velikol.ru
1

Урок обучения грамоте (1 класс)

Учитель: Щурихина А.В.

Тема: «Согласные глухие звуки [х] и [ х’], буквы Х и х. Сельский труд.»

Цели:

  1. Ознакомить учащихся с согласными звуками [х] и [ х’], буквами Х и х.; научить правильно, плавно и осознанно читать по слогам слова и текст;

  2. научить отвечать на вопросы, развивая речь, мышление ребенка, выражать свои мысли и чувства, объясняя значение пословиц;

  3. воспитывать уважение к труду и людям труда, бережное отношение к хлебу.

Оборудование: презентация к уроку, алфавит, орфографические словари, таблица слогов.


^ Ход урока

  1. Орг. момент

(Слайд 2)

Вот книжки на столе,

А вот тетрадки.

Не хочется играть

Сегодня в прятки.

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный.

Сегодня с вами мы узнаем

Что важней и вкусней всего

Бывает на столе на нашем.


2. Разработка речевого аппарата


  1. Чтение алфавита

    • звуками прочитать согласные буквы;

    • прочитать только гласные буквы

2) Работа со слогами (Слайд 3)

3) Работа с орфографическим словарем (стр. 71) (Дети подряд читают один столбик слов на букву х)

- Найдите слова, отвечающие на вопрос кто?

ХЛЕБОРОБ

ХИРУРГ

- Какие звуки слышим в начале этих слов? ([х] и [ х’])

- Посмотрите, как этот звук обозначается буквой. На что похожа буква?

(Слайд 4)

Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

- Сконструируем эту букву из палочек.

^ 3. Чтение слогов-слияний

ХА ХО ХУ ХИ ХЕ

- А теперь договорим каждое слияние до целого слова.


4. Физкультминутка

5. Чтение загадки за учителем

  • орфографически;

  • орфоэпически

(Слайд 5)

ШИРОКО, А НЕ МОРЕ,

ЗОЛОТО, А НЕ ДЕНЬГИ.

СЕГОДНЯ НА ЗЕМЛЕ,

А ЗАВТРА НА СТОЛЕ.

(хлеб)

^ 6. Работа с пословицами

(Слайд 6)

ХОЧЕШЬ ЕСТЬ КАЛАЧИ – НЕ СИДИ НА ПЕЧИ.

- Что означают эти слова? Как вы понимаете?

- Верно. Калачи выпекаются из очень хорошей муки, они вкусные, пышные. Чтобы испечь такой хлеб надо много поработать, а не сидеть на печке. Если хочешь есть вкусный хлеб, не ленись. Работай.

- Какие пословицы о хлебе знаете ещё?

ХЛЕБУШЕК - ОТ ЗЕМЛИ, СИЛУШКА – ОТ ХЛЕБА.

(Слайд 7)


ЕСТЬ ПОСЛОВИЦА В НАРОДЕ

ХЛЕБ – НА СТОЛ – И СТОЛ РАСЦВЕЛ.

НУ, А КТО РЕБЯТА, ЗНАЕТ,

КАК К НАМ ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИШЕЛ?

(Беседа о том, как хлеб «приходит» в дом)


^ 7. Работа с «Азбукой»

а) Словарная работа (чтение орфографически, орфоэпически)

колхозник трактор косилка комбайн хлеборобы

б) Чтение текста

в) Ответьте на вопросы:

- Когда хлеборобы пашут и сеют? (весной)

- Когда они ухаживают за посевами? (летом)

- А что они делают осенью? (убирают урожай)

- Какие машины работают на полях?

г) ^ Работа с текстом Пермяка «Славка» (чтение учителем)

- Почему хлеб считают самым главным продуктом питания?

- Сколько труда нужно приложить, чтобы вырастить хлеб?

- Люди каких профессий принимают участие в том, чтобы мы с вами в столовой съели кусочек батона?

/Беседа о бережном отношении к хлебу, уважении труда многих людей/

д) ^ Чтение стихотворения «Слава хлебу!»

е) Составление предложения из букв разрезной азбуки

ХЛЕБ – НАШЕ БОГАТСТВО.

8. Итог урока

(Слайд 8)

А теперь скажи, дружок

Тебе понравился урок?

Что расскажешь дома маме?

Поделись сейчас ты с нами.

- Кому было интересно на уроке?

- Что особенно запомнилось?

- С какими новыми звуками и буквами познакомились?

- Как можно беречь хлеб?


9. Домашнее задание

Читать, рассказывать стихотворение, найти пословицы о хлебе.