velikol.ru
1


СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ

  • Шумова Н.Г.


ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ

  • Понятийный аппарат

  • Стратегии взаимодействия в преподавании

  • Стратегии передачи информации

  • Стратегии установления отношений

  • Сравнение стратегий и факторы их выбора



Важные положения

  • «Дети не готовятся стать гражданами и жить в обществе, а являются гражданами и живут в обществе»

  • «Нельзя приобрести гражданские качества слушая указания и распоряжения»

  • «Интерес – наиболее короткий путь к получению знаний»

  • «Самыми ненадежными спутниками учителя являются страх и истерика»

  • «Уважение и сотрудничество – основа образования»

  • «Юмор и улыбка делают школу человечнее»



Основные понятия

  • Стратегии преподавания - общее направление работы преподавателя для достижения целей образования

  • 1. При выстраивании взаимодействия преподавателя, учащихся и учебного материала: пассивные, активные и интерактивные.

  • 2. При организации передачи учебной информации: репродуктивные, производящие, творческие.

  • 3. При установлении отношений между преподавателем и обучающимися: директивные, миссионерские и партнерские.

  • Основные пути получения информации

  • Аудиальный (слух) – визуальный (наблюдение) – кинестетический (действие)



Основные понятия

  • Технология – структура, задающая рамки процесса и алгоритм (последовательность) совершения основных шагов

  • Методика - основные способы и подходы в преподавании, основанные на учебной деятельности.

  • Формы преподавания – внешнее оформление выбранных стратегий и методик (аудиторные или фронтальные, индивидуальные, групповые, коллективные или командные).

  • Приемы – конкретные элементы деятельности на занятии.



ПАССИВНЫЕ СТРАТЕГИИ методы линейного воздействия



СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ



ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ



УСЛОВИЯ ВЫБОРА



Положительное и отрицательное



АКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ методы линейного взаимодействия

  • Способы коммуникации

  • Формы воплощения

  • Условия выбора

  • Положительные и отрицательные стороны



СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ



ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ



УСЛОВИЯ ВЫБОРА



Положительное и отрицательное



ИНТЕРАКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ Методы кругового взаимодействия

  • Способы коммуникации

  • Формы воплощения

  • Условия выбора

  • Положительные и

  • отрицательные

  • стороны



СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ



ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ



УСЛОВИЯ ВЫБОРА



Положительное и отрицательное



Стратегии работы с информацией

  • Воспроизводящая (репродуктивная) стратегия

  • Репродуктивные подходы - воспроизводящие, акцентирующие внимание на запоминание, зубрежку, повторение, вся информация должна воспроизводиться учащимися без ее какого бы то ни было изменения.

  • Могут быть изображены следующей схемой:

  • ИНФОРМАЦИЯ А1  ИНФОРМАЦИЯ А1

  • ИНФОРМАЦИЯ Б1  ИНФОРМАЦИЯ Б1



Производящая (системная) стратегия

  • Системные подходы (производящая стратегия) - основная информация должна учащимися воспроизводиться, но они находят собственные примеры и иллюстрации, то есть сохраняется установленная система.

  • Могут быть изображены следующей схемой:

  • ИНФОРМАЦИЯ А1  ИНФОРМАЦИЯ А1

  • ИНФОРМАЦИЯ Б1 ИНФОРМАЦИЯ Б2



Творческая (креативная) стратегия

  • Творческие или креативные подходы - и базовая, и поддерживающая информация являются лишь началом для обсуждения, преобладает проблемное изложение. Могут быть изображены следующей схемой:

  • ИНФОРМАЦИЯ А1 ИНФОРМАЦИЯ А2

  • ИНФОРМАЦИЯ Б1 ИНФОРМАЦИЯ Б2



Стратегии установления отношений Основываются на ценностных ориентирах и мотивации в образовательном процессе

  • Директивные (подчинение – порядок – иерархия)

  • Миссионерские или патерналистские (доверие – радость – лидерство)

  • Партнерские (уважение – обсуждение – равенство)



Равноправная стратегия установления отношений

  • -Индивидуальность личности;

  • -Позитивность в основе отношений;

  • -Фасилитаторская позиция учителя;

  • -Открытость;

  • -Эмпатия (сопереживание);

  • -Уважение;

  • -Совместное творчество.



Влияние равноправной стратегии

  • ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

  • Отсутствие боязни совершить ошибку.

  • Возможности для свободного творчества.

  • Чувство уверенности в своих силах и самоуважения.

  • Личная ответственность за принимаемые на основе свободного выбора решения.

  • Самоопределение и устойчивость к внешнему давлению.



Миссионерская стратегия установления отношений

  • -Почитание и благоговение;

  • -Внушение;

  • -Проповедническая позиция учителя;

  • -Харизматичность;

  • -Наличие внешнего авторитета;

  • -Радость общения;

  • -Преобладание эмоционального над рациональным



Влияние миссионерской стратегии установления отношений

  • ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

  • Повышение мотивации учащихся.

  • Делает процесс обучения понятным и радостным.

  • Положительный эмоциональный фон

  • Наличие положительного примера и личностного авторитета.

  • Уверенность в своих целях и идеалах.



Директивная стратегия установления отношений

  • -Иерархичность;

  • -Прямые указания;

  • -Управляющая позиция педагога;

  • -Максимальное подчинение;

  • -Морализирование;

  • -Единые образцы поведения;

  • -Поддержание порядка.



Влияние директивной стратегии установления отношений

  • ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

  • Простые и четкие правила.

  • Высокий уровень дисциплины.

  • Простота и понятность требований.

  • Прозрачность и понятность процедуры оценивания.

  • Четкие границы поведения.



ПОЗИЦИИ СРАВНЕНИЯ СТРАТЕГИЙ

  • Объем рассмотренного материала

  • Процент усвоения материала

  • Структурированность материала

  • Теоретический (научный) уровень

  • Соответствие планированию

  • Мотивация



ФАКТОРЫ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ

  • Индивидуальные особенности преподавателя и характеристики группы учащихся

  • Уровень привлекаемых ресурсов, их количество и разнообразие

  • Внешние ограничения (время, объем материала, критерии итогового оценивания, количество учащихся)



ПРИНЦИПЫ МЕТОДИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

  • Сотрудничество (взаимодействие) обучаемых и обучающих

  • Адекватность выбранной стратегии преподавания поставленным целям и задачам

  • Целесообразность (соответствие целей затраченным ресурсам – временным и другим)

  • Вариативность

  • Творческий подход

  • Наличие алгоритма

  • Демократичность



Использование различных стратегий в учебном процессе



Технологии преподавания

  • Компьютерные.

  • Игровые.

  • Диалоговые.

  • Монологические.

  • Проектные.

  • Исследовательские.

  • Ассоциативные.

  • Оценочные.

  • Рефлексивные.



Методы преподавания

  • Рассмотрение ситуаций (Case study).

  • Беседа.

  • Лекция.

  • Круглый стол.

  • Анализ документа.

  • Работа с понятиями.

  • Выбор из имеющихся альтернатив.

  • Моделирование.

  • Анкетирование.