие северные олени обычно живут стадами. (+)

- В тундре добывают нефть и природный газ.(+)

- Тундровый заповедник расположен на Кольском полуострове.(-)

( Ответы: + + - - - + - + + -)



  1. Работа над новой темой.

(Слайд 5. Звучит музыка.)

- Рассматривая условные обозначения на карте, мы видели, что зона лесов обоз-начена зелёным цветом. Найдите и покажите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

(Дети делают самостоятельные выводы, работая с картой, что лесная зона нахо-дится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Эта при-родная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена тёмно-зелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее, и ещё одна часть – широколиственные леса, зе-лёный цвет ещё светлее.

- Наша экспедиция готова отправиться на изучение природной зоны лесов. Доб-рый вам путь! Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более тёмным цветом. Что это? (Это лесотунд-ра.)

- А какую она роль играет? (Это плавный переход к другой природной зоне.)

- На прошлом уроке мы с вами уже заметили, что к югу тундры природные ус-ловия становятся мягче, и появляются карликовые деревья, а лесотундра лежит прямо у линии Северного полярного круга. Мы говорили о том, что одним рас-тениям надо больше тепла, света и влаги, а другим – меньше.

- Как вы думаете, какие деревья будут расти в тайге? Что растёт в смешанных и широколиственных лесах? Кто живёт в лесной зоне?


(Работа в группах.)


^ Первая группа рассказывает о растительном мире тайги. Информацию для выступлений дети брали в учебнике (стр.103), атлас-определитель «От земли до неба», энциклопедия «Я познаю мир. Растения», детская энциклопедия «Мир леса», демонстрационный материал «Деревья», гербарий.

План выступления первой группы:

  1. Что называют тайгой?

  2. Природные условия тайги.

  3. Этажи леса (Слайд 6.)

  4. Что общего у всех растений тайги?

  5. Какие растения растут в тайге? Краткие сведения об этих растениях с ис-пользованием демонстрационного материала.

Вторая группа рассказывает о растительном мире смешанных и широколист-венных лесов. Информация взята из тех же источников.

План выступления второй группы:

  1. Типы лесов (Слайд 7.)

  2. Какие леса называют смешанными?

  3. Какие леса называют широколиственными?

  4. Какие растения растут в этих лесах? Краткие сведения об этих растениях с использованием демонстрационного материала.

  5. Растения, занесённые в Красную книгу.



4.Физкультминутка.

- Спасибо вам, ребята за проделанную работу. Прежде, чем мы заслушаем уче-ников из третьей группы, проведём разминку.

Мы разминку начинаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх.

Отдохнёт спина у всех. (Потягивания — руки в стороны и вверх.)

Начинаем приседанья —

Раз, два, три, четыре, пять.

А теперь три раза нужно,

Как лягушки, проскакать. (Приседания — 5 обычных и 3 раза подпрыгнуть в приседе.)

Мы разминку завершаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх.

Отдохнёт спина у всех. (Потягивания — руки в стороны и вверх.)


5.Работа по теме.

^ Третья группа расскажет о животном мире лесной зоны. Информацию дети находили в учебнике, в атласе-определителе, в энциклопедии «Я познаю мир. Животные», детская энциклопедия «Мир леса», демонстрационный материал «Дикие животные России».

План выступления третьей группы:

  1. Кто живёт в лесу? (Слайд 8.)

  2. Краткие сведения о представителях животного мира лесной зоны с исполь-зованием демонстрационного материала.

  3. Животные, которые занесены в Красную книгу.



Работа в рабочей тетради.

Задание №1 с. 31. Запишите названия лесных растений, которые вы смогли определить. (Проверка)

Задание №2 с. 31. Используя текст учебника, заполните таблицу. (работа в парах)

Задание №3 с.31. Узнайте хвойные деревья по рисункам веточек и шишкам. Пронумеруйте рисунки. (Взаимопроверка по учебнику или атласу-определите-лю.)



  1. Закрепление.

(Слайд 9,10. Учитель читает стихотворение С. Никулина «Русский лес»).

– Ребята, от каждого из нас зависит, будет ли жить на Земле такое разно-образие растений и животных, потому что каждый из нас является частью одного общего дома, одной семьи, имя которой ПРИРОДА. Каждый из вас дол-жен был дома придумать и нарисовать «Знак охраны природы».

(Дети показывают знак и объясняют его).

- Какой же лес без гомона птиц? (диск «Голоса птиц»)

- Чьи голоса вы узнали?

- Используя учебник, запишите на доске цепи питания, характерные для леса.

(Два ученика работают у доски. Проверка.)

- Наша экспедиция сегодня завершает свою работу, но изучение зоны лесов вы продолжите на следующем уроке. (Слайд 11, 12.) Вам предстоит узнать ка-кую огромную роль играет лес в жизни человека, и какие проблемы леса возни-кают по вине человека.



  1. Подведение итогов урока.

- Какие леса входят в зону лесов?

(Слайд 13.) Дети делают вывод о необходимости бережного отношения к лесу, к природе в целом.

Выставление оценок.

Домашнее задание. С. 98-105 читать, ответить на вопросы. В рабочей тетради с. 32-34.