velikol.ru
1

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности нетрадиционными методами

Цель:

Разработка возможностей использования разнообразных изобразительных техник в обогащении детской изобразительной деятельности, через знакомство с « неожиданными материалами» с целью создания выразительного изображения

К традиционным изобразительным техникам и приёмам при рисовании относятся : создания изображения гуашью, акварелью, фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками, а так же нетрадиционными – акварелью по сырому листу, по мятой бумаге, гуашью или пастелью по бархатной бумаге; углём, сангиной; ладонная и пальцевая техника, граттаж, печатание « штампиками, коробками, предметами, природными объектами – листьями»; набрызг по трафарету, предметам; техника ниткография, кляксография, монотипия и другие .

Чем же хороши эти изобразительные техники – они не требуют высоко развитых технических умений, позволяют более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых средств выразительности, что и позволяет развивать умения видеть выразительность форм .

Также, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям возможный создаваемый образ, что важно на этапе становления замыслообразования. При этом сама идея « творческого экспериментирования » с материалами и приёмами очень « созвучна » возрастным особенностям дошкольников ( познание мира через действия с предметами и экспериментирование ). Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности ( рисования, лепки, аппликации, художественного конструирования ): в процессе создания интересного выразительного образа возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», «коллаж», «набрызг» и т.д. ) это позволяет учитывать современные тенденции в искусстве и культуре, в условиях которых живёт современный дошкольник ( повышение интереса социума к творческим решениям в дизайне помещений, декора города, «сочетание несочетаемого» в рекламе) и опираться на них в процессе его эстетического развития.

Несколько лет назад, когда детям предложила изобразить любимое домашнее животное с помощью щетинной кисти – собачки и кошечки получились пушистыми, забавными; самим детям понравилась техника выполнения этого задания – «тычок» - это была первая работа в необычной форме рисования.

При планировании совместной деятельности в работе с «неожиданными материалами» обязательно учитывала возрастные особенности детей. Для детей 3-4 лет более простыми в освоении оказались пальчиковая и ладонная техника, трафаретная техника, печатание различными бросовыми материалами: коробочками, крышечками, паролоновыми подушечками, резиновыми и ватными палочками. Здесь дети познакомились с интересным и новым для них словом «коллаж». При изображении зимнего пейзажа: сугробов снега и падающий снег дети использовали тычок ватными палочками. Также техника «тычок» помогла детям 3-4 лет украсить платочки, рукавички для мамочки, сказочных рыбок… Дошкольники часто воспринимали данные задания как своеобразную игру - экспериментирование; с небольшой «подсказкой» учились видеть образ в отпечатке ладони: бабочки, лебедя, осьминога, букет цветов…

В возрасте 4-5 лет дети познакомились с техникой кляксографии, где проявили интерес к получаемому образу. Ребята смогли увидеть жуков, цветы, кораблики и даже динозавра. Я продолжала использовать сочетание различных изобразительных материалов: восковой мелок и акварель, гуашь и рисование пластилином, печатание листьями и оригами. Если дети 3-4 лет при выполнении работы в технике монотипия увлекал сам процесс сгибания бумаги, то дети постарше уже создавали интересные работы «Деревья любуются своим отражением», «весёлые стрекозы и бабочки», «клоун»… Создавали интересные композиции с помощью рисования на стекле (кафеле) с дополнением рисунка различными материалами, с которыми ребёнок встречается в повседневной жизни: наклейки, цветочки, листочки, верёвочки, блёстки-поетки и т.д.

При возвращении к технике «отпечаток» дети 5-6 лет стремились к созданию декоративного узора или образа (квадратный человечек, инопланетянин, космический корабль, сказочные деревья и цветы, необычные животные). Дети 5-6 лет могли использовать для изображения животных не только щетинную кисть, но и рисовали мятой бумагой (ёжик, мишка, одуванчиковое поле, салют, листва на деревьях…)

Самыми сложными, но также и наиболее интересными и захватывающими оказались техники граттаж, ниткография, монотипия, рисования на стекле, батик, выдувание из трубочки, рисование цветной бумагой, набрызг, витраж, роспись глиняных и деревянных игрушек, коллаж.

Большим плюсом в своей работе считаю систематичность занятий. Если раньше детям предлагались отдельные темы для выполнения заданий, то к 6 годам ребята смогли смогли создать проект- «маленькие дизайнеры» (украшение цветочных горшочков, украшение шкафчиков для малышей, витражи для ванной комнаты…). Дети задумали, спланировали, отобрали материалы, создали и рассказали о полученном результате.

Характерна, что с повышением качества детских работ и поделок за счёт совершенствования навыков растёт желание детей показать результаты своей творческой деятельности родителям. Поэтому организация выставок детских работ «чудеса своими руками», позитивная оценка и признание успехов ребёнка родителями становится важными условиями дальнейшего творческого развития и активизации инициативы. Ссылаясь на все плюсы и минусы в организации деятельности для развития творческого потенциала, фантазии и воображения создаётся необходимость выделить ряд условий обогащения изобразительного опыта дошкольников:

  1. Организация «погружения» ребёнка в «мир разных техник изображения» посредством организации совместной и самостоятельной деятельности, использования методов и приёмов, активизирующих интерес к изобразительной деятельности (оформление «стены творческих находок», выпуск совместно с родителями и детьми тематического журнала «Необычное в обычном», проектная деятельность по темам «история краски и карандаша», «необычные скульптуры» и т.д.)

  2. Продуманного сочетания использования традиционных и «необычных» техник, способствующего их взаимоусилению и взаимодополнению, а так же освоение детьми способов создания изображения разными техниками, включающее демонстрацию возможностей, выбранной техники, развитие необходимых изобразительно- выразительных и технических умений

  3. Активизации разнообразного обследования материалов, игр- экспериментирования с ними, обеспечивающих накопление необходимого опыта «работы» с ними.

  4. Учёты возрастных особенностей, уровня освоения изодеятельности, интересов и предпочтений детей.

  5. Обогащение предметно-развивающей среды различными изобразительными материалами и средствами, а так же, «коллекциями» интересных предметов, которые можно использовать в изодеятельности.

Опыт показывает, что единство данных условий будет способствовать обогащению творческого опыта современных дошкольников.