velikol.ru
1

МОУ гимназия «Лаборатория Салахова»


«Гимназический урок»


Тактарова Ирина Сергеевна

Иванова Ирина Ильинична

Бинарный урок русский язык и философия


2 Д класс


Урок постановки учебной задачи «Есть ли у слов родственники?»


Март 2011

Бинарный урок (русский язык + философия), (2 часа)


Тема урока: Постановка учебной задачи «Есть ли у слов родственники?» Формирование понятия о родственных словах.


Оборудование: макет дерева, магниты, карточки со словами (тетя, дядя, мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка, а также со словами: сад, садовник, садовод, посадки, рассада), карточки со словами: хв стун, хвастаться, хвост, хвастун, хвостун, деревья( в основании написаны слова: рыба, зима, лес, снег) . Модель лепестков, клей (на 4 группы), 4 листа формата А4.


^ Цель для учителя урока:

Создать условия для формирования у детей понятия о родственных словах.


Цель для учащихся:

Формирование понятия о родственных словах.


^ Задачи урока:

- Формирование предметных универсальных учебных действий.

Предметные:

- Установить признаки родственных слов

Коммуникативные

- развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение;

Регулятивные

- Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать, установить признаки родственных слов, путем составления схем, моделей;

Познавательные

- развивать умение работать с информацией;

Личностные

- формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.


^ Ход урока

Класс разбит на 4 группы по 6 человек.


Организационный момент

Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок. На уроке у вас будет не как всегда один учитель, а два. А значит и два предмета: русский язык и философия.


Философия:

Вводная беседа по теме

- Кому знакомо слово родственники?

- Где ты слышал это слово раньше?

- А теперь поднимите руки у кого есть родственники.

- Кого вы считаете родственником?

-………………. (мама, папа, дядя, тетя, бабушка и т.д.)

- Зачем по- вашему людям нужны родственники?

- …. (ответы детей)

- Если с вами произошло что – то хорошее к кому вы обращаетесь в первую очередь

-……………….. (2-3 ответа).

- А кому вы обращаетесь когда у вас проблема?

-……………………..(родственники)

- Кто наши мысли объединит и выскажет мнение, зачем человеку родственники?

-…………………….. (помощь, поддержка, ими можно гордиться)


^ Русский язык

Постановка учебной задачи

- Послушайте разговор ребят:

- Моя мама, очень умная, она имеет 2 высших образования – сказал мальчик.

- А мой папа, самый сильный, он чемпион мира по боксу – гордо ответила девочка.

- Моя бабушка – коллекционер, она собирает марки – ответил их собеседник.

- А мой брат самый настоящий круглый отличник – воскликнула девочка!

- Что делают дети?

- ….. (они гордятся, рассказывают о своих родственниках, хвастаются)

- Сам Самыч тоже слышал этот разговор и подумал, вот ХВАСТУНЫ!

Он шел по лестнице и мурлыкал: ХВАСТУН, ХВАСТУН.

Зашел в класс и записал это слово: ХВОСТУН.

Подошел Алеша и написал: ХВАСТУН.

А Маша записала ХВ_СТУН.

Какой звук слышим в этом слове (А), а какой буквой может обозначаться этот звук? На доске появляется схема:

А

[А] О

- С кем из ребят вы согласны?

- …………. (Маша, правильно рассуждала Маша, она изменила слово по числу и падежу и не нашла проверку).

- Давайте изменим как Маша.

- А как рассуждал Сам Самыч? Алеша?

-…… (ХВОСТ, ХВАСТАТЬСЯ,)

- Любое ли слово годится для проверки? (нет)

- Ну это слово можно проверить другим способом! Вы хотите научится?

- Тогда может быть можно проверить другим словом. Но каким другим словом, в этом нам необходимо разобраться.

- Какое предложенное слово годиться для проверки? (хвастаться) Докажите.

- ……..(Хвастун произошел от слова хвастаться), (хвастать хвастун – одно слово образовалось от другого)

- А почему не подходит слово хвост?

-……….(Это разные слова)

- В русском языке есть похожие по смыслу и написанию слова. Как думаете, как можно назвать данные слова?

-………(РОДСТВЕННИКИ).

- Я хочу предложить вам слова, ваша задача доказать являются ли они родственниками.

На доске записаны слова:

Мама – мамочка

Стол – столик

Школа – школьный

Гора – горе

- Слова похоже?

- ………(да)

- Они могут быть родственниками?

-……(да)

- А в чем нам необходимо убедится еще, чтобы доказать что они родственники?

-…… (смысл)

- Давайте проверим. (Разбираем слова с объяснением).


Работа в группах

Ребятам раздаются листы бумаги.

Задание: придумайте схему, которая будет подсказывать нам на уроках как узнавать слова родственники. Анализ предложенных схем.

- Давайте проверим еще пару слов? Родственники ли они?

Вода – водитель

Рыба – рыбак


- А сейчас я хочу вам предложить игру – загадку.

- Только будьте внимательные, ведь вам предстоит в этой загадке услышать слова с одинаковой частью.

(На доске изображение дерева).

Как – то, много лет назад,

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово, слово – корень,

Разрастаться стало вскоре,

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада всем рассада,

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

- Какие похожие по значению слова вы услышали?

-….. (сад, рассада, посадки, садовод, садовник, самые внимательные выходят к доске с карточкой и прикрепляют слова - родственники на дерево, остальные в это время делают


физминутку: сад – растет, дети на цыпочках тянуться руками вверх, посадки- дети имитируют движения посадки растений, наклоны; садовник – наклоны, поливает; рассада – растет – ноги на ширине плеч, движения руками, садовод – обхаживает сад, шаги на месте).

- Молодцы!

- Есть ли что то общее в этих словах?

-……..(да, общая часть – сад)

- Можем ли мы их назвать родственниками?

- …………(да)

- Как вы считаете какое слово родилось раньше (сад),запишите его.

- А другие слова образовались от данного слова, перечислите их.

- Давайте запишем их в столбик рядом.

сад садовник

садовод

рассада

посадки

- Значит данные слова связанны родственными отношениями, как у людей родственными узами связанны их дети и родители. Какой важный вывод мы можем для себя сделать?

-…… ( Если одно слово образовалось (родилось от другого, такие слова можно считать родственниками).


Работа в группах (закрепление изученного)

Каждой группе дано дерево, у данного вам дерево в корне есть слово (рыба, зима, лес, снег), от которого вы должны образовать родственные слова, записать их на листочках и приклеить. А мы посмотрим, у какой группы будет самое пышное дерево.

После выполненного задания деревья с родственными словами вывешиваются на доску и анализируются.


Итог урока. Рефлексия

- Ребята, а в конце нашего урока попробуем составить пятистишие, которое имеет загадочное, таинственное название – СИНКВЕЙН

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание темы, обычно предмет.

Давайте назовем то главное слово которого начался наш урок. (РОДСТВЕННИКИ)

2 строка – это два признака. А какие родственники? (выбираем 2 слова: БЛИЗКИЕ, ПОХОЖИЕ)

3 строка – три действия. Что делают родственники друг для друга (ПОМОГАЮТ, ДРУЖАТ, ОБЪЕДИНИЮТСЯ)

4 строка - давайте охарактеризуем родственные слова предложением из 5слов. (ВО ВСЕХ СЛОВАХ ОБЩАЯ ЧАСТЬ)

5 строка – Давайте назовем родственников другим словом (РОДНЯ, ПОМОЩНИК)

Синквейн записываем на доске.

- А теперь посмотрим что получилось. Зачитываем.


Словестная оценка

Все сегодня молодцы

Постарались от души

На загадки отвечали

Родственные слова искали

Мне понравилось сегодня:

Размышляли вы серьезно,

Рассуждали, отвечали,

Мысли ясно излагали

Уважали вы соседа

Стала важною беседа.

^ Урок окончен.


Самоанализ бинарного урока русского языка и философии проведенного во 2 Д классе


Урок постановки учебной задачи: « Есть ли у слов родственники?»

Цель которую я ставила на данном уроке: создать условия для формирования у детей понятия о родственных словах.

Данный урок тесно связан с предыдущим и последующим уроками. При планировании данного урока мною были учтены возрастные особенности учащихся.

На уроке я решала следующие задачи:

- Формирование предметных универсальных учебных действий.

Предметные:

- Установить признаки родственных слов

Коммуникативные

- развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение;

Регулятивные

- Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать, установить признаки родственных слов, путем составления схем, моделей;

Познавательные

- развивать умение работать с информацией;

Личностные

- формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.

Все задачи были выполнены в полном объеме. На уроке использовались разноуровневые задания, разные приемы и методы для активизации словарного запаса, для повторения пройденного материала; осуществлялась связь с жизнью и другими предметами. Применение игровых ситуаций и сказочных персонажей: Сам Самыч, Маша, Алеша, способствовали повышению интереса к предмету, разнообразили урок, развивали объём внимания, активизировали учащихся, снимали утомляемость.

Известно, что с 5-ой по 24-ую минуту урока ученики усваивают до 80% учебного материала. Поэтому на данном отрезке времени вводился материал повышенной трудности.

При закреплении материала ставились проблемные вопросы, создавались проблемные ситуации и учащиеся сами пытались решить их, доказывали правильность результата.

Главный акцент на уроке делался на таких понятиях, как: родственные слова, смысл слова, похожие внешне слова. На мой взгляд, мне удалось из всего рассказанного выделить главное ясно и четко, что бы дети не потерялись в объеме второстепенного материала. Ребята охотно включались в работу по поиску родственных слов. Дети были активны и инициативны, показали хороший уровень говорить аргументированно. Без давления со стороны учителя, психологически комфортно прошло обсуждение в группах.

Проведена физкультминутка непосредственно связанная с темой урока Мешала работе на уроке медлительность отдельных детей, что привело к разногласиям в работе групп.

Для раскрытия главного материала были выбраны такие методы, как: проблемные ситуации, групповая работа, межпредметная связь, а так же словесные, практические и наглядные методы.

На мой взгляд, мне полностью удалось реализовать все поставленные задачи.