velikol.ru
1

Республиканское методическое объединение

педагогов - психологов

Тема: «Внеурочная деятельность в начальной школе»

Составитель Щербина О.А

психолог МБОУСОШ № 17

п. Табачный

Майкопский район

Внеурочная деятельность в начальной школе - одна из важных составляющих формирования гармоничной личности школьника.


Конец формы

     Внеурочная деятельность в начальной школе - это такое понятие, которое может характеризовать самые разные виды активность, будь то активность умственная или физическая. Однако любые действия, которые характеризуются как внеучебная активность, имеют одну общую черту - это их задача.

     Задачей внеучебной деятельности является воспитание школьников и активное их участие в процессе социализации. Именно в ходе этих занятий  и должны формироваться основные позитивные черты будущей личности в виде целеустремленности и способности достигать поставленных целей.Таким образом, внеурочная деятельность в начальной школе - это ключевой этап в становлении характера и манеры поведения маленького человека. Именно поэтому деятельность учителя начальных классов является настолько важной и значительный в данный период, сложный для многих детей.

         Особый интерес для нас представляет познавательная деятельность. Казалось бы, зачем она необходима, если ребенок и так многое изучает на уроках в школе, и иногда объем информации для него является даже слишком большим? Однако следует обязательно помнить, что ребенок в свободное время обязательно должен заниматься тем, что ему нравится, но эти занятия должны его развивать, а не затормаживать его взросление, и ни в коем случае деятельность в свободное время ребенка не должна этого времени впустую тратить. Именно поэтому особое значение приобретает исследовательская деятельность в начальной школе как способ одновременно научить ребенка чему-то новому и обеспечить его увлекательным времяпрепровождением. Детей следует знакомить с основами исследовательской деятельности, учить их ставить цель исследования, пошагово выполнять всю работу и приходить к определенному результату. Таким путем у ребенка развивается логическое мышление, ребенок учится выполнять работу методично и последовательно, и, в конце концов, это познакомит его с формой лабораторной работы, с которой приходится часто сталкиваться на уроках физики и химии в средней школе. Конечно, исследовательская деятельность в начальной школе не сможет полностью раскрыть всех талантов будущих физиков, химиков и математиков, но на данном этапе становится видно, какой ребенок обладает способностями в области логики и последовательной методичной работы, и кому надо над этим поработать.     Внеурочная деятельность в начальной школе очень многоаспектна, но есть самое главное условие: она должна быть интересна для школьников. При отсутствии интереса, при скуке на занятиях ребенок теряет интерес к обучению и к познавательным занятиям, что может привести к большим проблемам в будущем. Так что творите, изобретайте, придумывайте, побольше разговаривайте с детьми - без всего этого невозможно организовать веселую и занимательную внеучебную деятельность.


2.Внеурочная деятельность, её роль и место в учебно-воспитательном процессе в контексте ФГОС начального общего образования


^ Организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно:

- максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося,

-обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

^ 3 Таким образом, целью внеурочной деятельности является:

-Создание условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

-Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи внеурочной деятельности:


  1. Организовывать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с общественными организациями, семьями учащихся, учреждениями дополнительного образования и другими социокультурными учреждениями.

  2. Включать учащихся в разностороннюю деятельность.

  3. Формировать навыки позитивного коммуникативного общения.

  4. Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

  5. Воспитывать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата.

  6. Развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.

  7. Создавать условия для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

  8. Углублять содержание, формы и методы занятости учащихся в свободное от учёбы время.

^ Внеурочная деятельность -неотъемлемая часть образовательного процесса

Обязательными условиями организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении является:

  • родительский запрос

  • наличие необходимой учебно-материальной базы

  • наличие укомплектованных штатов и подготовленных кадров

  • соблюдение СанПиНов, в том числе требований к сменности занятий и составлению расписания


4. Ориентирами в организации внеурочной деятельности являются:

  • запросы родителей, законных представителей обучающихся;

  • приоритетные направления деятельности школы;

  • интересы и склонности педагогов;

  • возможности образовательных учреждений дополнительного образования.

  • внутришкольная система дополнительного образования

























Внеурочная деятельность школы состоит из следующих направлений:

  • спортивно-оздоровительное:

  • духовно-нравственное:

  • социальное:

  • общеинтеллектуальное:

  • общекультурное:

Проектная деятельность реализуется через все направления внеурочной деятельности путем выполнения познавательных, исследовательских работ, конкурсов, выставок.

^ 5. Предполагаемые результаты реализации


  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

  2. ^ Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

  3. ^ Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.


Мы ожидаем, что в результате, на выходе из начальной школы, получим:


  • увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом;

  • увеличение доли детей, имеющих навыки здорового образа жизни

  • сформированное уважительное отношение к своему посёлку, школе, чувство гордости,

  • развитое чувство гражданственности и патриотизма, правовой культуры;

  • более высокий уровень социальной культуры учащихся и их родителей.

Работа над внедрением стандарта подводит к следующим выводам:

  • внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;

  • внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;

происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.


^ 4.ФОРМИРОВАНИЕ УУД.


Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

^ Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Содержание программ внеучебной деятельности должно определяться таким образом, чтобы вместе они вместе с программами по обязательным предметам обеспечивали достижение всех образовательных целей.

 Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

 Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.

 Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

 Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности.

В основу примерных программ внеурочной деятельности положены следующие принципы:
• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;

• системная организация управления программы внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.

^ Организованная система внеурочной деятельности представляет

собой ту сферу, в условиях которой можно:


- максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося,

-обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

^ Таким образом, целью внеурочной деятельности является:

-Создание условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

^ Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности.

Его универсальность позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности.

Вся внеурочная деятельность образовательного учреждения может проходить под единой темой. Эти вопросы должны найти место своего обсуждения на каждом внеурочном занятии, не зависимо от выбранного направления деятельности и формы организации. Причем это обсуждение должно происходить по определенному алгоритму:

- исходная проблема (установление отсутствия знаний и умений);

- информация по решению проблемы (кто, что, как, почему);

- применение новой информации;

- оценка результатов применения.

внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;

внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;

происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.

Эффекты воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности