velikol.ru
1

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР


ТЕМА: Пища. Гигиена питания (3 кл.)


ЦЕЛИ:

  1. Закрепить знания детей о скелете, пищеварительной системе, зубах.

  2. Обобщить знания о пище, установить значение разнообразия пищи в питании.

  3. В элементарной форме дать понятие о роли витаминов.

  4. Формировать навыки гигиены питания.

  5. Развивать мышление и воображение, монологическую речь, навык работы с книгой.

  6. Воспитывать культуру питания, расширить кругозор.



ОБОРУДОВАНИЕ: карточка с кроссвордами по теме «Скелет»,

кроссворд по теме «Пищеварительные

органы. Зубы», таблицы по теме «Зубы»,

«Строение зуба», схема-опора «Пища»,

плакат «Осторожно! Нитраты», рисунки с

изображением разных видов продуктов,

книга Дорохова «Про тебя самого».


^ Ход урока.


I. Организация класса.

II. Проверка домашнего задания

1.Индивидуальная работа 3 учеников по карточкам с кроссвордами по теме «Скелет».


По горизонтали:

1. Часть руки. ( Кисть).

2. Где находится спинной мозг? (Позвоночник).

3. Защищают легкие и сердце? (Рёбра).

4. Кость в грудной клетке. (Грудина).

5. Часть ноги. (Бедро).

6. Часть руки. (Плечо).


По вертикали:

7. Часть ноги. (Голень).

8. Часть ноги.(Стопа).

9. Защищает головной мозг.(Череп).


2.Фронтальный опрос (кроссворд по теме «Пищеварительные органы. Зубы»).

По горизонтали:


1. Зубы, которыми мы перетираем пищу. (Коренные).

2. Орган, находящийся во рту, помогающий измельчить пищу. (Язык).

3. Орган, по которому пища продвигается в желудок. (Пищевод).


По вертикали:

4. Где начинается переработка пищи. (Рот).

5. Процесс обработки пищи в организме. (Пищеварение).

6. Зубы, которыми человек откусывает мягкую, сочную пищу. (Резцы).

7. Самый длинный орган пищеварения, в котором заканчивается процесс переработки пищи. (Кишечник).

8. Орган пищеварения, в котором пища задерживается 3-4 часа. (Желудок).


3. Индивидуальный опрос:


Ученик по таблице рассказывает о зубах.


А. Зубы (виды, количество, значение, строение).

- Здоровые зубы – здоровью любы! Что же нужно делать, а что нельзя, чтобы зубы были здоровы?

Б. Правила ухода за зубами.


^ 4. Итог проверки домашнего задания.


III. Материал урока.


1. Сообщение цели урока

- Сегодня на уроке мы будем говорить о том, что дает человеку энергию, силу для умственной, физической деятельности, детям для роста. От чего зависят здоровье, настроение человека. Что же это? (Пища).


^ На доске постепенно открывается схема – опора.


п и щ а


2. Беседа о пище, видах ее .

- Пища является источником энергии, без которой жизнь немыслима. Даже находясь в состоянии покоя, организм человека расходует немало энергии на работу внутренних органов. Пища имеет огромное значение для человека, для его жизни, без нее он не проживет и месяца.

- Перечислите некоторые продукты, употребляемые человеком в пищу.

- Ребята, вы назвали множество продуктов, но все они могут быть разделены всего на 2 группы. Овощи, фрукты, зерновые культуры, ягоды, грибы, орехи – все, что растет, можно назвать какой пищей? (Растительной).


п и щ а






растительная





животная

- А мясо, рыбу, молоко, яйца и т.д. все, что дают нам животные, можно назвать какой пищей? (Животной).

- Кто может определить, к какой группе относятся хлеб, сливочное масло, сыр, манная крупа?

- Некоторые блюда состоят только из растительной или животной пищи, а бывает, что в них входит и та, и другая.

Приведите примеры таких блюд. (Салаты, супы, молочные каши).


3.Итог

- Так какое же значение имеет пища для человека и почему?

На какие виды ее можно разделить?


4. Физкультминутка

5. Рассказ учителя и ученика о витаминах (5 мин)

- Человек должен употреблять разнообразную пищу, а почему, вы узнаете, когда послушаете рассказ ученика….

- Этот рассказ из книги Дорохова «Про тебя самого».

^ Показ книги

А. Рассказ ученика о витаминах.

Б. Рассказ учителя о витаминах.

- Чтобы не путать витамины, их назвали латинскими буквами. Витамин «С» содержится в овощах, ягодах, фруктах, зелени. Отсутствие его в организме человека ведет к простудным заболеваниям, цинге, гиповитаминозу, который бывает зимой и весной. Витамин «С» не накапливается в организме, поэтому надо каждый день употреблять продукты, в которых он есть. Без витамина «Д» кости становятся мягкими, можно заболеть рахитом. Много витамина «Д» в рыбьем жире, яйцах, масле, молоке.

- Витамин «А» обеспечивает хорошее зрение, повышает сопротивляемость организма болезням, отсутствие его у детей ведет к отставанию в росте. Витамин «А» содержится в моркови, печени и других продуктах.

- Вы заметили, что одни витамины содержатся только в растительной пище, другие – только в животной, а третьи – и в той, и в другой. Какой же должна быть пища, чтобы человек получал все витамины? (Разнообразной).

- Сейчас витамины получают искусственно, их продают в аптеках.


6. ^ Закрепление. Чтение статьи в учебнике .

- Читаем по абзацам, отвечаем на вопросы.


Вопросы после чтения:

- Какая пища необходима человеку?

- Какие продукты мы употребляем?

- К чему приводит отсутствие в пище витаминов?

(Параллельно с работой по учебнику, ученик выполняет у доски задание: делит рисунки с изображением продуктов на 2 группы).


Проверка выполнения задания учеником.

(Растительная пища: земляника, репа, орехи, гриб, горох, морковь.

Животная пища: яйца, сыр, колбаса, молоко).


^ 7. Знакомство с гигиеной питания

а) Вступительное слово учителя.

- «Животное насыщается, человек ест, умный человек умеет питаться», - это слова одного французского ученого. Этому умению питаться надо учиться смолоду.

- С правилами питания вы сейчас познакомитесь самостоятельно, постарайтесь их запомнить, это потребуется вам при выполнении следующего задания.


б). ^ Самостоятельное чтение статьи учебника.

в). Закрепление прочитанного.

- Скажите, какие правила гигиены не выполнены в следующих ситуациях:

1. Юра пришел из школы, быстро переоделся, и пошел обедать. (Не вымыл руки).

2. Он вспомнил, что забыл помыть руки, включил кран, сполоснул ладони водой и пошел есть. ( Мыл без мыла).

3. Юра поел, одновременно читая книгу, потом вспомнил, что скоро начнутся мультфильмы, быстро затолкал в рот все, что было в тарелке, проглотил и побежал включать телевизор. (Плохо пережевывал пищу, т.к. читал, торопился, не полоскал рот после еды).

4. После мультфильмов, Юра по просьбе бабушки пошел в магазин. Он купил яблоки, выбрал самое красивое и по дороге домой съел его. (Ел грязными руками немытое яблоко).

5. После выполнения уроков Юра поужинал, почувствовал, что «больше не лезет», почистил зубы и пошел спать.(Переел, ужинал не за 2 часа до сна).

- О каких 2 правилах мы не упоминали?


г). ^ Работа над пословицами.

А. Когда я ем, я глух и нем.

Б. Долго жуешь – дольше живешь.

В. Завтрак съешь сам, обед подели с другом, ужин отдай врагу.


д). ^ Дополнительные сведения.

- В учебнике перечислены не все правила питания.

- Пища должна быть свежей. Несвежие продукты вызывают у человека тяжелые отравления, когда появляются резкие боли в животе, рвота. В таких ситуациях срочно вызывайте скорую помощь.

- Но в наше время можно отравиться и свежими овощами и фруктами.

- Вы уже знаете, что в овощах и фруктах бывает повышенное содержание нитратов, это очень вредно для организма. Поэтому надо знать, как обрабатывать овощи.


^ Показ плаката


- У капусты лучше не употреблять верхние листья и кочерыжку.

- У моркови надо отрезать 2 см с обоих концов.

- Огурцы следует очищать от кожицы и срезать часть у стебля.

У зелени употреблять только листья.

- Если вы будете выполнять все эти правила, то о вас можно будет сказать, что вы действительно умеете питаться.


IV. Итог урока

- Что новое для себя узнали о нашей пище, о том, как правильно питаться?

- А сейчас попробуйте рассказать об этом своему соседу по парте, глядя на опорную схему и таблицу на доске.