velikol.ru
1

История России. 8 класс


Тема : "Русско-турецкая война 1877-1878 гг."

Цели урока:

  • познакомить учащихся с ходом русско-турецкой войны;

  • на примере доблести и мужества российской армии воспитывать чувство любви и гордости за Родину; выработать негативное отношение к войне как способу решения проблем.

  • развивать навыки работы с картой, умения выделять главное в тексте учебника, рассказывать прочитанный материал, ставить и разрешать проблемы.

Основные понятия: Балканский кризис; национально-освободительная борьба; справедливые и несправедливые войны; Берлинский конгресс.

^ Основные даты: (записаны на доске) 12 апреля 1877г. - объявление Россией войны Турции; 28 ноября 1877г. - взятие русскими войсками Плевны; 19 февраля (3 марта) 1878г. - подписание Сан-Стефанского мирного договора России с Турцией; июнь-июль 1878 г. - Берлинский конгресс, заключение Берлинского трактата.

Персоналии: М.Д. Скобелев; И.В. Гурко; В.В.Верещагин.

Оборудование урока: учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. XIX в. «Просвещение». 2009; мультимедийный проектор.

^ Ход урока

1. Проверка домашнего задания Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно также провести выборочную проверку рабочих тетрадей. - назовите направления внешней политики Александра II. - какое событие во внешней политике России в то время можно назвать "триумфом российской дипломатии"? - какие действия Россия предпринимала для укрепления своих границ?

^ 2. Изучение нового материала 28 ноября 1887 года в Москве, в сквере на площади у Ильинских ворот, в день 10-летия освобождения Плевны был открыт памятник-часовня. Скромная надпись на нем гласит: "Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной. В память войны с Турцией 1877-1878 гг.". Многие люди проходят мимо, ничего не зная ни о войне, ни о событиях под Плевной, ни о тех, в честь кого воздвигнут этот памятник. Давно ушедшие люди с их страстями, помыслами и поступками, море их крови и слез, пестрые факты, широкие обобщения, разноречивые выводы - в этой бездне минувшего очень легко потеряться. Того, что было, больше никогда не будет. И потому, кажется, что без всего этого можно обойтись, найдя радость в честном заработке на кусок хлеба. Однако память - это ничем не заменимый хлеб насущный, без которого невозможно достойно, мужественно встретить будущее. Наш разговор сегодня о русско-турецкой войне 1877-1878 г.г.

^ Рассказ учителя с элементами беседы Весной 1875 г. В Боснии и Герцеговине вспыхнули волнения, которые вскоре охватили все провинции османской империи. Россия, Австро-Венгрия, Германия стремились дипломатическими средствами добиться от Турции выполнения требований восставших. Османы жестоко расправлялись с восставшими: устраивались погромы, уничтожались целые селения, убивали детей, женщин, стариков. Такая жестокость вызвала возмущение у всей европейской общественности. Большое количество добровольцев из России отправились на Балканы, вливаясь с оружием в руках в ряды восставших. Летом 1876 г. Войну Турции объявила Сербия и Черногория, а во главе сербской армии встал русский генерал М.Г.Чернов, добровольно отправившийся на Балканы.

Россия не была готова к войне. Военные реформы еще не были завершены. Однако дипломатическими способами урегулировать конфликт не удалось. Турция не соглашалась выполнить требования восставших.

- Что должно было предусмотреть царское правительство на случай войны с Турцией? (Царское правительство должно было договориться с Австро-Венгрией о её нейтралитете в случае русско-турецкой войны и обезопасить себя, таким образом, от антирусской коалиции европейских государств.)

Затем учитель создает проблемную ситуацию: итак, 12 апреля 1877 г. Россия первая объявила войну Турции. Какие цели она преследовала? Как бы вы определили характер войны со стороны всех втянутых в нее сторон? (Со стороны каких государств война носила справедливый характер? Кто вел несправедливую войну? Со стороны каких государств война носила национально-освободительный характер?) В процессе обсуждения этих вопросов необходимо сформировать представления о справедливом и несправедливом характере войны, а также о национально-освободительном движении.

Запись на доске и в тетради:

^ 12 (24 апреля) 1877 г. -Александр II подписал манифест о начале войны с Турцией.

Рассказ о ходе боевых действий сопровождается работой по карте (с озвучанием).

Стратегические важные пункты театра военных действий (учитель показывает на карте): Балканы делили территорию Болгарии на Северную и Южную. Шипкинский перевал связывал северную часть Болгарии с южной. Это был удобный путь для прохода войск с артиллерией через горы. Через Шипку шел кратчайший путь к городу Адрианоролю, т.е. в тыл турецкой армии. Перейдя Балканы, для российской армии было важно контролировать все крепости северной Болгарии, чтобы не допустить нападения турок с тыла.

Штурмы Плевны. Рассказ о 3-м неудачном штурме сопровождается фрагментом из фильма «Турецкий гамбит».

^ Работа с учебником

Прочитав о ходе военных действий по учебнику, учащиеся заполняют таблицу "Ход военных действий в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.": Дата Событие Или проводится беседа

  • Приведите примеры героизма российских и болгарских воинов, имена героев. (Отряд генерала И.В. Гурко освободил древнюю столицу Болгарии Тырново, захватил Шипкинский перевал. Оборона Шипкинского перевала. Падение Плевны. Осадой Плевны руководил герой обороны Севастополя инженер-генерал Э.Н. Тотлебен.)

  • Назовите основные сражения русско-турецкой войны. (На кавказском фронте российская армия захватила крепости Баязет, Ардаган. В конце октября 1877 г. Российские войска начали блокаду Карса - ключевой позиции турок на Кавказе, в ноябре крепость пала. Отряд Гурко в середине декабря заняла Софию, продолжал наступление в сторону Адрианополя и в январе 1878 г.
    овладел им. Отряд Скобелева вышел к Мраморному морю и 18 января занял пригород Стамбула - местечко Сан-Стефано. Только категорический запрет императора удержал Скобелева от взятия столицы Османской империи.) Успехи российских войск, разногласия среди турецкого правительства, усиление национально-освободительного движения на Балканах заставили султана предложить Александру II прекратить военные действия и начать мирные переговоры. Запись на доске и в тетради: 19 февраля (3марта) 1878г. - Сан-Стефанский мирный договор.

По договору;



Сербия, Черногория, Болгария - автономное Россия получила

Румыния получили княжество в составе южную Бессарабию,

независимость Османской империи г.Ардаган, Карс, Баязет.

Западноевропейские государства выразили свое несогласие с условиями Сан-Стефанского договора. Австро-Венгрия и Англия заявили, что он нарушает условия Парижского мира. Перед Россией возникла угроза новой войны, к которой она не была готова. Поэтому российское правительство вынуждено было согласиться на обсуждение мирного договора с Турцией на международном конгрессе в Берлине. Запись на доске и в тетради: Июнь 1878 г. - Берлинский конгресс

Западные державы стремились на конгрессе к ослаблению влияния России. Англия, Австро-Венгрия и Германия поддерживали в этом друг друга. В итоге был подписан Берлинский трактат, по которому территория Болгарии, получившая автономию, уменьшалась на 2\3, а остальная часть объявлялась турецкой провинцией. Австро-Венгрия получала право оккупировать Боснию и Герцеговину. Россия же возвращала крепость Баязет Турции. Англия оккупировала остров Кипр.

  • Почему Россия оказалась в одиночестве на Берлинском конгрессе?

  • Оцените результаты русско-турецкой войны. Как вы понимаете слова одного из современников, что на Берлинском конгрессе "успехи оказались неудачными, победы поражениями"?

Работа с документом и беседа по вопросам к нему (учебник Данилов А.А., КосулшаЛ.Г. История России. XIX век. - М., 2005; с.182-183, "С.Ю.Витте о русско-турецкой войне").

^ 3. Закрепление материала : Учащиеся показывают презентацию «Великий русский художник В.В.Верещагин» (Организуется работа с репродукциями картин В.Верещагина "Апофеоз войны" и "Шипка-Шейново").

Беседа с учащимися по вопросам:

  • Какой смысл, по вашему мнению, вложил художник в свои картины?

  • Какова общая идея?

  • Какова цена победы?

  • Как вы думаете, актуальна ли идея картин для нас, ведь прошло более 100 лет со дня их написания?

^ 4. Подведение итогов урока, анализируем вместе с учениками их деятельность на уроке (рефлексия), выставляю и комментирую оценки.

Война 1877-1878 г.г. - одно из главных событий в истории Балканского полуострова. Она принесла радость победы и горечь поражения. Но освобождение христианских народов Юго-Восточной Европы было исторической миссией России, и эту миссию она выполнила. И произошло это благодаря простому русскому солдату, который проявил мужество и удивительную стойкость. В Болгарии и России построено немало памятников воинской славы. Среди них небольшая часовня на площади у Ильинских ворот "Гренадеры своим товарищам... В память войны с Турцией 1877-1878 гг.". И если вам когда - нибудь придется увидеть этот памятник воинской славы, я надеюсь, вы вспомните и о той исторической миссии, которую Россия выполнила с честью, и о том, какой ценой была достигнута эта победа.

5. Домашнее задание.

$ 28.