velikol.ru
1


Технологии развития критического мышления

Что же означает понятие «критическое мышление»? По поводу его определения существует большое разнообразие мнений и оценок. Некоторые исследователи объединяют понятия: «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и т.д., – и с этим можно согласиться, вспомнив этимологию слова «критика» (от греческого kritike – «оценка, разбор, обсуждение»); следовательно, «критический» – «делающий оценку, разбор».

Критическое мышление (альтернатива – догматическое) можно понимать как творческое, аналитическое и конструктивное мышление.

Критическое мышление – интерактивное, творческое, рефлексивное мышление. Мыслить критически – значит, понять и осознать собственное «я» быть объективным, логичным, воспринимающим другие точки зрения.

Данный тип мышления:

  • помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни;

  • предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор;

  • повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией.

Идея развития открытого критического мышления, возможность формирования навыков критического мышления нашли свое отражение в технологии развития критического мышления.

Критическое мышление в контексте педагогической науки предполагает сформированность следующих рациональных способностей:

  • умение работать с информацией: сбор информации, «активное чтение», анализ качества информации;

  • рассмотрение ситуации (учебной задачи, проблемы) в целом, а не отдельных ее моментов;

  • выявление проблемы, ее четкое определение, выяснение ее причины и последствий, построение логических выводов;

  • выработка собственной позиции по изучаемой проблеме, умение найти альтернативы, умение изменить свое мнение в зависимости от очевидного.

Технология помогает ученику овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию. Технология объединяет известные и новые методические приемы в определенной логике построения урока (занятия).


^ Приёмы технологии РКМ

Приёмы стадии вызова

Верные и неверные утверждения ("верите ли вы"), ключевые слова.

Кластеры

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди

Инсерт

Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Эффективная лекция

Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле "вызов - осмысление - рефлексия". Для организации деятельности используется прием "Бортовой журнал".

Дерево предсказаний

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.

Дневники и бортовые журналы

Графические формы организации материала могут стать ведущим приемом на смысловой стадии. Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.

Толстые и тонкие вопросы

Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Таблицы

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Рассмотрим несколько табличных форм. Это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ, таблица "Что? Где? Когда? Почему?".

Чтение с остановками

Работа с художественными текстами. Особенности художественных текстов и возможности работы с ними.

Работа в группах

Ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим. Целью приема "Зигзаг"является изучение и систематизация большого по объему материала, на текстах меньшего объема применяется прием "Зигзаг-2"(автор Славин), игра "Как вы думаете?"-игра с карточками для группы из 4-х - 6-ти человек.

Дискуссии

Это технологии, которые вырабатывают у учащихся опыт совместной деятельности, дискуссия "совместный поиск" затрагивает один из аспектов текста, то "Перекрестная дискуссия" (Олверманн) позволяет увидеть текст в целом, его идею, проблемы.

Письмо

Прием, позволяющий высказать свою точку зрения на человека - "Очерк на основе интервью", создание "личностного" текста. Формы письменной рефлексии: Синквейн, Эссе.

Приёмы проведения рефлексии

Устная форма. "Двухрядный круглый стол" имеет своей целью обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников. Письменная форма.Портфолио

Стратегия "Fishbone"

Модель постановки и решения проблемы, позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем ( поле проблем).

Стратегия "РАФТ"

Социо-игровое задание: Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).


^ Тема урока: «Воды Мирового океана»

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

Образовательные технологии: ИКТ, приём критического мышления (Бортовой журнал), элементы критического мышления, практическая работа с картами.

Цели и задачи урока:

Цели:

  • cформировать представления о Мировом океане;

  • вспомнить важнейшие свойства вод Мирового океана;

  • изучить особенности распределения температур, солёности и прозрачности по поверхности океана.

Задачи:

Образовательные: сравнение температуры, солёности, прозрачности водных масс, значение Мирового океана.

Развивающие: продолжить формирование понятий солёности, температуры, прозрачности воды; развивать познавательный интерес  учащихся, умение работать в   группе,  сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать потребность получения знаний на основе собственных выводов.

^ Используемые учебники и учебные пособия: учебник «География материков и океанов. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений» И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев, М. Дрофа 2007 г., атлас по географии для 7 класса.

^ Используемая методическая литература: С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.

Используемое оборудование: карта полушарий или физическая карта мира, географические атласы, компьютер, мультимедиа проектор, раздаточный материал (см. Приложения), жетоны для стимулирования ответов учащихся.


Используемые ЦОР: видеоролик «Океаны», мультимедийная презентация MS PowerPoint «Воды Мирового океана».

План урока

  1. Организационный момент

  2. Видеоролик 2 мин.

  3. Этап вызова

  4. Изучение нового материала

  5. Практическая работа

  6. Подведение итогов урока

  7. Домашнее задание

Ход урока

  1. Организационный момент

Класс разбит на 4 группы.

II. Просмотр видеоролика «Океаны»

Презентация «Мировой океан». Сравнить площадь суши и океана на диаграмме в учебнике стр. 46, рис. 22 (Слайд 5).

Площадь суши значительно меньше чем океана.

Откуда же взялась такая масса воды?

Сообщение учащегося «Происхождение вод Мирового океана» (Слайд 6).

У
чащиеся выполняют в тетради в виде схемы:


(Слайд 7)


^ III. Этап вызова

Предлагается в группах рассмотреть контурную карту с заданием (Приложение №1).

Каким цифрам на карте соответствуют следующие географические объекты водных масс?

Дать характеристику водных масс (по температуре, солёности, прозрачности).

^ IV. Определить температуру поверхностных вод, используя карту (Слайд 8).

При проведении исследования мы узнаем о свойствах океанических вод и конце исследования нас ожидает небольшая проверочная работа, которая покажет, насколько внимательны вы были. Вам предстоит множество наблюдений, анализ карт, записывайте, пожалуйста, все результаты в Бортовой журнал (рабочую тетрадь) и помните, что аккуратность заполнения – залог научных достижений.

Приложение №2.

^ Распределение температуры поверхностных вод (Слайд 9).

90˚ с. ш. (ответ – 17˚C)

60˚ с. ш. (ответ + 4,8˚C)

30˚ с. ш. (ответ + 21˚C)

0˚ ш. (ответ + 27˚C)

Вывод: температура поверхностных вод зависит от географической широты


(Слайды 10, 11)

По окончании работы с этой схемой следует рассмотреть проблему образования льдов в океане. (Слайды 12-14).

- При какой температуре замерзает морская вода? (Солёная вода замерзает при t˚ - 2˚C)

- В каких широтах образуется лёд? Каким он бывает по продолжительности существования, по динамичности?

Далее рассмотрим изменение температуры с глубиной (в умеренных широтах) (Слайд 15)

^ 0 м (ответ: +16˚C)

200 м (ответ: +15,5˚C)

1000 м (ответ: +3,8˚C)

5000 м (ответ: +2,8˚C)

В тетради начертить график, откладывая по оси абсцисс глубину, а по оси ординат - температуру воды.

Оказалось, что разность температур между поверхностными и глубинными слоями воды, которая, к примеру, на экваторе составляет около 20˚C, можно использовать для производства электроэнергии. В настоящее время в Абиджане (Берег Слоновой Кости) действует электростанция, основанная на этом принципе.

^ Изменение солёности с широтой (в промилле) Приложение №3 (карта солёности).

(Слайды 16, 17)

^ Экватор (ответ: 34)

Тропики (ответ: 35,8)

Умеренные (ответ: 33)

Вывод: самая высокая солёность океанской воды в тропических широтах

(Слайд 18)

^ Изменения солёности по океанам (в промилле)

Тихий (ответ: 34,8)

Атлантический (ответ: 35,5)

Индийский (ответ: 34,8)

Северный Ледовитый (ответ: 32)

Вывод: самый солёный океан Атлантический


Слайд (19)

^ Изменения солёности по частям океана (в промилле)

Средиземное море (ответ: 39)

Чёрное море (ответ: 18)

^ Красное море (ответ: 42)

Баренцево море (ответ: 35)

Карское море (ответ: 10)

Вывод: море тропического пояса имеют большую солёность, чем моря умеренного пояса


(Слайд 20)

При переходе кораблей из воды малой плотности в воду высокой плотности их осадка меняется. Некоторые танкеры могут при этом изменить свою осадку на 0,4 м.

^ Прозрачность морских вод на примере морей

(Слайд 21)

Белое (ответ: 8 м)

Баренцево (ответ: 11-13 м)

Саргассово (ответ: 66,5 м)

Средиземное (ответ: 60 м)

Вывод: прозрачность вод тропических морей выше, чем морей умеренного пояса



(Слайд 22)

Максимальная прозрачность вод океана обнаружена в Саргассовом море. Она равна 66м. В некоторых оживлённых портах и в устьях рек она не превышает 1м. (Слайд 23).

Надев маску акваланга, мы можем вдоволь налюбоваться подводными пейзажами. И всякий кому это удавалось делать, замечал, что у поверхности воды солнечный день так и остаётся солнечным, светлым, окрашенным в золотистые тона. Он разве лишь чуть-чуть подёрнут таинственными, голубоватыми сумерками. Но если Вы нырнёте поглубже, сумерки сгустятся. Давайте воспользуемся свидетельством первого человека, спустившегося в 1930 году в батискафе в морские глубины – Уильяма Биба. «Глубина 6 метров: лучи света похожи на лучи, проникающие сквозь окна церкви. Глубина 78 метров: цвет быстро становится голубовато-зелёным. Глубина 183 метра: вода – голубая синева. Глубина 189 метров: вода – тёмная, сочная синева. Глубина 290 метров: вода имеет чёрно-синий, мутный цвет. Глубина 610 метров: полная, чёрная как смоль темнота…»

(Слайд 24)

О том, что такое водные массы ученики читают по учебнику. Сильные ученики могут вывести определение этого термина сами, им можно сделать подсказку:

- О каких массах мы уже говорили? (О воздушных массах).

- Знаем ли мы, что такое воздушная масса? (Да).

Дальше учащиеся справятся сами. После того как сильные ученики сформулировали определение, а остальные учащиеся переписали из учебника, все варианты сверяются (Слайд 25).

^ V. Практическая работа «Сравнение температуры, солёности и прозрачности водных масс»

(Слайд 26)

Работу можно оформить в виде таблицы:


^ Типы водных масс

Температура

Солёность

Прозрачность

Экваториальные

Высокая

Низкая

Высокая

Тропические

Высокая

Высокая

Высокая

Умеренные

Меняется по сезонам года

Низкая

Низкая

Полярные

Низкая

Средняя

Средняя

(Слайд 27)

Значение Мирового океана – сообщение учащегося (Слайды 28-31).

VI. Подведение итогов. Стадия рефлексия

- Посмотрите на доску и скажите, достигли мы сегодня на уроке поставленных целей?

- Вспомнили ли то, что планировали?

- Где Вам пригодились знания предыдущих уроков?

- Научились ли мы тому, что хотели?

VII. Домашнее задание: §9, записи в тетради.