velikol.ru
1

УДК 316
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ФАКТОР
ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА

Сандрюков Николай Андреевич, аспирант кафедры психологии
и социальной работы, sna_1923@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
В представленной статье проводится сравнительный анализ ценностных ориентаций молодежи Московского региона, определяющих политическую самоидентификацию молодежи столичного региона.

Ключевые слова: молодежь, политическая идентичность, ценностные ориентации, конфликт ценностей, политическая активность.
This article presents a comparative analysis of value orientations of youth in Moscow region, determining the political identity of youth of the capital region.

Keywords: youth, political identity, value orientations, conflict of values, political activity.
Политическая идентичность молодежи в рамках тематики изучения социально-политической активности представляет особый интерес, поскольку формирование политической культуры молодого поколения происходит в условиях форсированной замены традиционных ценностей на новые «демократические», «общечеловеческие», «западные», что в свою очередь в ближайшем будущем будет определять как политический, так и культурный вектор развития страны.

В условиях нестабильности мировых процессов и их колебаний между глобальным и локальным политическая идентичность характеризуется как одна из наиболее динамичных, в отличие, например, от идентичности религиозной или этнической [6. С. 64].

Политическая идентичность молодого поколения современной России должна анализироваться не с точки зрения оценки политических предпочтений (политические программы, партии и лидеры) и самоотождествлений молодежи. Данный подход имеет право на использование, однако сегодня он мало репрезентативен в силу высокого уровня недоверия молодежи к власти. Существенно интересней взгляд на политическую идентичность молодого поколения через изучение политической активности молодежи. Такой подход активно используется в идее «политики идентичности», когда поддержка политических лидеров со стороны населения возникает не в результате общности интересов, а в силу политических воздействий на идентичности людей.

Современной молодежи, по мнению российских социологов, присущ конфликт ценностей, обусловленный такими факторами, как многообразие национальных культур, трудности межпоколенческих коммуникаций, влияние средств массовой информации, глобализирование социокультурного пространства и т.д. [2. С. 59].

Данные социологического исследования показали, что неоднозначность ценностных ориентаций наблюдается при оценке патриотических настроений молодежи. Патриотические установки в данном случае исследовались с помощью оценки чувства гордости за страну и миграционных настроений молодежи. Такая позиция обоснованна, т.к., по мнению 78% населения, патриот должен не только любить Родину, но и гордиться ею. На вопросы «Гордитесь ли Вы своей страной-» и «Если бы Вам предложили контракт, который предполагает выезд за границу на постоянное место жительства, Вы бы согласились-» было получено большинство утвердительных ответов (табл.1 и табл.2).
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Гордитесь ли Вы своей страной-», %

Варианты ответов

Всего

Москва

Московская область

гос. вузы

негос. вузы

гос. вузы

негос. вузы

да

65,0

59,7

57,5

68,4

68,8

нет

10,3

13,5

13,9

7,6

9,3

не знаю

24,7

26,8

28,6

24,0

21,9


Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «Если бы Вам предложили контракт, который предполагает выезд за границу на постоянное место жительства, Вы бы согласились-», %


Варианты ответов

Всего

Москва

Московская область

гос. вузы

негос. вузы

гос. вузы

негос. вузы

да

47,0

41,2

44,6

49,6

48,8

нет

20,5

23,4

19,8

19,1

20,7

не знаю

32,5

35,4

35,6

31,3

30,5



Такие данные указывают на разнонаправленность ценностных ориентаций и наличие в сознании молодежи противоположных социальных позиций. Причем эти позиции настолько сильны, что распространяется как на московскую, так и на региональную молодежь.

На сегодняшний день примерно треть (28%) всей российской молодежи хотела бы родиться и жить не в России, а в другой стране, что подтверждает неустойчивость идентичности российской молодежи.

В 2010 году автором было проведено исследование, целью которого было изучение представлений молодежи о патриотизме и существующей системе патриотического воспитания. В ходе исследования оценивалось содержание и направленность патриотических установок молодежи, устанавливалось понимание молодым поколением смысла категории «малая родина», выделялись элементы идентификации, связанные с этим понятием, выявлялись наиболее значимые идентичности молодежи.

Отличительной чертой патриотических установок молодых людей оказалась противоречивость их позиций. Большинство молодых людей воспринимали патриотизм как необходимый элемент современного государства, призванный сохранить единство нации. Участники исследования сами в процессе фокус-групп подчеркивали, что, обсуждая тему патриотизма и национальной культуры, они перерождаются внутренне, мыслят немного в ином контексте, чем в компании сверстников, где – «меняемся в худшую сторону», «становимся как все», «больше думаем о себе, меньше о стране». При этом отмечалось, что за идеями любви к Родине и гордости за свою страну и культуру должны присутствовать общность интересов и установки на соответствующие действия. Однако при самоназвании у молодых людей преобладали такие позиции, как «индивидуальность», «личность», «студент», тогда как с патриотами, россиянами или русскими идентифицировали себя только двое молодых людей, несмотря на то, что беседа затрагивала вопросы национальной и государственной идентичности.

Составляющие патриотизма, которые отражают сущность национально-культурной идентичности (привязанность к родной земле, языку, традициям), оказываются более значимыми по мере развития чувства патриотизма у молодежи. Чувство патриотизма не всегда связано с практическими действиями в соответствии с патриотическими ориентациями. О неустойчивости и противоречивости идентификаций молодого поколения современной России свидетельствуют также данные, касающиеся ценностной составляющей идентичности, которые были получены по результатам исследования, проведенного при участии автора, «Социальный потенциал молодежи в условиях трансформации российского общества». Например, образование и стремление к знаниям рассматриваются молодыми людьми как одни из самых близких им ценностей старшего поколения. Однако образованность в рейтинге оценок качеств молодежи как социальной группы занимает одну из самых низких позиций (рис.1).

^ Рис.1. Социальный потенциал молодежи Московского региона
Очевидно несовпадение в глазах молодых людей образа молодежи как социальной группы в целом и собственного образа, в том числе и с точки зрения оценки образовательного потенциала, что является признаком идентификационных искажений в системе социальной идентичности молодежи.

В этой связи интересны также выводы, касающиеся идейно-политических взглядов молодежи, которая в большинстве своем (31 %) объявила себя сторонниками «русского пути» как самостоятельного направления развития России. Характерно, что в процессе поиска и реализации особого пути развития российского государства молодежь отводит одну из центральных ролей именно своему поколению. Так, при анализе сопряженности результатов ответов на вопросы «Как бы Вы определили свои идейно-политические взгляды-» и «Надо ли, по Вашему мнению, привлекать молодежь к участию в политической и общественной жизни Москвы-», были получены следующие данные (табл. 3).

Известно, что чем активнее молодые люди интересуются политическими процессами, происходящими в стране, тем легче им четко обозначать собственные потребности, формулировать свою точку зрения на те или иные вопросы, а также проявлять гражданскую позицию. Однако интересующихся политикой молодых людей в действительности мало – об этом заявил только каждый четвертый из опрошенных молодых москвичей (25%) (рис. 2).
Таблица 3. Таблица сопряженности «Как бы Вы определили свои идейно-политические взгляды-» и «Надо ли, по Вашему мнению, привлекать молодежь к участию в политической и общественной жизни Москвы-», %




Надо ли, по Вашему мнению, привлекать молодежь к участию в политической и общественной жизни Москвы-




Безусловно, надо

Скорее надо

Скорее не надо

Безусловно, не надо

Я сторонник рыночных реформ и быстрейшего сближения со странами Запада

15

14

15

26

Я сторонник самостоятельного русского пути развития страны

38

35

15

9

Я сторонник социализма

6

5

7

9

Я сторонник сочетания различных идей, но стремлюсь избегать крайностей

26

26

28

9

Не могу определиться, так как политикой не интересуюсь

9

14

28

39

Другое

1

1

3

4

Затрудняюсь ответить

6

5

4

4

Итого по столбцу в %

100%

100%

100%

100%


В свете приведенных выше данных можно утверждать, что для молодежи современной России характерно расхождение когнитивной и поведенческой составляющих национально-культурной идентичности. В сознании молодого поколения присутствует достаточно четкое понимание того, что необходимо для сохранения единства нации и традиционной культуры, однако между ценностными ориентациями и поведенческими установками наблюдается несоответствие, т.е. национально-культурная идентичность российской молодежи обладает скорее эмоциональным, нежели действенным характером [2. С. 62].

Рис. 2. Политическая активность московской молодежи
Результаты социологических исследований самосознания молодежи дают основания полагать, что национальная идентичность («русский») преобладает над гражданской («россиянин»). В проведенном исследовании, в процессе которого было установлено, что национальная идентичность выражена более ярко в сознании молодежи, чем идентичность гражданская. С русскими население идентифицирует себя в полтора раза чаще, чем с россиянами, что указывает на важность в системе «мы-идентификаций» национального фактора. Причина этого, по всей видимости, заключается в многослойности самосознания молодежи, обусловленной включением в систему идентификации предыдущих поколений. В современном российском обществе параллельно существуют несколько поколений, истоки идентичностей которых обусловлены резкими социально-политическими переменами (СССР – СНГ – Россия). Соответственно менялась и система ценностей, что обостряло конфликт поколений и не позволяло молодежи сформировать относительно устойчивую идентичность, основанную на традициях и едином социокультурном образце.

Молодым людям был задан вопрос «Для молодого поколения одни ценности старшего поколения являются близкими, а другие ценности – далекими. По Вашему мнению, какие ценности старших для Вас сегодня являются близким-». Распределение ответов представлено в таблице 4.

Таблица 4. Отношение молодежи к ценностям старшего поколения



Ценности

Рейтинг

1

Семейные ценности, любовь к родителям

14

2

Достаток, материальное благополучие, зарабатывание денег

10

3

Любовь, дружба, доверие

8

4

Образование, стремление к знаниям

7

5

Чувство ответственности

7

6

Стремление к самореализации, успеху

7

7

Честность, порядочность, совесть

7

8

Трудолюбие, целеустремленность

6

9

Свобода, независимость

5

10

Доброта, отзывчивость, сострадание

5

11

Воспитанность, уважение к старшим, к другим людям

5

12

Патриотизм, любовь к Родине

4

13

Мир, безопасность

4

14

Духовные, моральные ценности

3

15

Вера в лучшее будущее

3

16

Культурные ценности, уважение к истории страны

2

17

Это зависит от воспитания, от семьи, ценности те же

2

18

Коллективизм

1

19

Нет близких ценностей, нет никаких ценностей

1

20

Затрудняюсь ответить

1


В предпочтении молодым поколением национального и этнического самоопределения, а не гражданского, который периодически в истории нашей страны утрачивает свою актуальность, следует видеть форму психологической защиты, когда принадлежность к национальной общности выполняет компенсаторную функцию в условиях глобализирующегося социума.

Как видно из приведенной выше таблицы, такие ценности, как уважение к культуре и истории своей страны, коллективизм, любовь к Родине, не входят в число приоритетных в сознании молодежи.

Особенности ценностных позиций молодых россиян относительно национальной культуры можно проследить, проанализировав, какие проблемы современной России в первую очередь беспокоят молодежь. Наиболее острыми вопросами, требующими незамедлительного решения, по мнению молодого поколения, являются следующие:

  • инфляция, рост цен (60%),

  • здравоохранение, образование (54%),

  • преступность (52%), терроризм (50%).

Наименее актуальные проблемы – это отсутствие национальной идеи (15%), сокращение численности населения (19%), религиозная нетерпимость (20%), бездуховность населения (25%), деградация отечественной культуры (29%), угроза распада России (29%).

По сути, самыми острыми проблемами молодежи представляются проблемы, проявляющиеся непосредственно и относительно их как индивидов. Те явления, которые влияют на качество существования народа как самостоятельной уникальной нации, отступают на второй план и не кажутся молодому поколению актуальными. Однако именно такие моменты, как сохранение культуры и традиционных религий, единство России, единое национальное самосознание, наиболее важны с точки зрения поддержания национально-культурной идентичности.

Сегодня в социологии распространено мнение, «...что молодежь не вписывается, во всяком случае, полностью, ни в одно социальное образование... Иначе говоря, отношения молодежи с другими объектами общества, казалось бы, протекают на фоне большей или меньшей, скрытой или открытой, но конфронтации» [3. С. 15]. Национально-культурная идентичность развивается в молодежной среде неравномерно, в том числе и потому, что становление всей совокупности идентичностей молодого человека с обществом, социальным окружением накладывается на возрастные кризисы, переход от первичной социализации к вторичной с последующими этапами ресоциализации. Можно согласиться с утверждениями исследователей, изучающих молодое поколение современной России, что национальные, гражданские и культурные ориентации молодежи плюралистичны и не укладываются в жесткую однолинейную схему, они носят турбулентный характер.

Содержание национально-культурной идентичности молодежи в современной России противоречиво и поляризировано [2. С. 65]. Развивающийся процесс глобализации делает доступными новые, несвойственные отечественной культуре ценности и нормы, которые подхватываются молодым поколением. На основе воспринятых культурных образцов распространяются разнообразные модели поведения и социальные практики, в значительной мере влияющие на процесс конструирования социальной реальности не только в среде молодежи, но и в обществе в целом. Это обусловливает значимость социологического изучения национально-культурной идентичности, в свете ее влияния на развитие общества и его отдельных групп, как целостной системы, подвергающейся рискам.

Молодежь подвергается рискам в любом современном обществе, что особенно характерно для кризисных, трансформирующихся обществ, когда устоявшиеся идентичности постепенно (а иногда и резко) заменяются новыми, не доказавшими свою устойчивость и не получившими подтверждение в жизненном опыте. В подобной ситуации молодые люди под влиянием социальных изменений вынуждены экстренно вырабатывать новые идентичности, что не способствует возможности их успешного применения в условиях дальнейшей трансформации общества. Это объясняет противоречивый характер современной модели национально-культурной идентичности, формирующейся как приспособительный к изменяющейся реальности механизм [4. С. 30].
Таблица 5. Жизненные планы студентов на ближайшие годы, %

Позиции

%

Успешно завершить учебу

83

Постараться найти работу в соответствии с собственными желаниями

65

Создать семью

28

Решить проблему с жильем

28

Заняться бизнесом

25

На время уехать за границу поработать

20

Продолжить учебу в другом учебном заведении

18

Обрести свободу

15

Уехать за границу, возможно навсегда

9

Жить, как придется

5


Сегодня молодые люди благодаря развитию системы образования имеют возможность освоить новые профессии, получить необходимые для этого знания и интересные навыки. Но дальнейший смысл получения знаний и освоения навыков заключается в том, чтобы молодежный потенциал реализовывался на благо страны, предоставляющей молодым людям возможность получить образование [5. С. 115-123]. Данные исследования показали, что ценность высшего образования для молодежи сегодня более чем очевидна – более 80% студентов отмечают, что наиболее важное для них в данный период жизни – успешное окончание вуза (табл. 5). Кроме того, по данным этого же исследования, каждый третий опрошенный студент полагает, что доступ к высшему образованию является важнейшим фактором профилактики и решения проблемы экстремизма среди молодежи в России.

Таким образом, в условиях нестабильности современного мира и противоречивости тенденций общественного развития (глобализации и регионализации) политическая идентичность характеризуется как одна из наиболее динамичных. Формирование политической культуры современной российской молодежи происходит путем вытеснения традиционных национальных ценностей западными, что в ближайшем будущем будет определять направления развития и политической, и культурной жизни страны. Своевременный анализ национально-культурной идентичности молодежи и выявление идентификационных искажений позволит вырабатывать механизмы обеспечения относительной стабильности и безопасности российского общества [1. С. 7].

Наблюдаемый конфликт ценностей современной молодежи обусловлен многообразием национальных культур, трудностями межпоколенческих коммуникаций, влиянием средств массовой информации, глобализированием социокультурного пространства. Для молодежи современной России характерно расхождение когнитивной и поведенческой составляющих национально-культурной идентичности. В результате идентификационных искажений молодежи усугубляются социальные риски. Так, молодежь считает наиболее острыми только те проблемы, которые непосредственно ее затрагивают. То, что влияют на существование народа России как самостоятельной уникальной нации, не кажется молодому поколению актуальным. Например, российская культурная традиция предстает в глазах молодых людей как навязываемый взрослым поколением архаизм, в то время как пренебрежение традициями своей страны, погоня за модой и красивыми терминами грозит обернуться национальной катастрофой.
Литература

  1. Грунтовский И.И. Мнение молодежи о престиже военной службы в Вооруженных силах России // Вестник РГУТиС Сервис -. 2010. №2.

  2. Смакотина Н.Л., Хвыля-Олинтер Н.А. Национально-культурная идентичность молодежи: социологический метод оценки // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18. Социология и политология. 2010. № 2.

  3. Смирнов В.А. Социальные проблемы российской молодежи // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18. Социология и политология. 2009. № 2.

  4. Сокова М. Социализация студенческой молодежи в ходе обучения в вузе // Власть. 2011. № 3.

  5. Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социол. исслед. 2009. № 1.

  6. Утенков В.М., А.С.Закалин А.С. О политическом сознании студенческой молодежи // Регион: экономика и социология. 2009. № 2.