velikol.ru
1


ТРУДНОСТИ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ. КАК ПОМОЧЬ ПЕРВОКЛАССНИКУ.

Троицкая Г.Ю

педагог-психолог, ГБОУ школа «Тутти»

Санкт-Петербург


Приход в школу — это коренное изменение всего уклада жизни ребенка. Это новый режим, новые требования, новые условия жизни, новые отношения и, конечно же, принципиально новый вид деятельности. Самостоятельно справиться с проблемами этого непростого периода ребенку не под силу. И здесь как никогда ему потребуется поддержка, помощь и понимание родителей.

О трудностях адаптации к школе слышали или читали многие родители. Но даже и такие все равно полагают, что этот процесс длится дней 10, ну, максимум две недели.

А потом решают: ребенок уже привык, все в порядке, пора за дело. И начинают предъявлять к нему вполне серьезные требования: чтоб был дисциплинированным, внимательным, чтобы красиво писал, чтобы не уставал...

Прежде всего хочется подчеркнуть, что адаптация не заканчивается ни через две недели, ни даже через месяц.

Она длится как минимум два месяца, а то и весь первый год учебы. И на протяжении всего этого времени родители могут сталкиваться с самыми разнообразными проблемами, каждая из которых требует своевременного и бережного решения.

Проблемы эти можно разделить на 2 группы:

  • функциональное состояние и здоровье ребенка, возможность физически выдержать школьные нагрузки

  • психологическая адаптация в новом коллективе сверстников, взаимодействие с учителем.


Первые 3-4 школьные недели в детском организме происходит настоящая физиологическая буря. Организм ищет, как реагировать на изменившиеся нагрузки. И практически все его системы — сердечно-сосудистая, эндокринная, дыхательная, нервная — функционируют в экстремальном режиме.

Ребенок здоровый, спокойный, уравновешенный может справиться с этой бурей без особого труда. Но таких детей не очень много, в лучшем случае, 30%. Остальным же 70% такую нагрузку выдержать очень сложно.

^ Часто болеющие дети быстро истощаются и утомляются. Для них сложен не только первый и последний уроки, но и второй, и третий. А если после 4 урока есть еще факультативные занятия (например, музыка), ребенок занимается уже из последних сил.

Непоседы. Это не обязательно дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные). И если нет жестких требований, их активность может оставаться в пределах нормы. Но высидеть 4 урока такому ребенку тоже не под силу просто потому, что сидеть в неподвижной позе 35-40 минут подряд и напряженно слушать — это сложнейшая статическая нагрузка.

^ Медлительные дети. Им безумно сложно, потому, что они медленно включаются в работу. Из-за того, что не успевают за темпом работы всего класса, они находятся в постоянном напряжении и в результате переутомляются, ничего толком не сделав.


Помимо физических нагрузок, первоклассник сталкивается и с проблемами психологической адаптации. Необходимо искать общий язык с новыми незнакомыми сверстниками. Причем, в школе, где много возможностей для спонтанных не подконтрольных взрослым контактов между детьми, процесс этот может проходит довольно сложно и болезненно.

Кроме того, нужно выстроить отношения с учителем, приспособиться к темпу его речи, к громкости и, конечно, понять, каковы его требования и ожидания. Это колоссальная эмоциональная нагрузка, справиться с которой непросто. И потому буквально в первые недели ребенок приходит домой с жалобами на головную боль, усталость. Может снизиться аппетит, нарушиться сон, часто без причин меняется настроение. Иногда даже появляются навязчивые движения. Все это — неврозоподобные расстройства, и они свидетельствуют о напряженности психологической адаптации.

^ Что же могут сделать родители, чтобы помочь первокласснику адаптироваться к новой жизни? Едва ли не самое важное — рациональный и жесткий режим дня:

  • Вставать и ложиться в одно и то же время. Ночной сон должен составлять не менее 10 часов.

  • После школы обязательно хотя бы час погулять. Ни в коем случае нельзя сразу садиться за уроки (кстати, их выполнение в 1 классе не является таким уж обязательным)

  • После 18 ( в крайнем случае 19) часов — никаких домашних заданий. В это время лучше спокойно поиграть, если есть возможность — прогуляться перед сном и вовремя лечь спать.


Обязательно обращайте внимание на любую жалобу - дети никогда не жалуются просто так!


И, наконец, еще один главный совет — не делать проблемы из возникающих трудностей. Все школьные трудности преодолимы. Только родители должны быть конструктивными в своей помощи, не ругать, не корить, не стыдить, а действительно предлагать разные пути решения.