velikol.ru
1

Тема урока: Водяной пар в атмосфере и облака.

Цель урока: устанавливать причинно-следственные связи содержания водяного пара в атмосфере, образования облаков и выпадения осадков

Задачи:

образовательные

1. Называть и показывать причины образования облаков, осадков.

2. Определять виды облаков, относительную влажность.

3. Объяснять особенности образования тумана.

развивающие

4. Развивать навыки устной речи, умения обобщать и делать выводы.

воспитательные

5. Прививать интерес и любовь к предмету. Воспитывать экологическое мышление.

^ Тип урока: комбинированный

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, парная.

Методы познания: проблемный, поисковый, сравнительный.

Средства обучения:

Учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. М.: Дрофа, 2005.

Раздаточный материал.

^ Техническое и программное обеспечение: компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point, Microsoft Word.


Интернет – ресурсы:

  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000009eb-1000-4ddd-7f74-5d0047fe0a3c/?from=000009d8-a000-4ddd-fb6d-170047fe04d3&interface=themcol

Облака и осадки, их виды и причины образования . Модель формирования различных форм облаков и видов осадков (компьютерная анимация).

  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/11188e3b-617c-d6b3-9e3d-8fcf2ac813c3/?from=523e4226-60b8-b9f7-d940-984745d86418&interface=catalog&class=48&subject=28

План урока.

1. Организационный момент

2. Постановка цели и задач урока.

    II.     3. Повторение и проверка домашнего задания .

4. Изучение новой темы:

а) водяной пар;

б) облака;

 III.      5. Закрепление новой темы.

IV.    6. Подведение итогов урока.

 

 

Ход урока

  1. Организационный момент на котором учитель устанавливает контакт с учащимися; формирует творческую, комфортную атмосферу, мотивирует учащихся на активную позицию в урочной деятельности.

  2. Цель урока: устанавливать причинно-следственные связи содержания водяного пара в атмосфере, образования облаков и выпадения осадков




  1. ^ Проверка домашнего задания.

Задания на знание понятий, фактов: Что такое ветер?

Чем отличается бриз от муссона? С помощью какого прибора определяют направление ветра? Какое значение ветра в природе и жизни человека?


^ Задания на знание закономерностей: От чего зависит происхождение ветра? В каком случае скорость ветра будет больше? 735 мм.рт.ст. и 750мм.рт.ст.

770 мм.рт.ст. и 730 мм.рт.ст.

Почему в жаркий день от леса веет прохладой?

^ Задание на причинно-следственные связи: В Индии к этим ветрам приспособились следующим образом. В сухой сезон года они выращивают хлопчатник, во влажный - рис. Какое явление помогает индийцам выращивать столь различные культуры? Где в России бывают муссоны? Как они влияют на климат этой территории?

  1. ^ Мотивация на новую тему урока.

(Перед объяснением новой темы урока учитель просит одного ученика намочить тряпку и вытереть ею классную доску)

1).Водяной пар.

На то, чтобы намочить классную доску ушло 10 грамм воды. Но прошло несколько минут – и доска сухая. Куда же делась вода? Испарилась.

Правильно ! Она превратится в невидимые капельки пара. И такого пара невидимого пара в земной атмосфере  огромное море. Можно сказать, что мы живем на дне огромного воздушно-водного океана. Правда, воду мы не видим, она как бы растворена в воздухе.

Демонстрация опыта.

Можно сделать вывод:

 Водяной пар – невидим, обнаруживает себя только при охлаждении. Приведите пример. (туман, роса)

Количество водяного пара в граммах в 1 м3 воздуха называется абсолютной влажностью воздуха.

Абсолютная влажность воздуха непостоянна, летом лужи высыхают быстрее, почему? Чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара он содержит. Воздух, который не может вместить больше   водяного пара, чем он уже содержит, называют насыщенным. Над сухой и теплой поверхностью водяного пара мало и такой воздух называют ненасыщенный. Воздух, который содержит меньше водяного пара, чем мог бы содержать называют ненасыщенным.

^ Работа с демонстрационной таблицей в учебнике. «Зависимость количества водяного пара в насыщенном воздухе от его t»

  1. Сколько граммов водяного пара может вместить 1 м3 насыщенного воздуха при его нагревании от 0градусов до 10градусов? От 20 до 30?

  2. Является ли воздух насыщенным, если при температуре +20градусов 1м3 его содержит 7г водяного пара? (нет, не хватает 10г до насыщения)

  3. Произойдет ли конденсация водяного пара при охлаждении 1м3, содержащего 7г водяного пара, до температуры +10? (нет, т.к. воздух будет ненасыщен).

Проблема:

- Почему утром появляется роса, а при восходе солнца она исчезает?

^ Установление причинно-следственной связи:

Например, днем температура воздуха была +30. Сколько воды могло содержаться в 1м3 воздуха? При условии, что он насыщен. Утром, температура упала до +10градусов. Сколько граммов воды может содержаться при этой температуре? (9г) Возникает вопрос. Куда девалась «лишняя вода»? Ответ. Вода выпала в виде росы. А куда исчезла утром? Температура утром повысилась, воздух превратился в ненасыщенный, началось испарение и вода исчезла.

Вода всегда выделяется при охлаждении воздуха, насыщенного водяным паром. ^ Относительная влажность насыщенного воздуха равна 100%.

Относительной влажностью называется отношение количества водяного пара, находящегося в воздухе, к тому количеству водяного пара, которое воздух может содержать при данной температуре. Задание: Найдите пример на стр. 121.

Определите относительную влажность, если при температуре +10 в воздухе содержалось 1г воды.

Решение: 9г – 100% х= 100

1г – х% 9

Ответ: 11% относительная влажность при +10.

Для измерения относительной влажности используют прибор гигрометр.



Почему образуется туман? (конденсация пара вблизи поверхности земли)


2).   2) Облака.  

.

Учитель: Что такое облако? Посмотрите на облако.

(Учащиеся смотрят на небо)

Учитель: Какие мысли у вас возникают? А если поднять туман выше?

Учитель: Что тогда произойдёт?

(Образуется облако)

^ Учитель: Запишите свои версии определений термина «облако»

Облако- туман, поднявшийся на определённую высоту.

Облака имеют разную форму и от этого имеют разные названия.

Применение ЭОР – анимация образования разного вида облаков.













^ Ученик: пользуясь учебником, заполняют таблицу.

Облака: Кучевые Слоистые Перистые

Сравнительная характеристика облаков

Виды облаков

Внешний вид

Высота образования

В какой сезон года

Причина образования

Кучевые


Белые «кучи ваты»

2-10 км

С весны по осень

При подъёме теплого воздуха (Г.: рис.78;К.:рис 92)

Слоистые


Большие валы оттенком, часто образуют сплошную облачность

Менее 2 км


В течение всего года

При контакте тёплого и холодного воздуха (Г.: рис.78; к.: рис 96)

Перистые


Похожи на белые волокна или перья

10-12 км

В течение всего года

В верхних частях тропосферы при контакте тёплого и холодного воздух (Г.: рис.78;К.:рис 96)



  1. Закрепление темы

Работа по карточкам.

Найти соответствие:

а) кучевые облака 1. появляются во все сезоны года

б) слоистые облака 2. Можно увидеть только в теплое время года

в) перистые облака 3. Похожи на белые волокна

4. высота образования не более 2 км.

5. образуются при контакте теплого и холодного воздуха

6. похожи на белые кучи ваты

7. образуются на высоте 2-10км

8. образуются на высоте 10-12 км, состоят из кристалликов льда

9. приносят ливни и грозы

10. наблюдаются в пасмурную погоду


  1. Итог урока (1 мин) Сегодня на уроке мы познакомились с еще одной темой. Я надеюсь, что знания полученные на уроках географии пригодятся вам в жизни. Ведь действительно огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок нам задает природа.

Ребята, вы согласны со мной?



  1. Рефлексия: ( 1 мин) Какие впечатления об уроке остались у вас?

Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями.

  1. Дом. задание ( 1 мин) п.40,41.



 

 

 

 

 

 



.