velikol.ru
1

ТЕМА: « Комплексная работа с текстом»

Класс : 2


ЦЕЛИ:

  • Образовательная: повторить понятия «текст», части текста, тема, главная мысль, совершенствовать навыки работы с текстом, познакомить с новым приемом работы с текстом, активизировать словарный запас.

  • Развивающая: развитие внимания, развитие творческой и мыслительной деятельности учащихся, формировать компетенции: информационную, коммуникативную, ОКК.

  • Воспитательная: воспитание познавательного интереса к учебному процессу.




  1. ^ Вводная часть.


- Прозвенел звонок и смолк,
Нам пора начать урок.


- Кто меня понял, поднимите руку. А почему вы меня поняли?

- Что помогает людям понимать друг друга?(речь, язык)

- Сегодня на уроке мы будем заниматься развитием речи.

- Перед тем, как начать работу, предлагаю поиграть. (игра - хорошее начало урока, не правда ли?) Скажите пожалуйста, всегда ли вы верите тому, что вам говорят? В таком случае давайте поиграем в игру «Верю – не верю». Я задаю вопрос, а вы отвечаете.

  • Когда – все людей на Земле было мало

  • На Земле был только один язык

  • Люди жили в мире и согласии

  • На Земле не было войн, конфликтов,….

  • Люди могли построить башню до самого неба

  • В одночасье люди разделились на народности

- Хотите узнать, как это было на самом деле? Внимание на экран (видеоролик «Вавилонская башня»).


Это было так давно, что никто уже не помнит, когда это было. Рассказывают, однако, будто в те времена все люди говорили на одном языке и все друг друга понимали, потому что жили по законам природы.


Но захотелось одному гордецу оставить память о себе на веки веков.
- Мы выстроим башню до самого неба! И она будет лучше всего, что есть на Земле. – говорил он.

Выбрали высокую гору - и закипела работа!



Все работают, все друг друга понимают, работа быстро продвигается.

А на горе с каждым днем все выше и выше поднималась красавица башня.



Гордость переполняла души людей, забыли они о законе природы, сами захотели стать законом.


^ Посмотрела на все это природа и сказала:


- Это оттого они умудрились свою башню выстроить, что у них один язык и всякий человек понимает другого.



И пришла на землю великая буря. Пока буря бушевала, ветер унес все слова, которые люди привыкли друг другу говорить.

Вскоре буря утихла, но беда постигла людей – они перестали понимать друг друга.

И по всему Вавилону раздаются слова, понятные одним и непонятные другим.

И стали люди собираться кучками - кто с кем говорит одинаково, тот с тем и старается держаться. И вместо одного народа получилось множество разных народов.

И разошлись люди по земле. А башня стала мало - помалу разваливаться.

- В чем смысл этой притчи (рассказа)?

(гордыня, эгоизм, себялюбие, пренебрежение законами природы- путь разрушения )


С тех времен и пошло изречение: «Говорить на разных языках»

- Как вы понимаете эти слова?

«Говорить на разных языках» (Слайд)


Говорить на языке своего народа

Не понимать друг друга



- Отчего происходит непонимание между людьми?

  • Не умеют договориться между собой

  • Не умеют выслушать собеседника

  • Смотрят на предметы каждый со своей позиции, и т.д.

Вывод: для того, чтобы нас понимали или хотели понять надо говорить на доступном (понятном) языке.

  1. Актуализация знаний.

- Я вам рассказала притчу о «вавилонской башне». По-другому это можно назвать поучительный рассказ или легенда.

- А как еще можно назвать то, что вы услышали?(текст)

- Для того, чтобы продолжить нашу работу необходимо повторить все что мы знаем о тексте и поможет нам в этом небольшой тест. Внимание на экран.

^ Тест. (слайд)

1. Текст состоит из:

у) предложений;

б) звуков;

в) слов.

2. Текст-это:

а) отдельные предложения;

м) группа предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу;

3. По заглавию можно определить:

а)сколько предложений в тексте;

н) то, о ком или о чём говорится в тексте, т.е. тему текста;

в) кто автор текста.

4. Текст имеет:

а) только заглавие;

б) только части;

и) заглавие и части.

5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:

ц) да;

б) нет.

6. На конце предложения ставится:

а) точка, восклицательный или вопросительный знак;

б)смайлик.

-- Соберите из полученных букв слово. Что у вас получилось?

УМНИЦА!


Вывод: молодцы, хорошо знаете тему: «Текст»

  1. Сообщение темы и целей урока

Слайд: Тема: «Комплексная работа с текстом»

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься?

- Сегодня на уроке мы с вами будем совершенствовать свои навыки работы с текстом, познакомимся с новым приемом работы, который называется редактирование.

- Что это значит? (исправлять)

- Что можно редактировать в тексте? (порядок предложений, порядок частей текста, порядок слов в предложении)

- А редактор четко следит за тем, что исправляют и как исправляют.

- Для чего мы вносим поправки в то, что уже написано? ( чтобы текст стал правильный, понятный, грамотный)

( Это интересно. ^ Факты из жизни замечательных людей.

Л.Н.Толстой, прежде чем опубликовать даже маленький рассказ для своей азбуки, мог написать около 100 черновиков, потому что был очень требователен к своим произведениям и к себе, а еще он хотел чтобы детям было интересно и понятно читать.)


^ А) подготовительная работа

Слайд (с текстом для редактирования)

- Перед вами текст, который нужно отредактировать (исправить)




Замечания редактора

Большую (1) роль играет язык в жизни живых существ (2). В народе издавна бытуют пословицы: « Язык до Парижа доведет»(3), «Без языка, как ____ _____ (4)». И это не случайно, так как язык является средством _____ и _____ (6).

1 – заменить близким по значению словом

2- уточнить, для кого именно

3 – фактическая ошибка

4 – дописать пословицу

5 – пропущена отрицательная частица

6 – вставить пропущенные слова

( ^ Огромное значение играет язык в жизни человека. В народе издавна бытуют пословицы: « Язык до Киева доведет», «Без языка, как без рук». И это не случайно, так как язык является средством общения и взаимопонимания.)

^ Вывод:

- Для чего нам нужно уметь редактировать текст? ( уметь видеть ошибки, составлять текст правильно, грамотно)


Физпауза


- Редактирую текст, вы встретились с пословицами.

- Что мы называем пословицами?

- Можно ли пословицу назвать текстом? ( Пословица является логическим, завершенным и самостоятельным изречением, которое имеет вполне четкое наставление, нравоучение, содержит некоторую мудрость, поучительность.)

- Какие пословицы о языке знаете вы?

- Предлагаю выполнить задание на листах. Вам нужно соединить начало и конец пословицы. Объяснить значение одной из них по выбору.


Мал язык,

да всем телом владеет.

Язык болтает,

а голова отвечает.

Без языка

не сколотишь и сапога.

Не спеши языком,

торопись делом.

Язык и хлебом кормит,

и дело портит.

Язык до Киева

доведет.


- Разделите пословицы на две группы:

  1. Язык мой – враг мой.

  2. Язык мой – друг мой.


^ Вывод: язык выполняет разные роли в жизни человека. Какую из них выбирать может решить только сам человек.

Б) работа с текстами

- Мы достаточно поработали вместе. А теперь время вашей самостоятельной работы. Перед вами тексты, в которых с помощью редактора вам необходимо исправить ошибки и выяснить, о какой роли языка в жизни человека шла речь в вашем тексте.

1 группа

Язык мой – враг мой

1 часть

Замечания редактора

Старые русские пословицы указывают нам, как надо пользоваться языком: «Держи язык за ………(1)», «Язык мой – враг мой, прежде ума ……..(1)», «Язык болтает, а голова ………(1)». Смысл этих пословиц в том, что сначала ……………………(2).

Слово имеет маленькую (3) силу. С его помощью можно спасти человека, а можно ________ (4). Слово может ранить и _______ (5). Необдуманное слово может послужить поводом к _________(6).

Потерять друга, оскорбить человека, расстроить маму – все это происходит тогда, когда наш язык является нашим другом (7).



1 – допиши пословицы

2 – раскрой смысл пословиц

3- замени выделенное слово противоположным по значению.

4 – допиши слово, которое имеет противоположный смысл выделенному.

5 – допиши слово, которое имеет близкое значение к выделенному.

6 – вставь слово, которое состоит из первых букв перечисленных слов: весна, огонь, йод, никогда, ель.

7 – вывод не соответствует главной мысли текста, замени выделенное слово .



^ Вывод: когда язык – враг, то человек может остаться один: без друзей.( после проверки)


2 группа

Язык – друг

2 часть

Замечания редактора

Язык наш - ___________ (1).

Каждое слово - _____________ (2).

Польский (3) народ создал русский язык ярким, как ____________(4) , метким, как _________ (4) , богатым, как __________(4), задумчивым, как песня _____________(4) .

С помощью языка люди выражают свои…….. (5), находят ………..(5), решают ……. (5)– словом, понимают друг друга. С помощью языка мы можем выразить свою любовь к самым близким людям – ….., ……, ……. , ……. .(6) Утешить человека, если у него ….(7), объяснить, если что-то ……. (7)– все это можно сделать с помощью языка.

Таким образом, являясь средством человеческого общения – язык выступает в роли врага. (8)

1 – вставить слово, которое является однокоренным слову «учить»

2 – вставить слово, которое состоит из первых букв перечисленных слов: улица, ребята, однажды, каникулы.

3 – слово не соответствует смыслу предложения, заменить.

4 – вставить пропущенные слова

5 - вставить пропущенные слова

6 – перечислить самых близких людей, которые заботятся о вас

7 - вставить пропущенные слова


8 – этот вывод не соответствует главной мысли текста, заменить выделенное слово.




^ Вывод: когда язык- друг, то у человека много друзей, он весел и доволен жизнью.( после проверки)


3 группа

Язык – есть я сам

3 часть

Замечания редактора

Очень редко (1) мы слышим выражение: «Встречают по одежке, провожают _____ (2)». Это значит, что от того как мы будем разговаривать с _______ (3) зависит, что он о нас подумает. Мы можем использовать в своей речи добрые, _______ (4) слова, а можем – грубые, ______ (5). При первой встречи мы можем понравиться человеку, или наоборот – __________ (6). Поэтому существуют правила культурного общения, о которых надо помнить (7):

  • ………

  • ……….

  • ………..

  • ……….

  • ……….

Таким образом, для окружающих нас людей , язык, на котором мы говорим , - есть отражение нашей внутренней культуры, нашего_________ (8).

А значит, язык мой – есть отражения меня самого.

1 – заменить противоположным по смыслу словом.

2 – закончить пословицу.

3 – вставить пропущенное слово

4 -5 – вставить близкие по значению слова

6 – закончить предложение

7 – написать правила общения


8 – вставить слово, которое состоит из первых букв перечисленных слов: вагон, осень, сегодня, петух, иней, тетрадь, арбуз, ночь, иногда, яблоко.



Вывод: все зависит от человека: будет он среди друзей или окажется в одиночестве.

( после проверки)


^ В) проверка выполнения задания (представитель группы выходит к доске и зачитывает получившейся текст)

(перед чтением каждой группы)

- Как вы думаете, какая тема текста вашей группы?

- Какая основная мысль вашего текста?

(слайды с выводами после чтения каждого текста)

Вывод: язык может выполнять разные роли: друга, врага, может показать,

на сколько мы интересны или наоборот, все зависит от нас. («…буду делать хорошо и не буду плохо…»)

  1. Обобщение

- У каждого из вас бывают различные ситуации в жизни, когда нужно что то объяснить, рассказать, попросить и т.д. Сказочные герои тоже попадают в такие ситуации.

- Внимание на экран. (демонстрация двух эпизодов из сказки «Морозко»)

(беседа после просмотра)

-Из какой сказки эти отрывки?

- Вы хотите сказать что-нибудь после увиденного?

- Чем похожи сюжеты?

- Какой герой вам понравился и почему?

- Как бы поступили вы?

Общие выводы:

- Понравился вам урок?

- Что нового узнали?

- С каким новым приемом работы с текстом познакомились?

- Для чего он нужен?

- Кем или чем для вас должен стать ЯЗЫК?



  1. Рефлексия

- Так как же все-таки лучше: остаться одному, или быть в кругу друзей?

- Давайте встанем в «круг друзей» и скажем на прощание друг другу комплимент.