velikol.ru
1

Тарбаева Клавдия Фёдоровна, с.Нур-Селение Иволгинского района Республики Бурятия


e-mail: ktarbaeva@mail.ru


Проектная деятельность учащихся как способ формирования компетенций в условиях сельской школы


Человек страшится только того, чего не знает …

В.Г.Белинский

Необходимым средством развития самостоятельного творческого подхода учащихся к жизни, в настоящее время, становится творческая проектная деятельность.

Практика показывает, что в условиях сельской школы творческая проектная деятельность учащихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и воспитание учащихся. Она является связующим звеном между теорией и практикой, между формированием компетенций и будущей компетентностью выпускников школы.

В процессе проектной деятельности ученик – равноправный участник, он в равной с учителем степени отвечает за свои успехи, промахи и недостатки. Ученику предоставляется право выбора способа и пути деятельности. Чувство свободы выбора делает деятельность сознательной, продуктивной и более результативной. Всё это позволяет сделать вывод, что проектное обучение, особенно в сельской школе, позволяет осуществить переход от «школы памяти» к «школе мышления» [2].

Хотела бы остановиться на проектной работе ученицы 10 класса Тугутовой Ирины «Придание темари бурятского национального колорита», в которую заложена идея компетентностного подхода к обучению навыкам исследовательской деятельности. Данная работа заняла 2 место на районной научно-практической конференции «Шаг в будущее» (февраль 2009г), 3 место – на республиканской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» (март 2009г), 2 место – на российской олимпиаде школьников по предмету обществознание «Открытая региональная конференция Сибирского федерального округа «Эврика», которая проходила в городе Новосибирск (апрель 2009г). Хочу привести фрагмент из её работы:

«В России, в Бурятии искусство темари пока мало известно и найти какую - либо информацию на русском практически невозможно. Поэтому целью работы является всестороннее комплексное исследование искусства темари и его практическое применение – придание японским шарам бурятского национального колорита.

Задачи:

  • Изучить искусство темари;

  • Найти родственников темари;

  • Сделать сравнительный анализ темари и писанки;

  • Изготовить авторскую работу «Жаргал» - изготовление темари и писанки в бурятском национальном колорите.

В настоящее время проблема придания темари бурятского национального колорита является очень актуальной. От успешности разрешения этой проблемы зависит осознание учащимися этнокультурных ценностей. До этого исследования я не была знакома с тонкостями технологии темари. Мне было интересно узнать, что для узоров используется не вышивка, а обмотка шарика нитью.

Новизна исследования заключается не только в изучении темари, но и в нахождении «родственника» темари – славянской писанки, в практическом применении изготовления темари - писанки в бурятском национальном колорите.

Изготовила авторскую работу, которую назвала «Жаргал», что в переводе с бурятского языка означает счастье.





^ Авторская работа «Жаргал».

Квадрат у бурят символизирует пробуждение природы, треугольник - радость красоту и полноту жизни, а блестящие нити - богатую и счастливую жизнь.


Исследования полностью подтвердили гипотезы: можно найти родственника темари, темари можно придать бурятский национальный колорит.





Данная работа помогла мне расширить, углубить мои знания по темари как одной из форм прикладного искусства.

Я раскрыла для себя не только широкое творческое поле для познавательно-развивающей деятельности, но и истоки народного творчества. Я считаю, что темари станет популярным у нас в Бурятии. Освоив основные приемы темари, можно создавать собственные работы. Надеюсь, что изготовление темари будет для каждого из вас столь же приятной, как была и для меня. Я думаю, что совместными усилиями можно увлечь, заинтересовать всех темари…».

Данный проект дал положительную мотивацию и в 2010 году на его основе был составлен бизнес-проект для открытия школы «Темари», который на районном конкурсе портфолио творческих работ в рамках Республиканского фестиваля – олимпиады «Буряад хэлэн баян даа» занял 1 место.

Такая творческая проектная деятельность способствует формированию следующих компетенций учащихся:

- интеллектуальной, как способность работать с информацией разного типа; умение применять знания в различных ситуациях; владение приемами са­мостоятельного добывания новых знаний; способность работать в условиях по­иска, исследования;

- личностной, как желание и умение проявлять самостоятельность, ини­циативу, целеустремленность, планировать и организовывать свою деятель­ность, владеть правилами учебного сотрудничества;

- коммуникативной, как владение речью для получения и передачи информации; умение участвовать в диалоге, выступать с докладами на семинарах и конференциях;

- рефлексивной, как способность осуществлять контроль и самооценку своей деятельности, предвидеть возможные последствия своих действий; находить и устранять причину возникающих трудностей; сознание собственного достоинства; умение объективно оценивать свои достижения;

  • деловой, как способность конструировать свою деятельность от поста­новки цели до получения результата; умение самостоятельно строить алгоритм своих действий в незнакомых и нестандартных ситуациях;

  • креативной, как способность творчески подходить к решению любой за­дачи [1].

Таким образом, в условиях сельской школы проектная деятельность учащихся является одним из способов формирования ключевых компетенций.


Литература:


  1. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр./под ред. А.В.Хуторского.- М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – 327 с.

  2. Маскин В.В., Петренко А.А., Меркулова Т.К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу: Практическое пособие /Под ред. В.В. Маскина.- М.: АРКТИ, 2006. – 64с.