velikol.ru
1

Плоскостопие - это деформация стопы, заключающаяся в уменьше­нии высоты продольных сводов в сочетании с пронацией пятки и супина­цией переднего отдела стопы.

Пронация - такой поворот стопы, при котором внутренний край опускается, а наружный - приподнимается. При супинации, наоборот, приподнимается. Таким образом, при плоскостопии под влиянием пато­логических факторов происходит скручивание стопы по оси с резким уменьшением ее сводов. В связи с этим во время стояния и ходьбы ос­новная нагрузка приходится на уплощенный край стоп, при значительной утрате их рессорных свойств.

^ Строение стопы отвечает двумя основным требованиям:

  1. Способность удерживать вес тела при нагрузке на ноги;

  2. Амортизировать толчки, возникающие при ходьбе, беге.

По строению стопу сравнивают со сводом, различая продольный свод и поперечный свод в области переднего отдела стопы. Стопа, кроме того, по форме напоминает отрезок изогнутой пружинящей спи­рали. Спиралеобразная форма обеспечивает динамическую функцию стопы, ее рессорные свойства. В процессе нагрузки на ноги стопа рас­ширяется, принимает более развернутую форму, а затем под влиянием тяг мышц и благодаря эластичности связочного аппарата принимает первоначальный вид. Таким образом, функциональная способность стоп определяется состоянием связочного аппарата и мышц, сухожилия которых принимает участие в укреплении ее костных элементов. Осо­бенно важна функция связок, натянутых вдоль продольной оси стопы, расположенных в поперечном направлении. Натяжение связочного ап­парата определяется активным напряжением мускулатуры, благодаря чему поддерживается нормальная форма стопы. Особенно большую роль играет функция задней большеберцовой мышцы, сухожилие кото­рая, прикрепляясь к нескольким костям.

Для правильной осанки и красивой походки большую роль игра­ет правильное формирование голеностопного сустава. Любое наруше­ние в области этого сустава может отрицательно повлиять на походку, осанку ребёнка. Вот почему важно, чтобы инструктора ФИЗО хорошо знали особенности развития и формирования опорно - двигательного аппарата, приемы и способы профилактики и устранения некоторых деформаций. Наиболее распространенной деформацией опорно - дви­гательного аппарата у детей 2-7 лет является плоскостопие. При этом ноги ребенка ограничивается их подвижность.

^ СОВЕТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПЛОСКОСТПИЯ

  • Побуждайте грудного младенца ползать как можно больше;

  • Детей грудного возраста нельзя рано ставить на ноги, обучать без поддержки;

  • При гимнастике и массаже грудничков обращайте внимание на ук­репление связок и мышц стопы и голени;

  • Благотворно влияет на формирование стопы ранее плавание;

  • Очень полезны ежедневные сначала теплые (36° - 37°), а затем про­хладные ножные ванночки на 10-15 минут. После ванночки надо сделать массаж и гимнастику ног, насухо вытерев их и смазав пита­тельным кремом;

  • Вырабатывайте у детей навыки правильной осанки и походку без излишнего разведения ног;

  • Прекрасно укрепляет стопы ходьба босиком по рыхлой почве, пес­ку, гальке, скошенной траве, ребристой доске, по бревну, по поро­лоновому матрацу;

  • Выбирайте обувь для малыша с твердой подошвой, с небольшим каблучком и шнуровкой и обязательно соответствующего размера, а не на вырост. Обувь с плоской подошвой, мягкие, особенно резино­вые, тапочки, валенки вредны для ног.

  • Не рекомендуется длительная ходьба босиком или в обуви с мягкой подошвой на утоптанной почве, камня, асфальту.

  • Вредно в помещении находиться подолгу в утепленной обуви.

  • Старайтесь, чтобы ребенок избегал длительного стояния (особенно с сильно разведенными стопами) и отягощения большими грузами.

  • Если же вашему ребенку приходиться долго стоять, полезно для снижения утомления время нагрузки на наружный край стопы (ко­солапить).

  • При появлении чувства утомления в ногах, при неприятных ощу­щениях в мышцах голени или в стопе ребенку нужно сделать мас­саж (самомассаж) голени и стопы. Его надо проводить и перед гим­настикой.

  • При выраженном плоскостопии и упорных болях в голенях и стопах в обувь надо вкладывать стельки - супинаторы, поддерживающие свод стопы, в некоторых случаях, по совету врача - ортопеда, для ребенка заказывается специальная обувь.

^ Игры для профилактики плоскостопия.

Рекомендуется игры с ходьбой на наружных краях стоп и на нос­ках, со сгибанием пальцев ног, захватывание пальцами ног различных

предметов, приседание носки внутрь (пятки разведены).

^ Игра «Ну-ка донеси»

В зале дети сидят на стульях, у каждого ребенка под ногами про­стынка. Нужно захватить пальцами одной ноги эту простынку и, не ра­зу не уронив ее, дотащить любыми способами (скача на одной ноге или на четвереньках) до противоположного конца зала. То же повторить другой ногой.

^ Игра «Ловкие ноги»

Дети сидят на полу, руки за туловищем, кистями опираются о пол. Ме­жду широко расставленными ногами палка. У ее конца справа носовой платок. Нужно взять пальцами правой ноги и перенести к левой, не за­дев палки. Правую ногу перевести в И.п., потом взять платок пальцами левой ноги и перенести его вправо от палки.

Можно усложнить: перенести обе ноги с платком вправо и влево, вы­игрывает тот, кто сделал упражнение, не задев платком палки. Выпол­няя упражнение, можно приговаривать:

Я платок возьму ногой,

Поднесу его к другой,

Я несу, несу, не сплю,

Палку я не зацеплю.

^ Игра «Великан и карлик»

Игровые упражнения, описанные ниже, проводятся в общем комплексе по команде инструктора. Победителями являются дети, которые, не сбиваясь, наиболее четко и красиво выполняют упражнения. Инструк­тор обязательно должен отметить детей, которые правильно выполня­ют игровые упражнения.

  1. «Великан» - ходить, приподнимаясь на носки, как можно выше.

  2. «Карлик» - ходить, согнув ноги в коленях.

  3. «Маленький - большой» - по сигналу, как можно ниже присесть, а затем быстро выпрямится.

  4. «Лошадь» - двигаться по кругу, подражая ходу лошади, в различ­ных темпах: шагом, рысью, галопом.