velikol.ru
1

Тема. Правила взаимоотношений с другими людьми. Находчивый ёжик.

Классный руководитель Смирнова Т.В.

Педагог-психолог Еремина Т.И.

Цель. Профилактика агрессивности обучающихся начальной школы.

Задачи.

  • Изучение причин агрессии младших школьников.

  • Формирование у детей моральных представлений, системы поведения и взаимоотношений

  • Развитие способности понимать эмоциональное состояние.

  • Коррекция эмоциональной сферы обучающихся.

  • Нравственное воспитание.

УУД

  • Использовать в речи слова вежливости.

  • Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

  • Создавать портрет героя сказки (положительный, отрицательный), оценивать конкретную жизненную ситуацию.

  • Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, предотвращать конфликты

^ План занятия.

1. Активизирующая игра «Дождик».

Ребятам учитель предлагает изобразить хлопками дождик, который идет сначала медленно, потом усиливается, ливень и обратно до наступления хорошей погоды.

2. Релаксационное упражнение «Прогулка по лесу»

- Дождик закончился, и мы можем отправиться на прогулку в лес. Закройте глаза и попробуйте представить то, что я буду говорить. Далее учитель рассказывает то, что он видит идя по тропинке в лес, описывает погоду, деревья, цветы, бабочку, паучка и т.п. и тем же путем возвращается обратно.

- Понравилось ли вам гулять по лесу?

3. Сказкотерапия “ЁЖИК”– методика получения обратной связи.

Учитель предлагает детям послушать очень интересную историю, которую ему поведал один маленький ёжик из этого леса. При этом детям показывается красочный рисунок, где изображен счастливый и улыбчивый ёжик.

– Ребята, я хочу рассказать вам одну историю, которая произошла в этом сказочном лесу. Её мне рассказал маленький ёжик, а ещё он просил рассказать эту историю вам. Итак – начинаем!

Все ежи на свете – колючие. Не правда ли? На них столько острых иголок, что не дотронешься даже. А по головке погладить – и вовсе нельзя. Поэтому их никто никогда и не приласкал ни разу. Но нашему ёжику все-таки повезло. Как это произошло? А вот как.

Брёл ёжик по лесу. Видит – пень торчит. А на том пеньке сидит Зайчонок и кашу манную из тарелки ест. И не просто ест, а столовой ложкой. Съел Зайчонок всю кашу и сказал:
- Спасибо, мама!
Подошла к Зайчонку мама Зайчиха, по головке лапкой погладила и похвалила:
– Молодец! Какой у меня воспитанный сынок растёт!
А Ёжику, которого никто никогда не гладил так ласково, вдруг стало грустно. До того грустно, что он даже заплакал. Увидела Зайчиха, что Ёжик плачет, и спрашивает:
– Кто тебя обидел?
– Никто не обидел, – отвечает Ёжик.
– А почему тогда у тебя слезинки на глазах?
– Потому, что вы Зайчонка…погладили…лапкой.
– Разве тебя мама не гладит?
– Не гладит. Никто меня не гладит.
- Я бы тебя, малыш, погладила, если бы…если бы ты не был таким колючим, – пожалела ёжика Зайчиха.
– Конечно, она бы тебя погладила, – вмешался Зайчонок. – Но можно очень даже просто лапу уколоть.
– А если я не буду колючим? – вдруг спросил Ёжик.
– Тогда другое дело, – говорит Зайчиха. – Но ведь это невозможно!
– Возможно! – крикнул Ёжик и стал кувыркаться, стал кататься по земле до тех пор, пока не нацепил на свои иголки целый ворох опавших листьев. Он стал похож на пестрый разноцветный шарик. Когда шарик этот подкатился к Зайчихе, она сразу не поняла, в чем дело. Но Ёжик просунул сквозь листья черную кнопочку носа и пробормотал:
– Теперь я…совсем…не колючий. Правда?
Зайчиха улыбнулась и погладила Ёжика.
– Молодец! – сказала она. – Ах, какой находчивый Ёжик растет!


– Ребята, когда Ёжик рассказал свою историю, ему захотелось узнать: есть ли в нашей школе детки, похожие на ежиков, которых никто и никогда не погладил и не приласкал. А чтобы Ёжик быстрее об этом узнал, я предлагаю вам нарисовать ему рисунки и отправить их по почте в сказочный лес. В этом вам помогут вопросы, которые интересовали Ёжика. А вопросы такие:

  1. Твоя мама часто гладит тебя по головке, прижимает к себе или она этого не делает совсем? Если часто, то нарисуй солнышко, если редко – нарисуй ёлочку, а если только ругает – нарисуй тучку.

  2. Тебе хочется, чтобы мама чаще называла тебя ласково и нежно? Если да – нарисуй солнышко, если тебе всё равно – нарисуй ёлочку, а если тебе это не нравится – нарисуй тучку.

  3. Бывают случаи, когда человека все раздражает вокруг, все ему не нравится. Если с тобой это происходит часто – нарисуй тучку, если редко – нарисуй елочку, ну а если тебе всегда с людьми легко и никто тебя не раздражает – нарисуй солнышко.

  4. Нашего ёжика не мог никто погладить из-за иголок, и он от этого очень страдал. А есть ли у тебя такие “иголки”, которые появляются у тебя даже тогда, когда тебе этого не хочется. Если “иголки” появляются часто и они тебе мешают дружить с ребятами – нарисуй тучку, если это происходит редко, иногда – нарисуй ёлочку, а если этого не происходит никогда – нарисуй солнышко.

  5. Когда ты приходишь в школу, в свой класс ребята рады тебя видеть, а ты радуешься встрече с ребятами или нет? Если тебе приятно видеть всех ребят – нарисуй солнышко, если приятно видеть только некоторых детей – нарисуй елочку, ну а если тебе не хочется никого видеть, не хочется ни с кем общаться – нарисуй тучку.

Спасибо, ребята, за ответы. Я думаю, что у вас все будет хорошо.

А теперь ребята все ваши рисунки мы положим в конверт и отправим по почте Ёжику в его сказочный лес. Если кому-то из вас хочется написать или нарисовать свою историю, похожую на историю Ежика, вы можете это сделать после уроков или дома и принести свои письма мне, а я их отправлю в сказочный лес.

4. Интерактивная игра «Агрессивный человек».

Цели. В ходе этой игры дети могут разобраться в том, что они называют агрессивным поведением.

- Ребята! Что значит, когда говорят про человека: «Ощетинился, как ёж!» или «Он колючий, как ёж!»?

- Как живет человек, когда он колючий, как ёж? Он радуется? Он помогает своим друзьям?

С ним хочется дружить? С ним хочется гулять? С ним хочется вместе трудиться? С ним хочется делиться секретами и разговаривать?

- Такой человек называется агрессивным.

Интерактивная игра «Рецепт злой колдуньи»


- Скажите, ребята, злая колдунья может желать добра? Конечно нет! Она варит свое колдовское зелье по особому рецепту. Колдует, ворожит… Она создает злого, агрессивного ребенка… Но в свое зелье колдунья добавляет не травы не лягушачьи лапки, а плохие черты характера. Давайте подумаем, какие черты характера надо добавить в зелье, чтобы получился агрессивный ребенок? (Дети предлагают свои варианты: драчливость, злость, обидчивость, зазнайство, жестокость, жадность, безжалостность, эгоизм, враждебность вредность, кулаки, громкий голос, порция жестокости и т.д.) (Работа на доске).

- Бывают ли дети, которые проявляют свою агрессию не кулаками, а другим способом?

- Ребята! Когда нас колют иголкой нарочно, то мы как себя ведем? Нам больно, обидно, мы злимся и начинаем защищаться, то есть тоже становимся агрессивными. Значит, агрессия порождает агрессию, раздражение.


5. Психотехника «Цветопись» (у детей на столе карточки с изображением квадратов и кругов)

Ребята, изобразите, пожалуйста, настроение колючего и неколючего ёжика: раскрасьте цветными карандашами квадраты.


6.Упражнение «Изобрази эмоцию» (изображение круга превращают в мордочку колючего и неколючего ежика, сравнивают)


7.Рефлексия «Интересное-полезное»

- Ребята, вам понравилось наше занятие? Что мы узнали сегодня для себя полезного? Интересного? Что больше всего запомнилось? Как вы думаете, каким не нужно человеку быть? А с каким хочется дружить, общаться? Поднимите такого ежика, какое у вас сейчас настроение. Спасибо Вам за работу.


Самоанализ внеклассного занятия в 1 в классе

«ЁЖИК» по профилактике детской агрессивности с использованием метода сказкотерапии.

Занятие проводилось совместно с педагогом-психологом в рамках методической недели «Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе»

Наблюдая детей младшего школьного возраста, замечаешь, как много ребятишек, агрессивно настроенных по отношению к своим сверстникам. Такие детки тяжело идут на контакт. Я считаю, что данная методика поможет многим учителям и психологам получить необходимую информацию для изучения причин агрессии ребенка. В основе методики лежит сказка М. Пляцковского «ЁЖИК» Данная методика направлена на изучение агрессии младших школьников через получение обратной связи путем погружения в сказку. Ребенку, чтобы заглянуть в себя и точнее выразить свое впечатление от восприятия, необходимы игровой и эмоциональный компоненты: соучастие, сочувствие, сопереживание. Ему важно увидеть образцы разного поведения и важно сравнить, сопоставить, отождествить себя с этими лицами с целью определения своей ситуации, своего состояния. В связи с этим естественнее всего предложить ребенку сказку, атмосфера которой будет узнаваема для него. Кроме диагностического характера, методика носит и психотерапевтический характер, так как ребенок непроизвольно “примеряет” ситуацию на себя.

В рамках развивающих занятий по профилактике агрессивности целесообразно использовать упражнения и игры на воспроизведение отдельных черт характера с целью осознания детьми отрицательных черт своего характера и осознания модели желательного поведения. После проведения игры обязательно необходимо предложить детям проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Всякий раз, подчеркивая ценность выводов, сделанных самими детьми. В качестве вспомогательных средств для профилактики агрессивности можно использовать рисование и музыку. Рисование помогает снять напряжение у детей. Графическое отреагирование особенно важно для тех детей, которые не могут выразить свои конфликты и осознать из-за бедности своего эмоционального словаря.

Проведена обработка полученного материала.




1

2

3

4

5

Солнышко

 18-82%

 15-68%

 15-68%

 16-73%

 7-32%

Облачко

 2-9%

 4-18%

 5-23%

 3-14%

 14-64%

кактус

 2-9%

 3-14%

 2-9%

 3-14%

 1-4%

В результате получили, какой процент учащихся и кто из детей подвержен агрессии; определены пути дальнейшей работы с детьми и их родителями.