velikol.ru
1
n=Тема урока: Начало правления Петра Первого. Цели урока: -образовательные~sz=113371;pg=1;te=Сравнить состояние России и стран Западной Европы, накануне проведение Петровских преобразований~cat=~t=Урок~!~

Тема урока: Начало правления Петра Первого.

Цели урока:

-образовательные:

- Рассмотреть исторические условия вступления Петра на престол,

- Сравнить состояние России и стран Западной Европы, накануне проведение Петровских преобразований;

- Выявить необходимость преобразований и условия для их проведения;


- развивающие:

- учить умению самостоятельно работать с учебной и методической литературой;

- логически выстраивать аргументацию собственной позиции;

- работать в группе;

- развивать умение самостоятельно вычленять причины и следствия событий, явлений.

- воспитательные:

- воспитывать потребность заниматься самостоятельной интеллектуальной деятельностью,

-воспитание патриотизма, гражданственности, высокой нравственности.


^ Тип урока: изучение нового материала.


Проблемный вопрос: Роль Петра 1 в истории Российского государства.

  1. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Какие ассоциации у вас возникают со словом Петр I? (составление кластеров)


^ Оборудование урока:

- мультимедийный проектор,

- доска,

- подготовленный раздаточный материал.

Основные понятия:

- династия, регент, монархия, реформы.

^ Дата проведения: 10 февраля 2012 года.

Класс: 7 «А»

Домашнее задание: определить итоги и последствия начала правления Петра I (обязательно для всех), используя полученную на уроке информацию и текст учебника(§ 17); составить кроссворд, тестовые вопросы, синквейн или текст с ошибками.


^ ХОД УРОКА:

Сегодня на уроке мы начинаем с вами разговор о правителе, чья историческая деятельность и самое главное ее последствия для судеб России и Европы, вызывает споры до сих пор. Действительно, времена не выбирают, в них живут и умирают. Многие историки делят историю России на периоды до его правления и после него. Тема раздела «Россия в эпоху Петра Великого». (1слайд презентации)

  1. Вызов (…не знают всех обстоятельств).

Ну а вам в течение многих уроков придется изучать эти многочисленные обстоятельства и ответить на вопрос, который красной нитью пройдет через всю изучаемую тему.

^ Проблемный вопро всей темы: Роль Петра 1 в истории России.

? Какие ассоциации вызывает у Вас это имя? Что Вы знаете об этом правителе и его делах?

? Каждый русский князь или царь получал по своим делам прозвище: Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый, Иван Калита, Иван Грозный, Всеволод Большое Гнездо. А вот Петру какое бы прозвише дали вы?

Слайд 1.

Тема нашего урока: «Начало правления Петра 1».

Слайд 2.

Основные задачи урока:

  1. Рассмотреть исторические условия вступления Петра на престол,

  2. Сравнить состояние России и стран Западной Европы, накануне проведение Петровских преобразований;

  3. Выявить необходимость преобразований и условия для их проведения;

17 век в истории России – время новых явлений в экономике, политике, культуре. Но это с одной стороны, а с другой…Век - бунташный. Итоги этого века были очень противоречивы. Да и в царских хоромах было неспокойно…

? Вспомните, пожалуйста, что такое династия и какие династии известны Российской истории. К какой из династий относился Петр 1? С какого времени считается правление этой династии?

Мы начинаем с Вами работать: перед Вами находятся листы с заданиями и вопросами и исторические источники о петровской эпохе.

Ваша задача: найти правильный ответ на поставленный вопрос.

«Корзина идей»

Слайд 3 игра «Угадай, кто я?»

1. Царь Алексей Михайлович был женат дважды. Первая жена подарила ему 13 детей. До взрослого возраста дожили 6 дочерей и два сына. Сыновья, Федор и Иван, не отличались крепким здоровьем, зато дочери были все как на подбор, круглолицы и румяны. Среди них особенно выделялась царевна Софья.

Второй женой царя стала Наталья Кирилловна Нарышкина, происходившая из старинного, но небогатого рода. Она подарила ему троих детей, старшим из них был Петр.


^ Алексей Михайлович

(1645-1676)

Мария Милославская Наталья Нарышкина

Федор Софья Иван Петр

1676-1682 Регент с 1982 Царствовали вместе с 1682 г.


После смерти Алексея Михайловича царем был провозглашен его старший сын Федор. Болезненного юношу, бояре чуть ли не на руках внесли в царскую палату и посадили на трон. Он получил прекрасное образование. Имел успехи и любовь к стихосложению, философии и риторике. Смерть в 1982 году прервала многие планы царя, не оставив прямых наследников.

Следующий сын Алексея Михайловича способностями государственного деятеля не обладал. 15-летний юноша был слабым и болезненным, страдал цингой и эпилепсией, имел слабое зрение и дефект речи. Австрийский дипломат отмечал, что Иван «говорил слабым и неясным голосом, а когда вставал, чтобы спросить о здоровье императора, то едва мог стоять на ногах, и его поддерживали два камергера под руки».

  1. Осмысление

Слайд 4.

Совсем другим был младший брат Федора и Ивана – 10-летний Петр. Живой, подвижный, царевич рос крепким и смышленым ребенком. С 6-го месяца начал ходить, с года не расставался с любимыми игрушками – лошадкой, пушечками и барабаном. В два года мальчику подарили серебряный кораблик. В Кремле по приказу царя Федора, любившего своего младшего брата и крестника, выкопали прудик. Там Петруша плавал в легком суденышке. Любовь к военному делу и морю осталась у него на всю жизнь.

В день рождения Петра отец повелел снять с новорожденного «меру» - измерить длину и ширину его тельца – и написать икону таких же размеров. Петр носил эту икону всегда с собой.

Слайд 5. На пятом году к царевичу был приставлен воспитатель Никита Моисеевич Зотов. Он постоянно приносил из оружейной палаты Петру книги: историческим предметам, дипломатии, географии, военному искусству. Заказывал для него «потешные тетрадки» - с красочными изображениями воинов, кораблей и городов. Но хорошего образования Петр не получил, многое осваивал потом сам. Помогала неистощимая любознательность. Царевич всему учился охотно и впоследствии писал бегло, но с многочисленными ошибками. Знания были отрывочными, и Петр так и остался малограмотным, писал, как слышал – «хто здес, книшка, афицер, сталяр».

Пробелы прерванного образования Петр потом восполнял в течение всей жизни. На печати, которой он запечатывал отправляемые им из-за границы письма, Петр вырезал девиз "Аз семь в чину учимых и учащих мя требую". Этому девизу Царь оставался верен до конца своих дней.

Слайд 6.

Во время регенства сестры Петр жил в подмосковном Преображенском. Здесь он чувствовал себя на воле, в нем крепло ощущение внутренней свободы, его не сковывали жесткие рамки дворцовых правил этикета. Природная одаренность Петра, его тяга к знаниям и практическому опыту в сочетании с настойчивостью и упорством дали удивительные плоды.

Слайд 7. Петр любил физический труд. Он плотничал, работал в кузнице, осваивал самые неподходящие царю профессии. И, как все мальчишки любил играть в войну.

Из детей двух окрестных сел он собирал мальчишек – так начали формироваться два полка Семеновский и Преображенский, которые станут основой новой русской армии – ее гвардией. Сам Петр прошел все ступени воинской службы и получил впоследствии звание полковника Преображенского полка. Постепенно из «потешных» полки становились серьезной военной силой.

Привлекло Петра и корабельное дело. В Измайлове Петр нашел старый английский ботик, когда-то принадлежавший Алексею Михайловичу. На нем Петр обучался управлению кораблем на реке Яузе. Позднее Петр назовет ботик «дедушкой русского флота».

В 1689 году Петра женили на Евдокии Лопухиной. Женитьба делала Петра совершеннолетним. Он сам теперь мог управлять государством.

Слайд 8-9.

8. Софья была встревожена не на шутку. Для укрепления своих позиций она решила использовать старый метод – восстание стрельцов. Но на этот раз план дал осечку. Постепенно многие бояре, патриарх, служилые люди приходили в Преображенское и присягали на верность Петру. Софья была отправлена в монастырь. Так в 1689 году Петр стал самостоятельным государем. Брат Иван скончался через 7 лет, и с 1696 года Петр стал единодержавным царем России.


^ Слайд 10-17 . Сподвижники Петра I

Слайд 18-21. Азовские походы

Слайд 23-24 Великое посольство

Слайд 25. Стрелецкий бунт

III. Рефлексия Слайд 26. Таков был непростой путь Петра к власти. И современников, и потомков Петра будет поражать необычайная сила и своеобразие его личности. Энергия и разносторонность сочетались в нем с грубостью, а порой и жестокостью. Целеустремленность, трудолюбие - с пристрастием к пирушкам и забавам весьма низкого толка. Неприхотливость, простота в общении - со страшными вспышками ярости и рукоприкладством; далеко не полноценное образование - с постоянной тягой к знаниям, особенно военным и техническим; его чисто "сухопутное" происхождение - с любовью к кораблям и морю; наконец, его глубочайший патриотизм - с уважением, а в молодости и с преклонением перед западной культурой.

Но этот путь был прост, если смотреть на тот путь, который Петру предстояло еще пройти.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник –
Он всеобъемлющей душой,
На троне вечный был работник.

Наследство Петру досталось незавидное.

? Как выглядела Россия по сравнению с Западной Европой?

? Какие трудности предстояло решить Петру 1 в начале правления?

^ На доске характеристики. Задание – разобрать где характерные черты развития Западной Европы, а где черты развития России 17 века.

Выбрали.

? Таким образом: перед нами те проблемы, которые вставили перед Россией, и которые нужно было решать Петру 1.

- Отставание от стран Западной Европы.

- В Англии и Нидерландах широкое строительство мануфактур,

- развитие морской торговли,
- захват колоний.

------------------------

- Крепостное право – беда России, причина отсталости,

- отсутствие выхода к морям,

- отсутствие морского торгового и военного флота,

- отсутствие торговли,

- отсутствие армии нового образца.

- устарела система государственных учреждений.


^ Таким образом: КАКОЙ вывод можно сделать, что нужно было сделать в России?


О мощный властелин судьбы,

Не так ли ты над самой бездной

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

Действия Петра были резкими, часто жестокими, не всегда хорошо подготовленными, но они характеризуются историками как первая не только в российской, но и в мировой истории масштабная модернизация страны с использованием западного опыта. А последствия и величие этого опыта определять Вам. Проблемный вопрос, поставленный в начале урока остается открытым и будет постепенно решаться Вами в течение изучения самого великого периода в истории Российского государства.

ВАМ предлагается проблемное домашнее задание: Вводная фраза: я считаю, что России нужны были или не нужны были реформы, определить итоги и последствия начала правления Петра I (обязательно для всех), используя полученную на уроке информацию и текст учебника(§ 17); составить кроссворд, тестовые вопросы, синквейн или текст с ошибками.

Работа проводится по П О П С – формуле:

П – позиция «Я считаю, что…»

О – обоснования «Потому, что…»

П – пример «Например…»

С – следствие «Поэтому …»


А установочными фактами и помощью для вас будет следующая информация:

Для того чтобы достигнуть уровня, на который вывел Россию Петр I, двигаясь с привычной российской неспешностью, как написал, например, русский историк XVIII века М.М.Щербатов в своем сочинении “О повреждении в России” потребовалось бы 200 лет.

^ СЛАЙД 27 .Поэтому и время 2012 год – стал годом истории России, чем подчеркивается важность воспитания подрастающего поколения.

На память о сегодняшнем уроке, Я подготовила и раздам Вам памятки-алгоритмы характеристики исторической личности, памятку-алгоритм к изучению материала о войнах, памятка на сравнение исторических событий и явлений. Эти материалы помогут Вам не только в изучении материала о правлении Петра 1. Но и в любом материале при подготовке к ЕГЭ. (схема уже проверена).

На исторических чтениях в честь 200-летия Петра прозвучали слова, которыми я бы и закончила сегоднящний урок: “То нетленное наследство, которое оставил он нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение... пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие”.


1. Данный урок проводится в соответствие с КТП учителя. Урок является первым, вводным уроком к новому разделу «Россия в эпоху петровских преобразований».

2. Урок проводится в 7 «А» классе. Уровень класса оценивается как средний. Класс занимался по учебнику Е. В. Пчелова.

3.Цели урока соответствуют теме (см. выше).

4. Организационное начало урока:

-готовность учителя к уроку: наличие плана урока, конспекта, пособий, дополнительного материала;

-готовность учащихся: наличие учебников, тетрадей;

-готовность кабинета: кабинет проветрен, соблюдены санитарные нормы.

5. Организационная структура урока.

1. проведено мобилизующее начало урока, где озвучены не только тема раздела, урока, но и определен проблемный вопрос ко всей изучаемой теме, т.к. его решение – это тема последнего урока в данном разделе.

-тип урока: изучение нового материала с использованием технологии работы в парах.

-структура урока (части) соответствуют содержанию и поставленным целям;

-соблюдены логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока;

- урок насыщенный, темп проведения высокий;

- оборудование урока: дополнительная методическая литература, презентация, распечатка дидактических материалов, использование ДВД и СД дисков.

2. Изучение нового материала: ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ

в парах, разбор задания с помощью технологии метаплана, опора на презентацию. Организация работы учащихся над вопросами к источникам.

3. Обобщение изученного материала. Домашнее задание по формуле ПОПС.

4. Оценивание учащихся.

5. Рефлексия.

6. Анализ методики проведения урока (общепедагогические и дидактические требования к уроку).

-используемые методы обучения соответствуют содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса;

-разнообразие приемов и методов: методы (словесные, наглядные, практические);

-по логике передачи знаний использован индуктивный метод – от частного к общему;

-по степени самостоятельности: репродуктивные и проблемно-поисковые методы;

-соблюдались основные дидактические принципы: научность, системность и последовательность, наглядность, доступность, дифференциация и индивидуальный подход;

-разнообразные приемы и методы подачи материала: задания разного характера, опорный конспект, работа с конспектом, с историческими источниками, в парах, словарная работа, постановка проблемного вопроса.

-сочетание фронтальной, парной и индивидуальной форм работы;

-наблюдалась связь теории и практики; межпредметная связь;

-материал подавался эмоционально;

-эффективно использовались наглядные пособия, раздаточный материал, ТСО;

- использовались технологии: ПОПС и мета-плана;

7. Анализ работы и поведения учащихся на уроке:

-класс работал в силу своих возможностей;

-тема вызвала интерес, внимание и прилежание на уроке среднее;

-требования учителя выполнялись;

-сочетание различных форм работы учащихся;

-проведена рефлексия;

8. Анализ деятельность учителя.

-темп, дикция, эмоциональность речи учителя способствуют хорошему усвоению материала;

-наличие обратной связи с учащимися;

-организация индивидуальной и коллективной деятельности;

-обеспечение благоприятной психологической обстановки на уроке;

-

9. Анализ итогов урока.

- выставление оценок;

-домашнее задание и его посильность;

-рефлексия

-выполнение плана урока.