velikol.ru
1

Окружающий мир 1 класс.

Тема: Птицы, их разнообразие.


Цели: узнать существенный признак птиц, чем они отличаются от млекопитающих.
Учиться различать птиц по их отличительным признакам.

Развивать внимание, умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать умение работать в парах, слушать друг друга.
                                          Ход урока.
1.Орг. момент.    
Сегодня у нас урок не простой  к нам пришли гости, давайте их  поприветствуем.
 Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели.

^ 2. Введение в тему.

(Звучат голоса птиц.)
- Дети, что это за звуки? Кто их может издавать.

- Кто догадался, какова тема нашего урока? О каком виде животных мы будем говорить?

- Прочитайте тему: «Птицы, их разнообразие».
На сегодняшнем уроке мы поговорим с вами о птицах, мы  отправляемся в гости к пернатым друзьям.

- Какие учебные задачи перед собой поставим? Что вы бы хотели узнать о птицах? (строение, обитание, питание, характерные отличительные признаки)
Это и будет нашей задачей на сегодняшний урок.
^ 3. Изучение нового материала.

Откройте учебник на стр.34

- Каких животных вы видите? А почему вы решили, что это птицы?
Мы уже знаем, как устроено тело млекопитающих. Сравните строение тела млекопитающих и птиц. Чем они различаются? (работа в парах)
- Итак, чем строение тела птиц отличается от млекопитающих? (2 ноги, клюв, перья), (спросить мнение нескольких пар)



^ Физминутка (сидя)

4. Рассмотрите фотографии на стр. 35

- Обратите внимание на строение клюва и ног у разных птиц.

- Что заметили?

- Одинаковые клювы или разные? А почему? Как вы думаете, от чего это зависит? (от пищи)

- Чем питаются птицы? (зерном, насекомыми, травой и т.д.)

- А какую работу еще выполняет клюв у птиц? Что умеют делать птицы своим клювом?

-Итак, с помощью клюва птицы добывают пищу, приводят в порядок перья, вьют гнезда, ухаживают за птенцами. У зерноядных птиц клювы короткие и крепкие. У насекомоядных они более тонкие и длинные.

- Как вы считаете, от чего зависит форма ног у птиц? (от местности, в которой они обитают)

- Где могут обитать птицы?

- Какой признак поможет узнать водоплавающих птиц?

А, что об этом говорят авторы учебника, прочитайте на стр. 35


Физминутка (активная)



5. Практическая работа (в парах)


 - Что является главным отличительным признаком птиц? (перья)

- А вот какие бывают перья, для чего они им и какую работу выполняют, вы узнаете, проделав следующую работу.

Сейчас на время мы с вами превратимся в исследователей, маленьких ученых.
(На столах у детей лежат перья птиц разные по размеру, форме, цвету.)

- Рассмотрите перья, лежащие у вас на столах.
- Чем различаются эти перья? (Цветом, формой, размером)
- Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его.
-А еще у пера есть бородки. Покажите их.
- Что случится, если подует ветерок?  ^ Поднимаю перо и бросаю  (Перья полетят.)

- А почему перо полетело? (Оно легкое)
- Разрежьте перо. Что видите внутри? (Ничего, внутри пусто) Что пустота дает перу? (легкость)
- Для чего это им нужно (Для полета)
- Обмакните перо в стакан с водой. Изменилось ли оно, намокло ли перо? (Нет, вода скатилась капельками)
- Какой вывод можно сделать? От чего защищают перья птицу? (перья защищают птицу от воды и сырости) 

- ^ Отрежьте от пера кусочек и положите его на воду. Понаблюдайте, что произошло с пером (оно плывет)
- Подумайте, для чего нужны птицам большие перья? (Чтобы летать)
- Для чего нужны маленькие перышки? (Для тепла)
- Итак, какой вывод можно сделать после нашего исследования о значении перьев для птиц?
Какую работу выполняют перья у птиц?

-^ А согласен ли автор учебника с нашими выводами, узнаем, прочитав на стр. 37 II абзац

6. Каких птиц, обитающих на территории нашей области, вы знаете?
- Итак, на территории области обитает множество разнообразных птиц. И одной из таких птиц является утка мандаринка. Мандаринка хорошо плавает, при этом высоко сидит на воде с несколько поднятым хвостом. Ныряет редко, только когда ранена. Её полёт быстрый и маневренный, она легко взлетает, иногда почти прямо вверх. В отличие от большинства уток, мандаринку часто можно видеть сидящей на ветвях деревьев или на прибрежных скалах. Из семейства утиных, мандаринок выделяет не только лишь яркая внешность. У них совсем другой голос: не крякающий, как у других, а скорее попискивающий или тихо свистящий. (Можно включить МП3, как пищит) Охота на мандаринку запрещена, она внесена в Красную книгу России как редкий вид.(Покажи эту книгу, она есть в библиотеке) Эту утку разводят в парках как декоративную птицу.

Питаются семенами, главным образом желудями и водными растениями. Также мандаринки питаются моллюсками, червями и икрой рыб.

- Что интересного узнали о мандаринке?



7. Итог урока:
- Какую учебную задачу мы перед собой ставили? О ком мы говорили на уроке?

Давайте посмотрим, как вы запомнили основные признаки птиц.

Откройте ТПО стр. 15 № 6.

- Проверьте себя (на доске).

- Оцените правильность своей работы (на полях)


П



Если у вас все правильно, поднимите желтый квадрат, если где-то допустили ошибку – синий, а если не справились с заданием, то зеленый.


- А у кого дома живут птицы? Вы можете подготовит рассказ о своих питомцах.


- Сегодня вы были настоящими исследователями. Спасибо вам за урок.


На следующем уроке мы сделаем новые открытия о птицах.