velikol.ru
1

ГОУ детский сад №1734 «Клуб современных родителей» 28.10.09.

Тема: «Активное слушание».


Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего… его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием».


Активно слушать ребенка –

значит «возвращать» ему в беседе то,

что он вам поведал,

при этом обозначая его чувства.


Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что Вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его.


Правило 1. Если Вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и Ваши глаза находились на одном уровне.

Правило 2. Если Вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы Ваши ответы звучали в утвердительной форме.

Правило 3. Очень важно в беседе «держать паузу».После каждой Вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку, не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что Вы рядом.

Правило 4. В Вашем ответе также полезно повторить, что, как Вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.


Пример 1.

Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний малыш в слезах:

«Он отнял мою машинку!».

Что обычно мама может сказать в таком случае?

– Ну, ничего, поиграет и отдаст.

Или намного жестче: - А ты, что, не можешь постоять за себя?

Пример 2.

Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надеть «эту уродскую шапку».

Мама: Перестань капризничать, вполне приличная шапка!

Или: Вот вырастешь, будешь покупать себе такие, какие захочешь, а пока носи эту!


При всей кажущейся справедливости простых ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием. Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет.

Напротив, ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов, услышав о ней больше, принять ее. Вспомните хорошую пословицу: «Разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое».

Вариант «активного слушания»:

Сын: Он отнял мою машинку!

Мама: Ты не хотел давать Вове машинку, а он у тебя ее отнял.

(повторение услышанного своими словами)

Сын: Вовка свои игрушки мне не дает, и я не хочу ему давать.

^ Мама: (пауза) Ты очень огорчен и рассержен на него (обозначение чувств)

Вариант «активного слушания»:

Дочь: Не буду я носить эту уродскую шапку!

Мама: Тебе она очень не нравится.

Пример 3 - Вариант «активного слушания»:

Сын: Не буду больше водиться с Петей!

Папа: Не хочешь с ним больше дружить

(повторение услышанного своими словами)

Сын: Да, не хочу.

Папа: (после паузы) Ты на него обиделся (обозначение чувств)


^ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ЗАДАНИЕ 1.

Перед Вами таблица, в которой нужно заполнить графу «Чувство ребенка». В левой колонке Вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по-вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае. Запишите в третьей колонке обычный ответ, который Вы могли бы дать ребенку. Пока не думайте о вашем ответе в форме активного слушания.



Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ваш обычный ответ

Ваш ответ в формеактивного слушания




  1. (образец) (У ребенка лопается шарик) «Ой!!! Мой любимый ша-а-арик!




  1. (Ребенку сделали укол, он плачет): «Доктор плохой!»




  1. (мама привела дочку в садик): «Не хочу в садик, хочу с тобой!»




  1. (В магазине игрушек): «Хочу вон тот (очень дорогой!) самолет! У Сережки есть, а ты мне не покупа-а-ешь!»




  1. (ребенок хвалится) «Сегодня воспитательница сказала, что мой рисунок самый красивый!»





^ Испуг, обида


Подумаешь! На то он и шарик, чтобы лопаться! Да мы еще купим!




Ты испугался и шарик очень жалко.





ЗАДАНИЕ 2.

По сути, это продолжение первого задания. Запишите в четвертой колонке Ваш ответ на слова ребенка, обозначая в этой фразе чувство, которое (по вашему предположению) он испытывает (см. образец).

ЗАДАНИЕ 3.

Сделайте свою таблицу с примерами из собственной жизни. Вполне возможно, что у Вас не получилось с первой попытки активно слушать своего ребенка. Не отчаивайтесь. Запишите предполагаемый «правильный» ответ. Проанализируйте свои ответы и свой разговор с ребенком.

Начните то же делать в Вашем повседневном общении с ребенком: замечайте моменты его различных переживаний, когда он обижен, расстроен, боится, не хочет, устал, рассержен, радостен, нетерпелив, увлечен… и называйте их в вашем обращении к нему. Не забывайте о повествовательной (а не вопросительной!) форме вашей реплики и о паузе после ваших слов.