velikol.ru
1



Занятие

по развитию речи


Тема: Рассказывание по серии картинок «Штанишки для мишки»

(подготовительная группа)


Воспитатель МДОУ д/с №2

«Сказка» г.Шагонара Р.Т.

Чусумаа Айслу Дозур-ооловна


Январь 2009г.


ЗАНЯТИЕ ПО СЕРИИ КАРТИНОК «ШТАНИШКИ ДЛЯ МИШКИ»


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ. Активация и актуализация словаря по теме «Профессия. Швея». Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок.

^ РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой моторики.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия. Воспитание доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

ОБОРУДОВАНИЕ. Доска, серия картинок П.Маклаковой «Штанишки для мишки», магнитофон и диск с записью музыкального сопровождения, выкройка штанишек из пластика и шнурки ( по числу детей), карточки с наложенными изображениями швейных принадлежностей (по числу детей), подставки под карандаши.

^ ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Выполнение шнуровки штанишек из пластика, разучивание песенки «Штанишки» и слов пальчиковой гимнастики «Наперсток».

ХОД ЗАНЯТИЯ.

^ 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПЕНИЕ ПЕСЕНКИ «ШТАНИШКИ».

Предлагаю детям занять места возле стульчиков, стоящих полукругом перед доской вместе с детьми поём песенку.

Для маленького мишки

Наташа шьёт штанишки.

В штанишках два кармашка,

А на кармашках – мышки.

Н.Нищева.

Вос-ль: Сегодня мы попробуем составить по картинкам рассказ. Это история про девочку Наташу и её мишку из нашей песенки. Садитесь на стульчики.

^ 2. РАССМАТРИВАНИЕ СЕРИИ КАРТИНОК «ШТАНИШКИ ДЛЯ МИШКИ». Беседа. Словарная работа. Развитие диалогической речи.

Дети садятся на стульчики. Воспитатель помещает на доску шесть картинок.

^ Вос-ль. Рассмотрите картинку и попробуйте расставить их по порядку.

Дети подходят к доске и расставляют картинки. Воспитатель помогает им, если это требуется.

^ Вос-ль: Вы правильно расставили картинки. Молодцы. Садитесь. Посмотрите на первую картинку. Кого вы на ней видите? Расскажите.

Дети: Наташа смотрит на своего любимого мишку. Мишка уже старый. У него нет глаза и одна лапа болтается.

^ Вос-ль. Давайте рассмотрим вторую картинку. Что делает Наташа?

Дети:. Наташа взяла нитки и иголку и стала пришивать мишке лапу.

Логопед. Верно. Наташа взяла шкатулку с нитками и пуговицами и принялась за починку старого друга.

^ Дети:. Она пришила мишке лапу, а потом – пуговицу вместо глаза.

Вос-ль. Рассмотрите третью картинку. Каким стал мишка? Что делает Наташа?

Дети:. Мишка стал как новый. А Наташа взяла красную ткань и стала вырезать из неё штанишки для мишки.

Вос-ль. Верно. Наташа стала кроить штанишки. Так говорят портные. Что мы видим на следующей картинке?

^ Дети:. Наташа сидит рядом с мишкой и шьёт ему штанишки. А на столе лежит аппликация – две весёлые мышки.

Вос-ль. Рассмотрите предпоследнюю картинку. Что делает Наташа?

^ Дети:. Наташа нашила на кармашки мышек, взяла утюг и стала гладить штанишки.

Вос-ль. И наконец, последняя картинка. Что вы видите на ней?

Дети:. Наташа надела мишке штанишки и решила подарить его своей сестренке Аришке.

В. Вы хорошо ответили на мои вопросы, а теперь давайте отдохнём.

^ 3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «НАПЕРСТОК». Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.

Я предлагаю детям пройти на ковер, встать в круг, сделать пальчиковую гимнастику.

Вышивает, шьёт иголка

Левая ладошка раскрыта, в правой – воображаемая игла.

Пальцу больно, пальцу колко.

Игла «шьёт» и задевает кончик указательного пальца левой руки.

А наперсток в тот же миг к девочке на пальчик прыг!

Делают движение, как будто надевают на палец наперсток.

Говорит иголке: «Шей!

Изображают, что шьют.

А колоться ты не смей!»

Ритмично грозят указательным пальчиком правой руки.

М.Кульская

^ 4. ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ «КТО СКОРЕЕ?».

Раздаю детям выкройки штанишек из пластика с дырочками по краю и цветные шнурки.

В. Давайте проведем соревнование и узнаем, кто из вас быстрее всех сможет сшить штанишки для мишки. ( Дети выполняют шнуровку. Все вместе они определяют победителя.)

^ 5.ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К РАССКАЗЫВАНИЮ (приглашаю детей на стульчики.)

Вос-ль. Давайте подготовимся к рассказу по картинкам. Рассмотрите их еще раз. Постарайтесь использовать в рассказе слова и словосочетания «принялась за починку», «стала кроить», «стал как новенький».

^ 6. КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАССКАЗ ПО СЕРИИ КАРТИНОК.

Начинаю рассказ, а дети продолжают.

Вос-ль: Давайте я начну рассказ. Был у Наташи любимый мишка. Бабушка подарила его девочке, когда та была совсем маленькой. Теперь мишка стал старым, потерял глаз, и одна лапа у него болталась. Наташе стало жалко мишку.

Ребенок: Она достала шкатулку с нитками и иголками, нашла пуговицу и принялась за починку старого друга.

Ребенок: Скоро мишка стал как новенький. И Наташа решила сделать ему подарок. Она взяла кусок красного шелка и стала кроить штанишки с карманами.

Ребенок: Девочка долго шила штанишки, потом украсила их весёлыми мышками.

Ребенок: Штанишки были готовы. Наташа принесла утюг и хорошенько прогладила их.

Ребенок: Девочка решила подарить своего любимца младшей сестрёнке.

^ 7. ПОВТОРЕНИЕ РАССКАЗА ОДНИМ ИЗ ДЕТЕЙ.

Штанишки для мишки.

Был у Наташи любимый мишка. Бабушка подарила его девочке, когда та была совсем маленькой. Теперь мишка стал старым, потерял один глаз и лапа у него болталась.

Наташе стало жаль мишку. Достала она шкатулку с нитками и иголками, нашла пуговицу и принялась за починку старого друга.

Скоро мишка стал как новенький. И Наташа решила сделать ему подарок. Она взяла кусок красного шелка и выкроила штанишки с кармашками.

Девочка долго шила штанишки для своего любимца, а потом украсила их веселыми мышками.

Наконец штанишки были готовы. Наташа принесла утюг и хорошенько прогладила штанишки.

Девочка решила подарить своего любимца младшей сестренке.

8. ^ УПРАЖНЕНИЕ «СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО».

Убираю картинки с доски.

В. А теперь я хочу проверить, умеете ли вы внимательно слушать. Я буду перечислять слова из рассказа, а вы определите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее. «шила», «пришила», «погладила», «нашила». Какое слово лишнее?

Д. Лишнее слово «погладила», потому что оно не образовано от слова «шить».

В. Хорошо. «Нитки», «лапа», «иголка», «пуговица». Какое слово лишнее?

Д. Лишнее слово «лапа», потому что это не швейная принадлежность.

В. Верно. Молодцы!

9. УПРАЖНЕНИЕ «ЧТО ТЫ ВИДИШЬ?»

Предлагаю детям пройти за столы, раздаю им карточки, ставлю на стол подставки с карандашами.

В. Какие швейные принадлежности вы видите в карточках?

Д. Ножницы, катушку с нитками, иголку.

В. Возьмите простой карандаш, обведите ножницы, потом раскрасьте их (дети выполняют задание, я оцениваю их работу).

10. ОКОНЧАНИЕ ЗАНЯТИЯ.

Убираю карточки и подставку с карандашами и подвожу итог занятия, оцениваю работу каждого ребенка.