velikol.ru
1


Транспортная логистика


Транспортная логистика

  • Типология задач

  • транспортного хозяйства:

  • организационные;

  • экономические;

  • перевозочные;

  • сервисные.



Транспортная логистика

  • Организационные задачи включают:

  • диспетчирование транспортных перевозок по ряду основных операций (проведение коммерческого осмотра грузов, проверка транспортных средств, осуществление переадресации грузов и т.п.);

  • разработку нормативной базы (норм загрузки транспортных средств, норм естественной убыли и т.д.);

  • проведение подготовительных процедур (подготовка необходимой перевозочной документации, маркировка грузов, осуществление погрузочно-разгрузочных операций, формирование грузов в соответствующий транспортный пакет, составление грузового плана для различных видов транспорта).



Транспортная логистика

  • Экономические задачи включают:

  • анализ и оценку использования терминальных перевозок в международном сообщении;

  • анализ и оценку переменных затрат, связанных с перевозкой грузов (затраты на топливо, смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт и т.п.);

  • анализ и оценку постоянных затрат, связанных с перевозкой грузов;

  • анализ и оценку логистических составляющих издержек хозяйственной деятельности;

  • оценку соотношения себестоимости перевозок грузов и оборотных средств, вложенных в грузы (стоимость грузовой массы), находящиеся в процессе транспортировки;

  • определение величины высвобожденных оборотных средств при ускорении доставки грузов;

  • оптимизация расходов на транспортные операции (начально-конечные операции, перемещение грузов, дополнительные операции);

  • минимизацию по стоимостному критерию средств технической оснащенности фронтов погрузки и выгрузки.



Транспортная логистика

  • Перевозочные задачи включают:

  • выбор оптимальных вариантов транспортировки грузов (системы доставки грузов, выбор вида или нескольких видов транспорта и т.п.);

  • составление рациональных маршрутов движения транспортных средств;

  • расчет графиков движения транспортных средств по различным маршрутам;

  • использование различных видов транспорта;

  • разработка гибких схем маршрутизации перевозок;

  • рациональное использование транспортных средств по грузоподъемности (осуществление комбинированных перевозок, использование дополнительного оборудования в процессе перевозки, разработка оптимальных схем укладки грузов в транспортное средство);

  • транспортировку грузов (доставка грузов грузополучателям в установленные сроки, осуществление развоза мелкопартионного груза в места назначения).



Транспортная логистика

  • Сервисные задачи включают:

  • осуществление возврата многооборотной тары с организацией ее доставки;

  • выбор логистических посредников с позиции оптимизации заданных заказчиком критериев;

  • отслеживание грузов при прохождении границ сопредельных государств;

  • предоставление информации об организациях, обслуживающих участников логистической цепи;

  • получение документов для экспортно-импортных грузов;

  • выполнение таможенных формальностей и контроль оплаты таможенных пошлин, сборов и других расходов, связанных с транспортировкой;

  • хранение, складирование, сортировка, комплектация грузов;

  • информационные услуги, страхование и охрана грузов.



Транспортная логистика

  • Конкретные задачи, стоящие перед транспортом:

  • максимальное удовлетворение потребностей в транспортных услугах;

  • снижение затрат на транспортировку грузов и эксплуатацию транспортных средств;

  • повышение качества транспортировки — надежности доставки грузов получателям, максимальной сохранности грузов;

  • совершенствование средств связи и обеспечения безопасности движения;

  • соблюдение мер по охране окружающей.



Транспортная логистика

  • Существующие модели перевозки грузов:

  • унимодальная  один вид транспорта, единые проездные документы, один диспетчерский пункт;

  • интермодальная  распределение ответственности за груз между участниками перевозки, различные тарифы и перевозочные документы для всех участников процесса (логистических операторов);

  • мультимодальная  один генеральный перевозчик, единые тарифы (ставки фрахта), единый транспортный документ;

  • трансмодальная  единые транспортно-проездные документы на перевозку грузов различными видами транспорта;

  • амодальная  один диспетчерский пункт, различные маршруты движения транспортных средств, единые тарифы, единая ответственность за груз;



Транспортная логистика

  • Принципы функционирования

  • приведенных моделей:

  • единый коммерческо-правовой режим;

  • комплексный подход к решению финансово-экономических вопросов организации перевозок;

  • единый организационно-технологический подход к управлению перевозками;

  • координация действий всех посредников, участвующих в процессах транспортировки.



Транспортная логистика

  • Особенности и преимущества

  • железнодорожного транспорта:

  • относительно низкая себестоимость перевозки грузов;

  • регулярность транспортировки независимо от метеорологических условий и времени года;

  • возможность сооружения железнодорожных путей практически на любой сухопутной территории;

  • возможность массовых перевозок с высокой провозной способностью, и значительной скоростью;

  • возможность создания прямой связи между крупными промышленными предприятиями с использованием подъездных железнодорожных путей и доставки грузов без перевалок;



Транспортная логистика

  • Особенности автотранспорта:

  • универсальность подвижного состава, предназначенного для перевозок широкого спектра различных грузов.

  • осуществление прямых доставок без перевалок грузов и сведение к минимуму количества погрузочно-разгрузочных операций;

  • возможность доставки грузов потребителям транспортных услуг с высокой скоростью (по скоростным характеристикам автомобильный транспорт уступает только воздушному), что повышает вероятность доставки груза точно в срок;

  • наличие значительной маневренности автомобильного транспорта а в некоторых случаях возможность выбора более короткого маршрута движения;

  • низкая провозная способность из-за малой грузоподъемности и вместительности автомобилей;

  • высокая себестоимость перевозки грузов.



Транспортная логистика

  • Особенности внутреннего водного транспорта:

  • низкая себестоимость перевозки грузов;

  • сезонность перевозки грузов и ограничение движения погодными условиями;

  • значительно меньшие капитальные затраты по сравнению с сухопутным транспортом;

  • высокая провозная способность.



Транспортная логистика

  • Особенности морского транспорта:

  • практически неограниченная провозная способность (сдерживающие факторы ― производительность портов и пропускная способность каналов);

  • низкие капиталовложения в обустройство путей сообщения, достаточно низкая себестоимость перевозочного процесса;

  • уникальная роль в обслуживании внешнеторговых связей.



Транспортная логистика

  • Особенности воздушного транспорта:

  • доставка срочных грузов, например, медикаментов, гуманитарной помощи, скоропортящихся грузов;

  • доставка грузов в труднодоступные для сухопутного и водного транспорта территориальные образования;

  • достаточная маневренность подвижного состава при значительной беспересадочной дальности полета;

  • кратчайшие расстояния воздушных маршрутов по сравнению с маршрутами на других видах транспорта.



Транспортная логистика

  • Общие для всех видов транспорта

  • качественные показатели работы:

  • сроки и регулярность доставки грузов;

  • приспособленность к транспортным свойствам;

  • надежность работы и удобство использования транспортных средств;

  • экономичность — возможность минимизации затрат, связанных с перевозкой грузов;

  • достижимость синхронизации циклов «производство — транспортировка — реализация;

  • возможность обеспечения выполнения требуемых объемов грузовых;

  • возможность выполнения грузовых перевозок с применением прогрессивных транспортных технологий;

  • возможность оптимизации свободных тарифов на перевозку грузов при своевременном обеспечении грузовладельцев информацией об изменении их величины.



Транспортная логистика

  • Основные факторы,

  • влияющие на процесс формирования тарифов:

  • применяемая методология;

  • спрос и предложение на услуги транспорта;

  • затраты на транспортные операции;

  • прибыль (прибыль от объема перевозок, прибыль на капитал);

  • стабильность цен и прибыли;

  • качество (уровень транспортного обслуживания);

  • конъюнктура (мировые цены, внешнеторговые цены, контрактные цены).



Транспортная логистика

  • В тарифных системах отражаются следующие параметры перевозочного процесса:

  • сроки нахождения грузов в процессе транспортировки, в первую очередь дорогостоящей, дефицитной и скоропортящейся продукции;

  • степень разукрупнения одновременно отправляемых или получаемых партий грузов;

  • количественная и качественная сохранность грузов при транспортировке;

  • возможность графиковых поставок грузов по дням и часам;

  • развитость комплексной механизации трудоемких погрузочно-разгрузочных работ и технологий доставки грузов.



Транспортная логистика

  • Тарифная политика предусматривает:

  • рационализацию форм управления системой тарифообразования на транспорте;

  • разработку и управление механизмами индексации тарифов на транспорте;

  • воздействия тарифными инструментами на повышение качественных характеристик транспортной продукции;

  • разработку тарифных условий как факторов развития конкуренции;

  • учет спроса на перевозки;

  • установление паритетных экономических взаимоотношений транспорта и потребителей его услуг;

  • согласование тарифной и финансовой политики на транспорте.



Транспортная логистика

  • Основные задачи транспортных тарифов

  • в рыночных условиях:

  • обеспечение воспроизводства транспорта;

  • формирование рациональных транспортных связей и оптимальное распределение перевозок между видами транспорта;

  • обеспечение точного отражения транспортных издержек на все виды продукции;

  • гарантирование согласованности интересов предприятий транспорта и потребителей транспортной продукции;

  • обеспечение эффективного использования транспорта и повышения качества его работы.



Транспортная логистика

  • В зависимости от степени регулирования уровня тарифов они классифицируются на:

  • Фиксированные тарифы ― устанавливаются по согласованию с государственными органами и являются обязательными для всех участников транспортного процесса;

  • Регулируемые тарифы — предприятия транспорта устанавливают их самостоятельно с учетом системы налогового регулирования доходов предприятия;

  • Договорные тарифы — устанавливаются предприятиями транспорта по соглашению с заказчиками исходя из необходимых затрат на перевозки (работы или услуги) и уровня их рентабельности;

  • Свободные тарифы — устанавливаются предприятиями транспорта самостоятельно с учетом спроса и предложения на рынке транспортных услуг.



Транспортная логистика

  • Условия, обеспечивающие

  • эффективность тарифных систем на транспорте:

  • наличие стимулов для повышения производительности и снижения затрат;

  • наличие стимулов для повышения качественных параметров транспорта;

  • гибкость по отношению к рыночной конъюнктуре;

  • По признаку целевого назначения

  • различаются следующие виды тарифов:

  • общие — применяются в обычных условиях для основной массы грузовых отправок;

  • исключительные — применяются в виде надбавок и скидок к общим тарифам с целью балансирования спроса и предложения на рынке транспортных услуг;

  • льготные — применяются при перевозке целевых грузов в адрес отдельных получателей;

  • местные — применяются на территории одной железной дороги.



Транспортная логистика

  • По видам отправок различают тарифы:

  • повагонные — предусматривают оплату за весь вагон и исчисляются по фактической массе груза;

  • контейнерные — предусматривают оплату за перевозку одного контейнера и рассчитываются в соответствии с его грузоподъемностью;

  • потонные — применяются при перевозке грузов (как правило, массовых) в цистернах и полувагонах;

  • тарифы на малотоннажные и мелкие отправки, исчисляемые на единицу веса груза;



Транспортная логистика

  • Виды грузовых тарифов

  • на автомобильном транспорте:

  • сдельные, устанавливаемые на 1 тонну — предусматривают оплату за фактически перевезенную массу в зависимости от расстояния перевозок и класса груза;

  • исключительные, устанавливаемые на 1 тонно-километр — плата взимается за перевозку массовых навалочных грузов автомобилями-самосвалами;

  • повременные — предусматривают оплату за час работы грузового автомобиля и может учитывать пробег, выполненный автомобилем за время его использования;

  • покилометровые — ставка установлена на 1 км. пробега;

  • на условиях платных автотонно-часов — разновидность повременного тарифа — ставка установлена на 1 час использования 1 тонны грузоподъемности автомобиля.



Транспортная логистика

  • Судовая отправка — партия груза одного наименования, предъявляемая к перевозке в одном пункте отправления в один пункт назначения в количестве, достаточном для полной загрузки судна.

  • Сборная отправка — предъявляемая к перевозке партия груза весом более 20 т., но менее судовой.

  • Мелкая отправка — партия груза весом менее 20 т.

  • Фрахт — единовременная цена, величина которой определяется двусторонним соглашением между фрахтовщиком (продавцом услуг) и фрахтователем (покупателем услуг) и фиксируется в договоре на морские перевозки в каждом отдельном случае соглашения сторон.



Транспортная логистика