velikol.ru
1

Урок русского языка

2 класс. УМК «Перспективная начальная школа)

Тема урока: Деление текста на части. План текста.

Задачи урока: - продолжить знакомство с композиционными особенностями

строения текста;

- учить выделять в тексте смысловые части, озаглавливать части;

- воспитывать любовь к природе, зимующим птицам, бережное

отношение к ним;

- развивать коммуникативные и познавательные компетенции,

развивать речь обучающихся.

Оборудование: карточка №1 Тест по теме: «Текст», карточка №2 с текстом,

Карточка №3 « Дополни предложения словами», рисунки с

изображением синицы, поползня, сквера, рисунки с изображением

Маши и Миши, ребус, телеграмма, вырезанные из бумаги пятёрки.

^ Ход урока

  1. Оргмомент.

Звенит звонок, зовёт звонок.

Пора нам начинать урок.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня у нас урок развития речи. Узнайте тему урока, разгадав ребус.

( Слово «текст»)


Мы продолжаем работу над текстом. Будем учиться делить текст на части и

составлять план.

  1. ^ Повторение о тексте.

- Я вчера получила телеграмму от кота Матроскина.

Ребята, ваши друзья Маша и Миша попали в беду. Их украл Кощей. Если выполните все задания, то он их отпустит.

Кот Матроскин

- Вы считаете Машу и Мишу своими друзьями?

- Какие пословицы вы знаете о дружбе?

(Нет друга – ищи, а нашёл – береги. Старый друг лучше новых двух. Друзья познаются в беде. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Дружба как стекло, разобьёшь - не склеишь.)

- Поможем Маше и Мише?

^ Для этого нужно выполнить 1-ое задание.

Выполните тест по теме «Текст». (На каждый вопрос выберете один правильный вариант ответа и обведите в кружок соответствующую букву.

Обсуждайте вместе в группе, а один из вас будет отвечать. Когда выполните задание, поднимите сигнальную карточку).

^ Проверка теста с помощью сигнальных карточек.

  1. Работа над новой темой.

А) Возьмите карточку №2.

Перед вами текст.

- Сколько частей в этом тексте?

- Части переставлены местами. Вам нужно найти, где будет 1, 2, 3 части.

Слева в квадратах укажите правильную последовательность частей цифрами 1, 2, 3.

Накормив любимца, Слава отходил в сторону

и ещё долго наблюдал за птицами.


Кормушку для птиц Слава смастерил сам

и устроил её в сквере на большой берёзе.


Первыми всегда появлялись синицы.

Следом прилетел поползень.

Он даже не ждал, когда Слава положит

в кормушку крошки хлеба и семечки.

Клевал их прямо из рук мальчика.

Славе было очень приятно чувствовать

птицу на своей руке.

^ Проверка выполненной работы с помощью сигнальных карточек.

Б) Словарная работа.

В тексте вам встретилось слово сквер.

- Что такое сквер?

Откройте толковый словарь №1. Найдите слово сквер. Прочитайте, что обозначает это слово.

^ Сквер- это небольшой сад в городе. В нём могут быть фонтаны, детские площадки, беседки.

В) Показ иллюстраций с изображением скверов.

- Посмотрите, какие скверы находятся в городе Санкт-Петербурге.

^ Г) Анализ текста.

- О чём говорится в тексте? ( О том, как Слава сделал кормушку и кормил птиц.)

- Какие птицы прилетели к кормушке?

(Показ рисунков с изображением синицы, поползня.)

- Какова главная мысль текста?

(Что главное хотел сказать автор?)

(Зимой птицам голодно, и их нужно подкармливать. Птицы - наши друзья.)


- Найдите предложение, в котором выражено главное переживание автора текста.

( Какие чувства испытывал его герой?) (Славе было очень приятно чувствовать птицу на своей руке.)

- Найдите предложения, которые соответствуют данному рисунку. (Он даже не ждал, когда Слава положит в кормушку крошки хлеба и семечки. Клевал их прямо из рук мальчика.)

- Как можно озаглавить текст? ( Кормушка для птиц. Верные друзья.)

- Какое из этих названий отражает тему текста, какое- главную мысль текста?

5.Физкультминутка.

Все захлопали в ладоши

1,2,3.

Застучали наши ножки

1,2,3.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки,

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.

Гимнастика для глаз.


  1. Работа над планом текста.

-Какому плану соответствует исправленный текст?

А) План

1. Слава смастерил кормушку.

2. Пернатые гости.

3. Наблюдение за птицами.


Б) План

1. Пернатые гости.

2) Слава смастерил кормушку.

3) Наблюдение за птицами.


- Запишите в тетрадь название текста, которое вам больше понравилось и план под буквой А.

- От ваших правильных ответов Кощей становится всё добрее и добрее.

^ 6. Работа в тетради.

Сейчас выполните следующее задание Кощея.

- Откройте рабочую тетрадь 2, стр. 78, упр.97. Прочитайте текст и разделите его на 3 части по смыслу.

^ Проверка выполненной работы с помощью сигнальных карточек.

Словарная работа.

Опилки – мельчайшие частицы материала, образующиеся при его обработке пилой. Древесные опилки, металлические.

Составление плана текста.

- В каждой части выделите главное и озаглавьте. Получится план текста.

План

  1. В глаза попали соринки.

  2. Ветер несёт опилки.

  3. Синицы ищут насекомых.




  1. Составление текста.

- Возьмите карточку №3. Дополните предложения словами так, чтобы получился текст.

Наступила ___________. Выпал ___________ снег. Дети слепили ____________. Нос сделали из __________, глаза – из ___________. Всем ребятам было очень ____________.

^ Проверка выполненной работы с помощью сигнальных карточек.

7.Итог урока.

- Что нужно сделать, чтобы составить план текста. (Разделить текст на части и озаглавить каждую часть.)

- Молодцы! Все задания Кощея вы выполнили, и он отпустил Машу и Мишу. Встречайте их!

- Они благодарят вас за помощь, и за хорошую работу все вы получаете «5».

^ 8. Домашнее задание.

Откройте дневники и запишите домашнее задание. Тетрадь №2, упр. 96, стр.77.


Карточка №3.

Дополните предложения словами так, чтобы получился текст.

Пришла ________. Ярко светит _____________. По дорогам бегут _______ ручьи. На реке треснул ________. Вернулись в родные края __________. Все рады ________.


^ Карточка №3.

Дополните предложения словами так, чтобы получился текст.

Пришла ________. Ярко светит _____________. По дорогам бегут _______ ручьи. На реке треснул ________. Вернулись в родные края __________. Все рады ________.


^ Карточка №3.

Дополните предложения словами так, чтобы получился текст.

Пришла ________. Ярко светит _____________. По дорогам бегут _______ ручьи. На реке треснул ________. Вернулись в родные края __________. Все рады ________.


^ Карточка №3.

Дополните предложения словами так, чтобы получился текст.

Пришла ________. Ярко светит _____________. По дорогам бегут _______ ручьи. На реке треснул ________. Вернулись в родные края __________. Все рады ________.


Карточка №3.

Дополните предложения словами так, чтобы получился текст.

Пришла ________. Ярко светит _____________. По дорогам бегут _______ ручьи. На реке треснул ________. Вернулись в родные края __________. Все рады ________.


Карточка №3.

Дополните предложения словами так, чтобы получился текст.

Пришла ________. Ярко светит _____________. По дорогам бегут _______ ручьи. На реке треснул ________. Вернулись в родные края __________. Все рады ________.