velikol.ru
1

Тема: «Мы заняты разным делом»

Тип урока: комбинированный.

Цели:

1.Организовать деятельность учащихся по восприятию и
осмыслению изменений трудовой деятельности людей (от древней до
современной); по изучению профессий и орудий труда, используемых
людьми данных профессий.

  1. Способствовать формированию умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы; способствовать развитию у школьников логического мышления, монологической речи.

  2. Создать условия для воспитания нравственных качеств личности учащихся и уважительного отношения к людям труда.



Оборудование:

1. Учебник «Мы и окружающий мир» 1 класс, авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков.

2.Большой энциклопедический словарь.

3.Сюжетные картинки по теме «Профессии».

4. Рисунки орудий труда древнего человека и современного человека.

  1. Костюмы, отражающие профессии повара, строителя, учителя, врача, милиционера.

  2. Орудия труда, используемые в данных профессиях.

  3. Выставка рисунков «Кем быть?».

  4. Рисунок «Город тружеников».

  5. Цветные флажки, выражающие настроение ребят на уроке.

I. Организационно-мотивационный этап.

1.Проверка готовности учащихся к уроку.

2.Приветствие.

Дети вместе с учителем встают в круг, берутся за руки и произносят приветствие:

Учитель: Придумано кем-то

Просто и мудро.

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

  • Доброе утро, девочки!

  • Доброе утро, мальчики!

  • Пожелаем гостям доброго утра.

Дети: Доброе утро!

Учитель: Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.


^ II. Актуализация опорных знаний.
1. Беседа по вопросам.


- Сядьте ровно, ноги опустите, спинка прямая. Вы сегодня самые красивые, умные, внимательные и сообразительные. Совсем не такие, как тот мальчик, про которого я вам сейчас расскажу.

Один маленький мальчик любил писать рассказы. Сам он ленился сочинять. Он брал из разных книжек предложения, соединял их вместе, и вот так получался рассказ. Послушайте, что он однажды написал:

^ Мужчины древнего племени охотились на мамонта. Во время загона мамонт ранил одного охотника. Его отнесли в пещеру. Там опытные

хирурги сделали ему операцию. Охотнику лучше не становилось. Тогда старейшина решил отправить его на самолете в пещеру к другому племени, чтобы они спасли ему жизнь.

- Что в рассказе мальчика вас удивило? (Опытные хирурги, самолет.)

- На прошлых уроках мы с вами говорили о жизни древних людей, о том, чем они занимались. Давайте вспомним, как трудились древние люди. Чем занимались мужчины? (Мужчины занимались охотой, земледелием.) Чем занимались женщины? (Женщины собирали травы, готовили пищу, шили одежду.)

- А почему древним людям надо было трудиться? (Ответы детей.)

  • Как вы считаете, труд современных людей отличается от древнего труда?

  • Почему произошли такие изменения? (У людей развивался мозг. Из-за потребности общаться друг с другом они овладели речью. Люди учились думать и рассуждать. Чтобы выжить, они познавали окружающий их мир. Накопленные знания помогали им создавать новые орудия труда.)

  • А зачем нужно трудиться сейчас?

^ 2. Объявление темы и целей урока.

(На доске развешаны сюжетные картинки.)

- Почему я принесла на урок сегодня эти картинки? Какая будет тема нашего урока? (Ответы детей.)

-Тема нашего урока: «Мы заняты разным делом».

Сегодня на уроке мы поговорим о людях разных профессий, о том, какими орудиями труда они пользуются, какими знаниями и качествами они должны владеть.


Ш. Этап усвоения новых знаний.

^ 1. Работа по учебнику (с.32-33).

- Откройте учебник на странице 32. Прочитайте еще раз тему нашего урока («Мы заняты разным делом»).

- Подберите близкие по смыслу слова к слову «дело». (Труд, занятие, ремесло, работа, профессия.)

- Давайте прочитаем пословицы и выясним, правильно ли говорят: •Дело и учит, и мучит, и кормит.

Белые руки чужие труды любят.

- Какие еще пословицы и поговорки вы знаете о труде? (Ответы детей)

^ Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Дело мастера боится.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Терпенье и труд все перетрут.

- А теперь отгадайте мои загадки:

Кто на пожары приезжает,

Огонь залив, людей спасает? (Пожарные.)

Кто вылечит от всех болезней,

И знает, что кому полезней? (Врач.)

Кто вам продаст творог, сосиски,

И рыбку для любимой киски? (Продавец.)

На страже кто стоит закона,

Гроза преступников района? (Милиционер.)

Кто выстроил высотный дом,

Где мы семьёю всей живем? (Строитель.)

Профессий много разных есть,

И все их нам не перечесть!


- Рассмотрите рисунки в учебнике, а также картинки, развешанные на доске, и скажите, какие ещё профессии вам известны? (Ответы детей.)

- Какие виды труда вы отнесете к древнейшим, а какие появились не так давно? (Древнейшие: врач, учитель, рыбак, художник; появились недавно: автомеханик, космонавт, программист.)

^ 2. Рассказ о профессиях. ( Работа в парах. Дети одеты в костюмы.)

- Чтобы рассказать обо всех профессиях нам не хватит одного урока, поэтому сегодня мы поговорим только о некоторых. Вы познакомитесь с профессиями на примере своих родителей, которые живут и работают в нашем городе (показать на «Город тружеников» на доске).



1-й ученик:


Повар


Скажите: кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?

2-й ученик: рассказывает о профессии повара.

Строитель

1-й ученик:

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит!

2-й ученик: рассказывает о профессии строителя.

Учитель

1-й ученик:


Кто каждый день готовится к занятьям?

Кто проверяет до ночи тетради?

И кто всегда с заботой и волненьем

Следит за нашим поведеньем?

2-й ученик: рассказывает о профессии учителя.

Милиционер

1-й ученик: Кто сегодня неизвестен,

Но бесстрашен, смел и честен?

Тот, кто любит свой народ,

Тот в милицию идет.

2-й ученик: рассказывает о профессии милиционера.

- Мужчины военных профессий нашего города Белгорода и области участвовали и участвуют в боях в Чечне, защищая мир и спокойствие людей этой республики.

А вот если обратится к истории нашей страны, мы обязательно должны вспомнить дату 9 Мая. Кто знает, какой приближается праздник? (День Победы в Великой Отечественной войне.)

- Сегодня мы должны быть благодарны тем, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны на фронте, а также тем, кто трудился в это время в городах и селах.

Давайте подумаем, какие профессии нужны были стране больше всего в то военное время? (Ответы детей.)

Врач

1 -й ученик: Кто у постели больного сидит?

И как лечится, он всем говорит.

Кто болен - он капли предложит принять,

Тому, кто здоров - разрешит погулять.

2-й ученик: рассказывает о профессии врача.


- Подумайте, какие советы врач может дать ученикам? (Сидеть правильно за партой, следить за осанкой и зрением, заниматься физкультурой.)

- Сейчас мы отдохнем и проведем физминутку.


Физминутка

-Эй, кузнец-молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

-Отчего ж не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова.

Раз, два и готово!

Тишина стоит вокруг,

Вышли косари на луг.

Взмах косой туда - сюда.

Делай «раз» и делай «два».

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем.

Влево - раз, вправо - два.

Потекла ручьём вода.

Раз, два, три, четыре -

Хорошо мы потрудились.


^ 3. Игра «Угадай профессию».

-Людям различных профессий для выполнения их работы часто требуются специальные предметы - орудия труда. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Угадай профессию».

Вы по нескольким предметам попробуйте отгадать: чем занимается человек, какая у него профессия?

^ Учитель показывает рисунки с предметами, связанными с определенной профессией, а дети выбирают из множества рисунков нужную профессию и называют её.)

Пожарный, парикмахер, лётчик, воспитатель, пограничник, художник, продавец, водитель, древние орудия труда.

-Каким современным орудиям труда они могут соответствовать? (Нож, молоток, топор, игла.)

- Молодцы, вы справились с этим заданием. А теперь сыграем наоборот. Здесь остались «лишние» картинки с профессиями. Выберите орудия труда для человека каждой профессии. А оценивать работу будут

представители этих профессий (дети в костюмах).

Картинки: повар, строитель, учитель, милиционер, врач.

(На парте лежат ложка, разделочная доска, плоскогубцы, молоток, угольник,

книга, шпатель, жезл регулировщика, стетоскоп.)

- Для чего нужен этот предмет и как он называется?

Чтобы узнать об этом предмете, давайте обратимся к умной книге -«Большому энциклопедическому словарю». (Зачитать по словарю.)

Стетоскоп - это медицинский аппарат для выслушивания сердца, сосудов, легких.)

^ 4. Беседа: « Качества характера и знания людей разных профессий».

1) Работа над стихотворением «Чем пахнут ремесла?» Джанни Родари.

- Послушайте стихотворение:

«Чем пахнут ремесла?» Джанни Родари

У каждого дела Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

Мимо столярной

Идешь мастерской -

Стружкою пахнет

И свежей доской.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.


Куртка шофера

Пахнет бензином.

Блуза рабочего -

Маслом машинным.

Пахнет кондитер

Орехом мускатным.

Доктор в халате –

Лекарством приятным.

Рыхлой землею,

Полем и лугом

Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.

Рыбой и морем

Пахнет рыбак.

Только безделье

Не пахнет никак.

Сколько ни душится

Лодырь богатый, -

Очень неважно

Он пахнет, ребята!

  • Чему учит это стихотворение? (Все люди должны трудиться.)

  • Работу людей большинства профессий можно оценить по результату их труда. Давайте сравним работу людей в цехе завода, в поле? Что они производят? Какими знаниями они должны владеть?

  • А что создают врачи, учителя, артисты? Какое значение они имеют в обществе?

  • А должны ли трудиться дети? В чем заключается их труд?



^ 2) Ответы на вопросы «Глобуса» (с.32).

-Для того чтобы успешно выполнять свою работу, людям многих профессий нужны специальные качества характера и, иногда, физическая подготовка.

- Как вы считаете, какие качества необходимы людям разных профессий - рабочему, военному, ученому, артисту? (Терпение, спокойствие, выдержка, смелость, выносливость, трудолюбие и др.)

  • Какие качества необходимы ученикам? (Ответы детей.)

^ 3) Работа по выставке рисунков «Кем быть?»

  • Вы сегодня узнали много нового о разных профессиях и поняли, что все профессии очень важные, полезные и нужные. Наверное, каждый из вас уже задумывался над вопросом: кем вы хотите стать, когда повзрослеете? {Ответы детей.)




  • Я уже заметила, что все свои мечты вы выразили в рисунках {показать на выставку рисунков). После урока вы сможете внимательно рассмотреть, кто кем хочет стать из ваших одноклассников.

  • Для того чтобы найти самую интересную для себя профессию, надо как можно больше узнать о труде людей, руками которых создано все, что нас окружает!

(Дети читают стихотворение.)

«И мы трудиться будем» ВЛифшиц

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь,

И каждый дом,

И каждый ломоть хлеба –

Все это создано трудом,

А не свалилось с неба!

За все, что сделано для нас,

Мы благодарны людям.

Придет пора, настанет час –

И мы трудиться будем!

V. Итог урока.

Давайте подведем итог урока:

  • Как вы поняли смысл слова «профессия»?

  • Какую профессию можно считать самой главной, самой важной?

  • Что вам понравилось сегодня на уроке?



VI. Рефлексия.

Вы знаете, что скоро приближаются праздники: 1 Мая - это День весны и труда и 9 Мая - это День Победы. Наш родной город будет празднично украшен. Вот и я хочу, чтобы мы с вами украсили наш нарисованный Город тружеников флажками.

У вас на парте лежат флажки разного цвета. Если вы считаете, что вам было очень интересно на уроке и вы хорошо потрудились, то повесьте красные флажки, если вы просто довольны уроком, то — белые флажки, а если вам было немножко скучно и не очень интересно, то повесьте синие флажки.

^ Тема: «Мы заняты разным делом»

Цели:

1.Организовать деятельность учащихся по восприятию и
осмыслению изменений трудовой деятельности людей (от древней до
современной); по изучению профессий и орудий труда, используемых
людьми данных профессий.

  1. Способствовать формированию умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы; способствовать развитию у школьников логического мышления, монологической речи.

  2. Создать условия для воспитания нравственных качеств личности учащихся и уважительного отношения к людям труда.



Оборудование:

1. Рабочая тетрадь: Факультативный курс «Моя улица».

2.Большой энциклопедический словарь.

3.Сюжетные картинки по теме «Профессии».

4.Костюмы, отражающие профессии повара, строителя, учителя, врача, милиционера.

5.Рисунок «Город тружеников».


^ I.Организационно-мотивационный этап.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II.Актуализация опорных знаний.

1. Объявление темы и целей урока.

(На доске развешаны сюжетные картинки с изображением профессий.)

- Почему я принесла на урок сегодня эти картинки? Какая будет тема нашего урока? (Ответы детей.)

- Тема нашего урока: «Мы заняты разным делом».

Сегодня на уроке мы поговорим о людях разных профессий, о том, какими орудиями труда они пользуются, какими знаниями и качествами они должны владеть.

^ 2. Беседа по вопросам.

- «Мы заняты разным делом». Подберите близкие по смыслу слова к слову «дело». (Труд, занятие, ремесло, работа, профессия.)

- Давайте вспомним, как трудились древние люди. Чем занимались мужчины? (Мужчины занимались охотой, земледелием.) Чем занимались женщины? (Женщины собирали травы, готовили пищу, шили одежду.)

- А почему древним людям надо было трудиться? (Ответы детей.)

  • Как вы считаете, труд современных людей отличается от древнего труда?

  • Почему произошли такие изменения? (У людей развивался мозг. Из-за потребности общаться друг с другом они овладели речью. Люди учились думать и рассуждать. Чтобы выжить, они познавали окружающий их мир. Накопленные знания помогали им создавать новые орудия труда.)


Ш. Этап усвоения новых знаний.

^ 1. Работа в тетради (с.8).

- Откройте тетрадь на странице 8. Выполним Задание №1.

- Вам нужно выписать и объяснить значение древних профессий:

Шорник –

Угольщик –

Бондарь –

Смолокур –

Дегтярник –

(Если учащиеся затрудняются, обратиться к словарю.)

- Каково отношение к людям труда в народе?

- Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете? (Ответы детей)

^ Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Дело мастера боится.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Терпенье и труд все перетрут.

- Выполните Задание 1, пункт 2 в Рабочей тетради. (Проверка.)

- А теперь отгадайте загадки о профессиях (стр.11, Задание №3.)


Кто на пожары приезжает,

Огонь залив, людей спасает? (Пожарные.)

Кто вылечит от всех болезней,

И знает, что кому полезней? (Врач.)

Кто вам продаст творог, сосиски,

И рыбку для любимой киски? (Продавец.)

На страже кто стоит закона,

Гроза преступников района? (Милиционер.)

Кто выстроил высотный дом,

Где мы семьёю всей живем? (Строитель.)

Профессий много разных есть,

И все их нам не перечесть!


^ 2. Рассказ о профессиях. ( Работа в парах. Дети одеты в костюмы.)

- Сегодня вы познакомитесь с профессиями на примере своих родителей, которые живут и работают в нашем городе (показать на «Город тружеников» на доске).



1-й ученик:


Повар


Скажите: кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?

2-й ученик: рассказывает о профессии повара.

Строитель

1-й ученик:

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит!

2-й ученик: рассказывает о профессии строителя.

Учитель

1-й ученик:


Кто каждый день готовится к занятьям?

Кто проверяет до ночи тетради?

И кто всегда с заботой и волненьем

Следит за нашим поведеньем?

2-й ученик: рассказывает о профессии учителя.

Милиционер

1-й ученик: Кто сегодня неизвестен,

Но бесстрашен, смел и честен?

Тот, кто любит свой народ,

Тот в милицию идет.

2-й ученик: рассказывает о профессии милиционера.

Врач

1 -й ученик: Кто у постели больного сидит?

И как лечится, он всем говорит.

Кто болен - он капли предложит принять,

Тому, кто здоров - разрешит погулять.

2-й ученик: рассказывает о профессии врача.


- На вашей улице живут люди разных профессий.

Выполняя Задание №4 (с.11), расскажите о профессиях ваших родных и близких, а также знакомых, которые живут на вашей улице. (Проверка.)


^ IV. Закрепление нового материала.

1. Работа в тетради. Игра «Угадай профессию».

-Людям различных профессий для выполнения их работы часто требуются специальные предметы - орудия труда. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Угадай профессию». (Тетрадь: с.9-10, Задание №2)

Соедините стрелками рисунки: профессия человека – орудия труда.

(Фронтальная проверка.)

^ 2. Самостоятельная работа. (Тетрадь: с.12, Задание №5)

  • Для того чтобы найти самую интересную для себя профессию, надо как можно больше узнать о труде людей, руками которых создано все, что нас окружает!

(Дети читают стихотворение.)

«И мы трудиться будем» ВЛифшиц

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь,

И каждый дом,

И каждый ломоть хлеба –

Все это создано трудом,

А не свалилось с неба!

За все, что сделано для нас,

Мы благодарны людям.

Придет пора, настанет час –

И мы трудиться будем!

- Вы сегодня узнали много нового о разных профессиях и поняли, что все профессии очень важные, полезные и нужные. Наверное, каждый из вас уже задумывался над вопросом: кем вы хотите стать, когда повзрослеете? (Ответы детей.)

- Все свои мечты выразите в рисунках (Задание №5, пункт2.) После урока вы друг другу сможете показать, кто кем хочет стать в будущем.

V. Итог урока.

Давайте подведем итог урока:

  • Как вы поняли смысл слова «профессия»?

  • Какую профессию можно считать самой главной, самой важной?

  • Что вам понравилось сегодня на уроке на уроке?