velikol.ru
1

Урок составила учитель начальных классов

МБОУ СОШ №9

Куликова Оксана Александровна


Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».


Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, беседа, взаимопроверка.

Тип урока: урок закрепление изученного материала.


Вид урока: комбинированный


Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.


Оборудование: блок-сигналы, карточки со словами, снежинки буквы,


^ ИКТ:  презентация к уроку


Цели: Отработать умение распознавать в словах проверяемых и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному языку.


^ Ход урока

I. Организационный момент.

II. Приветствие гостей.


Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнѐм же урок, не будем зря время терять.

- Поклонились. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.


III. Создание атмосферы психологического комфорта.


-Послушайте притчу.


«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».


- Дорогие ребята. Сегодня вам предстоит закреплять и открывать новые знания. Всё в ваших руках. Мы продолжаем работать по теме: «Безударная гласная в корне слова». Мне бы очень хотелось, чтобы вы показали свою активность.

- Сначала вспомним главное правило, как нужно писать на уроке. (Правильно, чисто, аккуратно)

-Обратите внимание, какая пословица здесь написана.Как вы ее понимаете?


Аккуратность человека красит.

(слайд)

-Теперь аккуратно и красиво запишите число, «классная работа».


3. Чистописание.

     Ее ве ен зе  ел ре ет (на доске)

      - Прочитайте слоги и разбейте их на 2 группы.

      - Напишите слоги, которые начинаются с буквы е.

       - Какой слог лишний? Почему? (Слово ел).

     Егор Елена Ершов Евгений (на доске)

      - Что общего в словах? Почему?

      - Какие ещё слова пишутся с большой буквы?

      - Разбейте слова на две группы (имена – фамилии, женские – мужские).

      - Запишите фамилию.


^ 4 Словарная работа.


-Урок начнём с игры «Собери слова»


ло гер Рос род я

на че бы си век


-Соедините слоги так, чтобы получились слова.

-Проверьте, образец на доске.


Россия, народ, человек, гербы.


-Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

(Один ученик пишет на доске, остальные в тетрадях)

-Какое слово вы считаете лишним? (Гербы)

-Почему? (В этом слове безударную гласную можно проверить, а в остальных словах нельзя). В какой позиции стоит гласная?

-Как проверить? (Гербы – герб)

-Верно. Посмотрите наш Российский герб и герб Башкортостана.

- Вы знаете, что означает слово «герб»?

(Герб – это отличительный знак государства, города, сословия. Изображается на флагах, монетах, печатях)


^ 5. Постановка проблемы урока.


Послушайте историю, которая произошла с друзьями – Димой и Колей.


«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».


- Почему так получилось?

- Какое правило не знал автор записки?

- Как правильно записать это слово?


с м…чом – мяч – с мячом


Назовите тему нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

- Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

- Я вам предлагаю  ответить на вопросы: 

Как?

Чем?


^ 6. Повторение ранее изученного материала.

- Вспомним то, что мы уже знаем по этой теме.

- Ответим на первый вопрос:

Что надо проверять? Гласные:  А, О, И, Е, Я

- Ответим на второй вопрос:

Где надо проверять? В корне слова

- Ответим на третий вопрос:

^ Как надо проверять? Надо подобрать однокоренное слово с ударным звуком в корне.

- Ответим на четвёртый вопрос:

Чем надо проверять? Проверяем ударением

(слайд)

^ 7. Работа над темой урока.


- А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем.

- Итак, вот  слово весна

- Что сделаем первым. (Прочитаем слово)

- Затем поставим ударение.

- Выделим корень

- Определим безударную гласную.

- Подбираем проверочное слово.

(слайд)

АЛГОРИТМ

 Прочитай слово.

 Поставь ударение.

 Выдели корень.

 Определи безударную гласную.

 Подбери проверочное слово.


Работа в парах и по рядам. (Карточки)


Сейчас нам придется преодолеть препятствие. А помогут нам ваши знания.

Перед нами течет река, но непростая река, а река Ошибок.

С этой фамилией сегодня мы уже встречались.

– Кто такой Ершов? (Писатель, написал сказку «Конёк-Горбунок»).

            Начало сказки (4 строки на листочках).


^ За гарами, за далами,

За шырокими марями,

Против неба – на зимле

 Жыл сторик в одном силе…


      - Прочитаем хором.

      ^ Задание: подобрать проверочные слова.

      - Что нужно сделать, чтобы проверить безударную гласную в корне?


      Вывод: Если буква гласная вызвала сомнение,

                    ^ Ты её немедленно поставь под ударение.


8.– К нам в гости решили заглянуть сказки, но гласные попали в реку Ошибок растерялись. (Индивидуально работают 3 человека пока другие работают в парах)


 «К_нёк-Г_рбунок»

 «Аленький цв_точек»

 «Гуси- Леб_ди»

 «З_лотой   ключик»

«Петушок и б_бовое   зёрнышко»

«Мужик и м_дведь»


      Задание: вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.

      - Разделите названия сказок на 2 группы, (о животных – бытовые, авторские – русские народные).

      - Какое слово не можем проверить? Почему? (Словарное слово медведь, непроверяемая гласная).


9. - ^ Возьмите свои карточки. На карточках три тестовые задания.


Вам необходимо  из четырех представленных ответов, найти правильный. Желаю удачи!


 В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?


1) тяжелый – тЯжесть                              3) столовая - стОлик

2) похвала – хвАлить                               4) гостиница – гОсть

 

В) В каком слове допущена ошибка?

1) морской                                         ^ 3) посодить

2) письмо                                           4) страна

 

С) В каком случае перестановка ударения изменит смысл слова?


1) камушки                                       3) стрелки

2) легкие                                           4) спортивный

- Подымите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы. Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.

(слайд)


XII. Подведение итогов.


- Давайте вспомним, чем же мы занимались на уроке. Вернёмся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.

- Кто хочет задать первый вопрос? Второй? Третий? Четвёртый?

- Кто хочет ответить?