velikol.ru
1

ТЕМА: "Способы представления информации. Метод координат"


Учебник: Л.Л. Босова, Информатика и ИКТ, 5 класс




Цели урока:

Обучающая: сформировать представление о методе координат, как о способе числового кодирования графической информации, научить представлять информацию с помощью системы координат, освоить основные приемы построения изображений в системе координат.

Развивающая: развитие логического мышления, внимания, усидчивости.

Воспитательная: повышать и развивать интерес к предмету “информатика”.

^ Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный: репродуктивный, самостоятельная работа.

Оборудование: IBM PC, мультимедийный проектор, экран, безмеловая доска, учебник 5 класс– автор Л. Босова.

I этап. Разминка. (3 минут)

Ответь на вопросы устно.

1. Что можно назвать кодом?
2. Что ты понимаешь под кодированием информации?
^ 3. Разгадай ребус (ребус - это слово или фраза, закодированная с помощью комбинации фигур, рисунков, букв и знаков).




^ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ.

1. КОД - это система условных знаков для представления информации.

2. КОДИРОВАНИЕ - это представление информации с помощью некоторого кода.

3. Зашифрованное слово - ТОЧКА.

^ СПОСОБЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ.

II этап. Систематизация теоретических знаний. (7 минут)

Внимательно прочитай текст! Запиши тему урока в тетрадь.
Одна и та же информация может быть представлена (закодирована) в различных формах. К ним относятся разговорные языки (русский, английский, французский и другие), языки жестов и мимики, язык рисунков и чертежей, язык математики (научный язык), язык искусства (музыка, живопись), специальные языки (например: азбука Морзе). Выбор способа кодирования зависит от цели, ради которой оно осуществляется.


^ На самом деле за видимым многообразием скрыто три основных способа кодирования информации:

Графический - с помощью рисунков и значков

Числовой - с помощью чисел

Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст

Переход от одной формы представления информации к другой так же называют кодированием информации. Действия по восстановлению первоначальной формы принято называть декодированием. Сегодня на уроке ты познакомишься с одним из способов представления (кодирования) информации. Что бы узнать, как он называется, тебе необходимо разгадать головоломку.

ГОЛОВОЛОМКА.

Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число - номер столбца, а второе - номер строки. Пользуясь данной таблицей, расшифруй головоломку:
Первое слово: (3,1), (6,3), (4,2), (5,1), (5,3)
Второе слово: (1,1), (5,1), (5,1), (2,2), (5,3), (10,3), (4,1), (1,3), (4,2)




^ СПОСОБЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ. МЕТОД КООРДИНАТ.

III этап. Изучение нового материала. (10 минут)


Ответ на головоломку: "МЕТОД КООРДИНАТ". (запиши в тетрадь)
Внимательно прочитай текст и рассмотри примеры!

Народная мудрость гласит: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

Действительно, рисунки, схемы, чертежи способны заменить долгие разъяснения. Любая информация, в том числе и графическая, может быть представлена с помощью чисел. Сейчас ты познакомишься с таким способом представления графической информации, который называется "Метод координат" и научишься представлять графическую информацию с помощью чисел.

Чтобы связать числа и точки используют системы координат.

Горизонтальная ось называется осью OX, вертикальная - осью OY.
^ Место пересечения осей ОХ и ОY называется началом координат, которое также обозначают цифрой 0 ("ноль").
Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес.
^ Это пара чисел: первое число по оси ОХ, второе - по оси ОY.

Эти числа называются координатами точки.
Например: А(3,2), B(2,-3), C(-4,-2), D(-3,3).


А чтобы не путать порядок следования координат, вспомните, как устроены наши дома:
сначала мы заходим в подъезд (по оси ОХ), а затем поднимается на нужный этаж (по оси ОY). Такая идея позволяет нам однозначно определить положение любой точки на координатной плоскости.





^ МЕТОД КООРДИНАТ.

IV этап. Отработка практических навыков. (10 минут)

В жизни мы часто встречаемся с подобной системой. Например:

Рис.1 ШАХМАТНАЯ ДОСКА ___ Рис.2 МОРСКОЙ БОЙ







V этап. Закрепление изученного материала. (8 минут)

Ответив на вопросы и выполнив задание ты сможешь закрепить полученные знания!

ВОПРОСЫ. (устно)

^ 1. О каких основных способах представления (кодирования) информации ты сегодня узнал?
2. Используя какой метод можно представить графическую информацию с помощью чисел?
^ 3. Если выбрать любую точку на плоскости, то сколько чисел ставится ей в соответствие? Как они называются?
4. Как правильно записываются координаты точки? Приведи пример координаты точки.

ЗАДАЧА 1. (оформи решение в тетради)
На координатной плоскости отметь и пронумеруй точки со следующими координатами:

А(8, 5), B(1,5), C(4,1), D(15,1), E(18,5), F(8,13), G(8,15), H(10,15), I(9,14), J(10,13), K(15,5).

^ Соедини точки в следующей последовательности: A-B-C-D-E-A-F-G-H-I-J-F-K.
После проверки правильности выполнения задания можно раскрасить полученную картинку цветными карандашами.


VI этап. Подведение итогов. Рефлексия. (5 минут)

ОТВЕТЫ. (правильные ответы запиши в тетрадь)

^ 1. Основные способы представления (кодирования) информации:
графический, числовой, символьный.
2. Чтобы связать числа и точки применяют МЕТОД КООРДИНАТ.
^ 3. В соответствие точке на плоскости ставят два числа. Они называются координатами точки.
4. Первое число по оси ОХ, второе - по оси OY. Пример: А(8,5), число по оси ОХ - 8, по оси ОY - 5.


ЗАДАЧА 1. (проверь решение и исправь ошибки)
У тебя должен получиться такой рисунок:


^ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
1. Если ты правильно ответил на все вопросы и верно выполнил упражнения, ты отлично понял материал. Оформи домашнее задание в тетради.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
а) в тетради построй координатную плоскость и нарисуй произвольный многоугольник или рисунок;
б) пронумеруй его вершины и закодируй их с помощью координат;
в) задай порядок соединения вершин;
г) запиши в тетрадь координаты точек и порядок их соединения;
д) проверь, не допущена ли ошибка при кодировании рисунка.