velikol.ru
1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом пионеров и школьников

Советского района городского округа город Уфа

Республики Башкортостан


ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

«ХУДОЖНИКИ И ТАНЕЦ»

Хайруллиной Аделины Ильдусовны

объединение «Эксклюзив»


Уфа

2012 год

Художники и танец


Весной и летом на склонах лесистого Геликона и на высоком Парнасе собирались девять муз - покровительниц различных искусств во главе с Аполлоном и танцевали. Согласно древнегреческой легенде, музы всегда были неразлучны. Точно так обстоит дело и с искусствами. Танец, например, невозможно представить без музыки, музыка же, в свою очередь, полнее раскрывается благодаря танцу. Художники помогают танцу декорациями и костюмами. Но этим их связь не ограничивается. С тех пор как на свете существуют художники, они всматриваются в красивые движения человеческого тела.

Еще древние этруски, а потом греки и римляне восхищались ритмическим рисунком танца, ниспадающими изящными складками хитонами пляшущих. А художники украшали танцевальными сценами стены домов и керамические вазы.

В средние века в европейском искусстве изображение танцующих мужчин и женщин встречалось очень редко. Религия запрещала художникам рисовать сцены из жизни. Кроме того, она осуждала народные празднества, во время которых шуты - плясуны и скоморохи собирали вокруг себя людей.

Но наступила эпоха Ренессанса. В произведениях художников появились изображения человека и окружающего его мира. И вот в иллюстрациях книг, а затем и в живописи стали встречаться танцующие фигуры. В ХV веке во Флоренции Боттичелли в картине «Весна», чтобы показать весеннее обновление, представил эфирный танец трех нимф. В Нидерландах в ХVI веке Брейгель Старший проявлял большой интерес к народным гуляниям. В произведении «Крестьянский танец» он изобразил танцующих посреди площади мужчин и женщин.

Век спустя Рубенс также нарисовал «Крестьянский танец». Стремительный хоровод девушек и юношей вьется за околицей села, на дороге. Босые, с развевающимися юбками и волосами, подпрыгивают танцоры, прошедшие через туннель из рук.

Французские живописцы ХVII- ХVIII веков любили рисовать популярных танцовщиц, шутов и клоунов. Антуан Ватто изображал на лоне природы мужчин и женщин, залитых солнечным светом, и тут нет ему равных. Пышные розовые, голубые и серые платья девушек и атласные костюмы молодых людей выделяются на нежной весенней зелени, как букет. Они часто танцуют парами или обмениваются галантными поклонами.

В ХIХ веке болгарин Никола Образописов создал полотно «Крестьянское хоро». Это одно из ранних светских произведений в болгарской живописи.

В тоже время в Париже работали импрессионисты, которые совершили настоящую революцию в искусстве. Им нравилось все естественное, непосредственное, живое. Когда в Париже гастролировал королевский балет, Эдуард Мане был поражен темпераментом танцовщиков. Он нарисовал картину «Испанские танцовщики», изобразив часть труппы в характерных андалузских костюмах, с гитарами и кастаньетами.

У импрессионистов появился и новый образ - балерина классического балета. Ренуар изобразил балерину в балетных туфельках и короткой пачке.

Художников вдохновляли различные виды танца. Но Эдгар Дега отводил место лишь классическому балету.

Танец менялся на протяжении столетий так же, как менялись и музыка, костюмы. Но произведения художников хранят его живую историю.





Ханс Томас «Хоровод» Эдгар Дега



Боттичелли «Весна» Эдуард Мане «Испанские танцовщики»