velikol.ru
1

Тема урока: Весна: пробуждение природы.

Тип урока: ОНЗ.

Цели: познакомить учащихся с изменениями, происходящими в природе весной; научить определять последовательность событий в природе и их связи; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  1. учебник «Окружающий мир. 1 класс, часть 3» (А.А. Вахрушев)

  2. презентация к уроку

  3. музыка Чайковского «Времена года. Март»

  4. карточки для работы в парах

  5. динамическая картина

  6. репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

  7. карточки для работы в группах

  8. результаты опыта с ветками деревьев

  9. для опыта «Волшебное зерно»: стаканчики, садовая земля, песок, мелкие камни, пленка, семена растений, вода.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята.

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе, откроем некоторые её тайны. (Слайд 2)


Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями? (учитель)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество-

внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.


  1. Формулирование темы урока


- Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Слайд 3) (На фоне музыки Чайковского «Времена года. Март» звучит стихотворение, которое подготовил ученик)


Снег теперь уже не тот,-

^ Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

(С.Маршак)

- Определите тему нашего урока.

-Кому знакома музыка, которая сейчас прозвучала? Это музыка известного композитора Чайковского «Времена года.Март»

-Действительно, мы будем говорить о весне. И тема нашего урока называется «Весна – пробуждение природы».

- (Слайд 4)

Весна – природа пробуждается.

- Как вы понимаете слово «пробуждается»?


- Ребята, а какой вопрос хочется задать, исходя из темы нашего урока? (Благодаря чему природа пробуждается?)

Проблемный вопрос: Какие изменения происходят в природе весной и как они влияют на её пробуждение?


- Ребята, какие весенние месяцы вы знаете?

Запомните, месяц март получил свое название в честь бога Марса, апрель – значит даровитый, а май – в честь богини Майи. Ей люди приносили подарки, чтобы она осенью дала богатый урожай.


  1. Совместное открытие нового.




  1. Станция. - Нам пора отправляться в путешествие. А передвигаться мы будем необычным способом, с помощью телепартации. Закройте все глазки, повернитесь вокруг себя и хлопните три раза в ладоши. Откройте глазки. Мы оказались на первой станции «Признаки весны».

^ Работа в парах.

- Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.

(Дети работают по карточкам в парах) (Слайд 5)


Карточка № 1.


Стало холоднее. Стало теплее

Образовались проталины. Земля покрылась снегом.

День уменьшается. День увеличивается.

Река замерзает. Лёд на реке тает.

^ Листья распускаются. Листья желтеют.

Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд. Распускаются первоцветы.


- Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2? (Слайд 5)

- Давайте перечислим все признаки, которые остались. (Учитель на динамической картине показывает все изменения в природе)


- Давайте попробуем выделить самый главный признак. Почему тает снег, лед на реке? (День увеличивается и становится теплее)

- Да, весной начинает ярче и теплее светить солнце, потому, что к этому времени оно поднимается выше и солнечные лучи попадают прямо на нашу Землю, а чем прямее они будут попадать, тем станет теплее. Это связано с обращением Земли вокруг Солнца. С данным явлением мы будем знакомиться во 2-м классе. (На динамической картине учитель Солнце поднимает выше).

(Слайд 6) Особенно быстро сходит снег при дружной весне, под теплыми лучами весеннего солнца. ^ От таяния снега зависит такое природное явление, как половодье. На реках происходит быстрый подъём воды. Река переполняется водой, выходит из берегов и начинается грозное явление природы – наводнение, которое приносит людям много бед.


- Откройте учебники на с.38. (Слайд 7)

- Посмотрите на репродукцию картины. Знакома ли она вам? Кто помнит ее название?

- Это репродукция картины известного художника А.К.Саврасова.

- Какое время года изобразил художник?

- По каким признакам вы догадались? ( Снег начал таять, появились первые проталины, бегут ручьи, грачи вьют гнезда на деревьях, солнце ярко светит.)



  1. Первичное закрепление (обучение способам применения).


2. станция. - А нам пора отправляться дальше в путь. Давайте телепартироваться. Откройте глазки. Наша станция называется «Первоцветы».


^ Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр.40. Рассмотрите верхние рисунки. Что нарисовано?

- Так почему же эти растения называют первоцветами? (Зацветают первыми)

- Ещё эти растения называют раннецветущие (цветы появляются раньше, чем листья) (Слайд 8)

-У всех раннецветущих растений под землёй находится или утолщённое корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные вещества. За счёт этих запасов и тепла эти растения зацветают первыми, спешат опылиться и образовать семена до общего цветения.


-Мать-и-мачеха. Что готовят из листьев мать-и-мачехи? (из листьев готовят настойку для лечения простудных заболеваний)


-Из под снега расцветает

Раньше всех весну встречает? (подснежник)

-Также подснежник называют «галантус». Они бывают синие и белые.


-Как звали героиню произведения Н.Носова про Незнайку, которая готовила лекарства и лечила своих друзей? (Медуница)

- Почему она называется лекарственная?

(медуница-лекарственная четырежды меняет цвет: розовый – красный – фиолетовый – синий.)


(Слайд 9) –Какие еще знакомые растения вы увидели? (ландыш майский, ветреница дубравная).


- Рассказ заранее подготовленного ученика о подснежнике.

- Ребята, а как вы думаете, в чем состоит главная причина оживления в жизни растений?

Опыт.

- Давайте проверим. Подойдите все к окну. Вспомните, мы с вами 2 недели назад начали проводить опыт с ветками деревьев. Что мы делали? (Одни ветки поставили в воду на подоконник, другие поставили на подоконник без воды, третьи положили в холодильник)

- Что же произошло? Почему распустили листочки только те веточки, которые стояли на подоконнике в воде?

- Давайте сделаем вывод. Что необходимо растениям для того, чтобы распустили свои листочки? (Тепло и вода).


^ Охрана растений.

- Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.

- Представьте, если бы все люди сорвут по букету первоцветов. Что может произойти? Именно поэтому они занесены в Красную книгу. (Демонстрация книги).


- Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? (в лесу передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке; не собирать берёзовый сок)


3 станция. - А нам пора отправляться дальше. Закройте глазки. Телепартируемся. Откройте глазки. Посмотрите, мы оказались на станции «Вестники весны».

- Послушайте загадку и отгадайте, что же это за вестники?

^ Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку,

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боиться?

Угадали? Это …(птица)


Работа по учебнику.

- Рассмотрите рисунок на стр. 40. Какие птицы зимуют вместе с нами? (Синицы)

- А какие птицы прилетают весной?

- Как называют этих птиц? (Перелётные)

- Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех.


^ Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица…(грач)

(Слайд 10)


- Прочитайте на стр.41 народную примету о граче.


Доклад подготовленного ученика о граче.


Грач ежедневно уничтожает до 8 тыс. вредных червей и гусениц. Таким образом, он спасает посевы от насекомых вредителей.

- А кто же прилетает сразу после грача?

^ Мы построили вдвоём

Для гостей весенний дом,

А верней сказать – дворец.

Прилетай скорей …(скворец)

(Слайд 10)


- Прочитайте народную примету про скворца.


- Следующими прилетают жаворонки. (Слайд 10)

А вот синицы (Слайд 10) в марте, как только начинает пригревать солнце, возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У них появляются птенцы. Большая синица уничтожает в течение дня до 6 тыс. насекомых.

- В разгар весны прилетают дрозды, зяблики, горихвостки. (Слайд 11)

Одними из последних прилетают ласточки и стрижи. (Слайд 12)


- Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться)

- Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)


- Как люди заботятся о птицах? (Строят скворечники)

- Как надо поступить, если обнаружишь в лесу птичье гнездо?

- А ещё весной в лесу надо соблюдать тишину. Это время гнездования птиц.


  1. Практическая часть урока (начало формирования умений).


- Ребята, мы с вами пополнили свой багаж знаний. А теперь нам пора возвращаться обратно. Телепартируемся.


- Давайте ещё раз вернёмся к главному вопросу урока. ^ Какие изменения происходят в природе весной и как они влияют на её пробуждение?

- Теперь мы точно сможем на него ответить. Для этого мы поработаем в группах.


^ Работа в группах.

- Повернитесь друг к другу и образуйте группы по 4 человека. Ваше задание – составить рассказ о пробуждении природы весной по плану (Слайд 13)


Карточка № 2.

  1. Весна приходит к нам сразу после ________.

  2. Весенние месяцы – это_______________.

  3. Весну можно узнать по таким признакам_______,

  4. Какие раннецветущие растения появляются весной?

  5. Охрана раннецветущих растений.

  6. Какие птицы прилетают к нам весной?

  7. Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись?

  8. Какую пользу приносят птицы? Забота о птицах.


- Проверка. (Рассказ по цепочке с опорой на план. Выступает 1 человек от группы. Каждая группа озвучивает свои пункты плана).


- Ребята, вам понравилось проводить опыты? Давайте сейчас выполним еще один опыт, который называется «Волшебное зерно» Каждая группа посадит семена растений, а затем мы будем наблюдать и фиксировать, что будет происходить с нашими семенами.


^ Опыт «Волшебное зерно» (работа в группах).

- У вас на столе находится 1 пластмассовый стаканчик, садовая земля и песок, маленькие камешки, вода, полиэтиленовая плёнка.

1. Сделаем домик для растения. Сначала сделаем дренаж: чтобы вода не застаивалась на дне горшочка, положите в него камешки и присыпьте их песком. Поверх песка насыпьте садовой земли. Слегка уплотните её. Домик готов.

2. Полейте землю.

3. Сделайте в земле ямку глубиной примерно 1 см. Используйте для этого палочку.

4. Положите в углубление семя растения. Засыпьте сверху землей. Еще раз полейте.

5. Закройте горшочек пленкой. Под ней земля не высохнет, и будет сохраняться тепло. А значит и семя растения выживет. Пройдет немного времени и появится росток. Тогда можно будет снять пленку.

Все, что будет происходить с растением, мы будем записывать в дневник жизни растений.


  1. Подведение итогов.


- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

- Что было для вас самым интересным на уроке?

- Что было сложным? Вызвало затруднения?