velikol.ru
1

УДК 355.257.3:36
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УВОЛЕННЫХ
В ЗАПАС, КАК ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Чертушкина Татьяна Александровна, аспирант кафедры педагогики
профессионального образования и социальной деятельности, ta-chertushkina@yandex.ru, Шмелева Наталья Борисовна, доктор педагогических наук, профессор,
заведующая кафедрой педагогики профессионального образования
и социальной деятельности, redkollegiamgus@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск
В данной статье рассматриваются понятие «адаптация», уровни и их взаимосвязь, виды адаптации. Понимание вопроса, связанного с профессиональной адаптацией военнослужащих, уволенных в запас, позволит социальному работнику более грамотно организовать работу с данной категорией граждан.

Ключевые слова: адаптация; профессиональная адаптация; военнослужащие, уволенные в запас.
This article describes the concept of "adaptation", levels and their relationship, the types of adaptation. The understanding the issues associated with the adaptation of professional soldiers, retired social worker will allow organizing the work more intelligently with this category of citizens.

Keywords: adaptation, adaptation professional, servicemen, retired.
В условиях развития современного общества все больше и больше военнослужащих пополняют ряды безработных граждан. Это связано в первую очередь с реформой Вооруженных Сил России и крупными сокращениями личного состава. Многие бывшие военнослужащие пополняют ряды безработных граждан, профессионально невостребованных в обществе, что, в свою очередь, повышает уровень стресса и сопутствующих ему неврологических заболеваний, а значит, естественным образом растет и нагрузка на структуры социальной сферы.

В связи с отсутствием специалистов, имеющих высшее профессиональное образование в области социальной работы с военнослужащими, уволенными в запас, у последних возникают определенные трудности при переходе от военной службе к гражданской жизни, так как они лишены как теоретической, так и практической помощи. Перед Ульяновским государственным университетом встает задача подготовить будущих социальных работников к работе с данной категорией граждан.

Студент как будущий профессионал, гражданин состоится при условии концептуальной идеи: воспитания, формирования и развития личности через профессию (особенно это относится к системе «человек – человек», «человек – общество» – Климов Е.Н.). Безусловно, большим потенциалом и основанием воспитания Человека, будущего профессионала, гражданина, гуманной и разносторонне развитой личности выступает профессия «социальная работа» – вспомогающая профессия [4. С. 111].

В последнее десятилетие изучением вопроса социально-профессиональной адаптации граждан, уволенных с военной службы, занимаются И.П. Лотова, Н.Г. Осухова, В.Л. Чепляев, А.Ф. Шадура и др.

Многолетний опыт показывает, что на рынке труда бывшим военнослужащим сложнее устроиться на работу, так как работодатели неохотно берут на работу кандидатов из числа уволенных в запас военнослужащих. Труднее всего трудоустроиться офицерам командного и гуманитарного профилей.

Таким образом, существует несоответствие между профессиональным потенциалом бывших военнослужащих, который мог бы способствовать экономическому развитию общества, и его востребованностью в гражданской сфере.

  • Трудности трудоустройства военнослужащих и членов их семей возникают вследствие следующих причин: недостаточная информированность о действующем законодательстве по вопросам труда и занятости, профессиональной подготовки и переподготовки на гражданские специальности; отсутствие гражданской специальности (либо опыта трудовой деятельности) или невозможность использования в полной мере военно-профессиональной подготовки; конкуренция на рынке труда (среди уволившихся преобладают офицеры с высшим инженерным образованием (70%), а на одну вакансию ИТР претендуют 10 специалистов); отсутствие практических знаний, умений и навыков конкурентной самопрезентации и технологии поиска работы в условиях рынка труда; возрастные ограничения (более половины военнослужащих, увольняются в запас в возрасте 35-45 лет, а престижные вакансии предлагаются в основном для граждан до 35 лет); отсутствие знаний, умений и навыков психофизической, эмоционально-волевой и поведенческой стрессоустойчивости в целях избежания последствий стресса.

Адаптивные возможности каждого человека закладываются в детстве, когда формируется его личность, обретается опыт успешного и неуспешного поведения в непривычных обстоятельствах. Успешность самоопределения в профессии создает базу для уравнивания способностей будущего работника и требований профессии, ценностными ориентациями субъекта в выборе профессии и особенностями конкретной профессиональной среды.

Состояния человека в критические периоды жизни, описанные разными авторами в разное время, как эмоциональные состояния, как состояния тревоги, как состояния напряженности, как стресс и т.д., тесно связаны с самооценочными процессами.

Поэтому для успешного преодоления кризиса трудоустройства, совпавшего с кризисом жизни, в целях включения механизмов адаптации обязательно должна быть проведена работа по актуализации самооценки. И только после того, как человек решил для себя эту болезненную задачу, возможна профессиональная адаптация в гражданском трудовом обществе, поскольку именно самооценка является основным фактором, определяющим скорость и эффективность процессов приспособления человека к изменившимся условиям внешней среды.

Вполне естественно, что такой процесс будет обязательно порождать непривычные нервные напряжения. Поэтому одним из обязательных условий успешной профессиональной адаптации человека, переживающего кризисный период стрессовой ситуации вступления в гражданскую должность, является приобретение им практических навыков саморегуляции.

Общественное мнение, как правило, связывает проблемы адаптации военнослужащих и членов их семей с решением для этой группы населения вопросов обеспечения жильем, профессиональной переподготовки, трудоустройства. В то же время в различных социально-экономических программах разного уровня в меньшей мере обращается внимание на то, что увольняемые кадровые военнослужащие – это, в основном, высокообразованные трудоспособные люди, имеющие высокий профессиональный потенциал, который они могут внести в повышение эффективности российской экономики. К числу их относятся и бывшие военные исследователи, проходившие службу в НИИ Минобороны, имеющие хорошую профессиональную подготовку. Однако нельзя забывать и о личностных качествах, присущих большинству военнослужащих, таких как: исполнительность, добросовестность, точность, чувство долга и т.д. Дальнейшее сокращение Вооруженных Сил Российской Федерации также предполагает значительное высвобождение военнослужащих, в том числе имеющих высшее образование, высокопрофессиональных, обладающих организаторскими способностями, высокими деловыми и моральными качествами офицеров. К такой категории относятся и офицеры, увольняемые в запас после службы в НИИ Минобороны, которые проживают, как правило, компактно и на базе приобретенных знаний и опыта работы стремятся и способны использовать свой научно-технический и интеллектуальный потенциал путем конверсии его в гражданской сфере деятельности. В то же время потребности российского рынка труда в таком потенциале в настоящее время невелики, и поэтому реализация интеллектуальных возможностей на рынке весьма затруднена, хотя этот богатейший личностный потенциал может быть успешно использован в различных отраслях экономики.

С другой стороны, привычная жизнь в замкнутых коллективах, военных городках со стабильной и вполне определенной психологической обстановкой и другие существующие причины значительно затрудняют профессиональную адаптацию военнослужащих и членов их семей к условиям гражданской жизни и их трудоустройство в системе рыночной экономики.

Известно, что часто человек, оставшийся по тем или иным причинам без работы, переживает острейший профессиональный кризис и эмоциональный стресс. Опыт исследований в этой области показывает, что бывший военный, а ныне – безработный человек, крайне нуждается в практических технологиях, облегчающих ему привыкание, приспособление к новым для себя условиям труда (или их отсутствия), то есть – в мерах профессиональной адаптации, повышающей степень его информированности о «правилах игры» на рынке труда, о существующих практических технологиях поиска работы, а также в снижении эмоциональной напряженности и обретении устойчивости эмоциональной сферы.

Процессом профессиональной адаптации в широком смысле принято считать процесс приспособления индивидуально-личностных качеств к жизни и деятельности человека в изменившихся условиях существования, процесс активного взаимодействия личности со средой, ведущий (в зависимости от степени активности личности) к преобразованию этой среды или к зависимости от нее. Также профессиональную адаптацию можно рассматривать как изменения на уровне психической регуляции, сопровождающие процесс активного приспособления индивида к новым условиям жизнедеятельности.

В научной литературе отмечаются такие аспекты профессиональной адаптации, как экологический, биологический, физиологический, операционный, информационный, коммуникативный, личностный, социально-психологический и т.д.

Чтобы как-то упорядочить это многообразие, принято считать, что человек как субъект труда представляет собой совокупность свойств организма, личности и индивида с учетом его профессиональных склонностей, способностей, навыков, умений и т.д.

В связи с этим профессиональная адаптация представляет собой единство: адаптации организма человека к физическим условиям профессиональной среды (уровень физической адаптации); адаптации личности к социальным компонентам профессиональной среды (уровень социальной адаптации); адаптации индивида к физическим условиям и психологическому климату профессиональной среды (уровень психологической адаптации); адаптации к профессиональным задачам, выполняемым операциям, профессиональной информации и т.д. (уровень производственной адаптации).

В целом направление профессиональной адаптации, как организующий принцип, представляет собой комплексную, многоуровневую, многоэтапную и динамическую систему взаимосвязанных действий, направленных на формирование условий для более успешного приспособления и привыкания человека, к новым для него условиям труда, включая профилактику и коррекцию дезадаптивных состояний.

^ Уровни профессиональной адаптации

Термин «адаптация» (лат. adapto – приспособляю) чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки. В целом же адаптация проявляется в возникновении приспособительных форм поведения при переменах обстановки. Основой этого приспособления служат изменения, возникающие на всех уровнях – физиологическом, социально-ролевом, психологическом и производственном.

^ Уровень физической адаптации

Физическая адаптация (человек адаптируется как организм) – это процесс приспособления строения и функций организма, его органов и клеток к изменяющимся условиям внешней среды.

^ Уровень социальной адаптации

Социальная адаптация (как личность) – это адаптация к ближайшему социальному окружению среды, к традициям и «неписаным» нормам, действующим в ней, в новом коллективе (к стилю работы руководителя, к особенностям сложившихся межличностных отношений и т.д.)

При благоприятных условиях вхождения в новую для себя профессиональную роль любой человек проходит цикл «стресс – адаптация – личностный рост». Этот процесс сопровождается неприятными чувствами, связанными с потерей привычного статуса, первичной отверженностью, дискомфортом, путаницей в ценностных ориентациях и собственной личностной идентичности, но эти реакции, связанные с необходимостью вживаться в незнакомую производственно-культурную среду, имеют и позитивную сторону, так как первоначальный дискомфорт ведет к активному принятию новых ценностей, моделей поведения и, в конечном счете, важен для саморазвития и личностного роста.

Исследования в этой сфере показывают, что проблема социальной адаптации офицеров в новой жизненной среде имеет несколько уровней: социально-психологическая компенсация кризисного характера увольнения; коррекция ценностно-нормативной основы поведения, освоение новых отношений, формирование внутренне непротиворечивой ценностной системы на основе своего социального опыта и новых реальных условий существования; профессиональная доподготовка или переподготовка; формирование эффективных поведенческих стратегий, способных привести к достижению цели в процессе профессионального развития.

Таким образом, степень выраженности и продолжительности процессов профессиональной адаптации в ее социальном аспекте определяются характеристиками самого человека.

  • ^ Личностные различия. Например, молодые, высококвалифицированные и высокообразованные люди адаптируются быстрее. Авторитарные личности менее эффективно овладевают новыми социальными нормами и правилами, ценностями и традициями.

Самым оптимальным для адаптации набором личностных характеристик обладает экстраверт, открытый для общения и интересующийся окружающими, уверенный в себе и профессионально компетентный.

  • ^ Готовность к переменам. Наиболее адаптивными являются люди, восприимчивые к изменениям и обладающие мотивацией к адаптации, то есть имеющие цели, ради достижения которых они готовы испытывать тяготы стресса вживания в новую профессиональную среду. Неоценимым при этом является «доконтактный опыт» личности – знание или предугадывание традиций нового коллектива нормативов, прав и обязанностей, условий и уровня общения, иерархической и организационной структуры, а также предварительная информированность о целях и задачах организации, ее структурных подразделениях и главных людях.

  • ^ Наличие умений и навыков межличностной коммуникации. Установление конструктивных отношений в нужной социальной среде плодотворно влияет на процессы профессиональной адаптации работника. Также успешному приспособлению к новой социально-ролевой структуре способствует установление неформальных межличностных отношений. Ограниченность же социального взаимодействия может усилить чувство отчуждения и блокировать процессы вживания и привыкания к новой роли в сфере гражданского труда.

Критериями эффективности социальной адаптации можно считать: в сфере общественной активности – участие в общественно-полезной деятельности, работе и удовлетворенность этим участием; в сфере межличностного общения – социометрический статус и удовлетворенность отношениями с социумом; отношение к объединению, предприятию, обществу; отношение к малой группе (семье); степень удовлетворенности собой; отношение к руководителю; адекватность взаимодействия с другими участниками трудовой деятельности.

^ Уровень производственной адаптации

Производственная адаптация (как субъект труда) – это процесс полного и успешного овладения новой гражданской профессией, привыкание, приспособление к содержанию и характеру труда требованиям организационной структуры, принятие свода своих прав и обязанностей на новом рабочем месте и т.д.

Профессиональная адаптация как процесс характеризуется определенной продолжительностью, следовательно, имеет свое начало и окончание. И если началом является первый момент деятельности уволенного военнослужащего в новых условиях, то определить ее окончание довольно трудно. Это процесс, протекающий постоянно в связи с изменением факторов внешней среды трудовой деятельности работника, а также изменения и его самого. Поэтому в более широком смысле профадаптация актуальна и для человека, который не менял рабочего места.

Важным аспектом производственной адаптации бывшего военнослужащего в сфере гражданского труда является умение использовать военные знания в новой профессиональной роли применительно к задачам, решаемым в процессе новой трудовой деятельности. Для этого необходимо знать и учитывать соответствие групп военно-учетных специальностей и специальностей гражданского профиля. Для того чтобы правильно оценить и соотнести свои знания, умения и навыки со сферами гражданских профессий, военнослужащему необходимо обратиться к специалисту профконсультанту за профессиональной ориентацией.

Общим результатом производственной адаптации можно считать полное усвоение человеком новых установок и новых форм профессионального поведения, умение контролировать и программировать свои профессиональные действия и осознание личной ответственности за события, происходящие в его жизни.

^ Взаимосвязь уровней профессиональной адаптации

Чрезвычайно трудно разделить социальную и производственную адаптацию. В определенной мере, равно как психофизиологически, эти два аспекта адаптации пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет и самостоятельные сферы приложения: социальная деятельность не замыкается на производстве, а производственная – включает и технические, и биологические, и социальные аспекты.

Роль той или иной стороны профессиональной адаптации может проявляться по-разному, в зависимости от конкретной ситуации. Для одной профессии (или профессиональной группы) в определенных условиях работы наиболее сложной проблемой может быть, например, психофизиологическая сторона адаптации, для других – социально-психологическая или производственная. Поэтому наличие или отсутствие трудностей в процессе вступления в новую должность должно рассматриваться относительно конкретного человека, с его конкретными индивидуально-личностными особенностями. Однако все аспекты профессиональной адаптации: физическая, социальная, психологическая и производственная – тесно взаимосвязаны и не могут быть рассмотрены в отрыве друг от друга.

Успешность профессиональной адаптации на новом месте работы зависит от характеристик производственной среды и самого работника. Чем сложнее среда, чем больше отличие ее от привычной производственной среды на прежнем месте работы, чем больше связано с ней изменений, тем труднее проходит процесс адаптации.

^ Основные виды профессиональной адаптации

          1. Естественная (основной фактор – время). Метод – пролонгированность тренинга во времени, за счет которого происходит привыкание к условиям состояния безработицы.

          2. Рациональная (основной фактор – информированность). Метод – процедуры рефлексии «правил игры», существующих на рынке труда и осознание себя в рамках этих правил.

          3. Поведенческая (основной фактор – навык справляющегося поведения). Метод– профориентационные ролевые и творческие игры, социотренинг.

          4. Мотивационная (основной фактор – желание профессиональной самореализации). Метод – активизация мотивационной сферы и стабилизация самооценки с помощью процедур выявления степени несоответствия «Я-реального» и «Я-идеального».

          5. Интегративная (основной фактор – принятие себя и своих личностных особенностей). Метод – творческие ролевые игры с элементами направленного фантазирования.

          6. Психоэмоциональная (основной фактор – снижение эмоциональной напряженности). Методы – упражнения по саморегуляции, построение метафор, способствующих формированию целостного представления в отношении кризисной ситуации.

Профессиональная адаптация бывшего военнослужащего к новой профессиональной деятельности будет более эффективной, если в данный процесс включится социальный работник, который сможет профессионально грамотно направить и организовать ее.
Литература

  1. Петров В.П. Переориентация военнослужащих на гражданские профессии. М., 1993.

  2. Социально-психологическая адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас или отставку: теория и практика / Н.Г. Осухова, И.П. Лотова, А.Ф. Шадура и др.; под ред. Н.Г. Осуховой, И.П. Лотовой. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.

  3. Чепляев В.Л. Социальная адаптация военнослужащих // Человеческие ресурсы. 1999. №1-2.

  4. Шмелева Н.Б. Личность – профессионализм – деятельность в социальной сфере. 2-е изд., доп. Ульяновск: УлГУ, 2007.