velikol.ru
1



Конспект составила воспитатель: Досмуратова Ж.А.

Подготовительная группа

2011 год

Путешествие в страну загадок.

Страна загадок состоит из 5 городов: простых загадок; пяти чувств; загадочных частей; загадочных мест; похожестей и непохожестей – с соответствующим оформлением.

Игровой персонаж: знак вопроса с лицом, ручками, ножками.

Улица Форм. Дети отгадывают, какие круглые предметы живут в домике (круглые и плоские, круглые и объёмные).

Закрывают глаза и вспоминают, какие предметы прямоугольной формы есть в группе. «Кто больше вспомнит?»

Улица цвета. Дети выкладывают цветик – семицветик, начиная с красного по спектру, называя цвет.

Выкладывают лепесток из отдельных элементов, начиная с самого насыщенного оттенка, заканчивая самым светлым, проговаривая названия оттенков.

Улица Размеров. Дети идут по лабиринту, определив короткую и длинную дорожку.

Улица Вещества. Дети отгадывают загадки.

«Что может быть жидким, твердым и испариться?» (Вода.)

«Предметы, сделанные из какого материала, быстрее всего нагреваются на солнце? Какой формы бывает жидкость?» (Принимает форму сосуда.)

Центральная площадь Города простых загадок, где пересекаются все улицы

За дверь отправляют одного ребёнка, остальные договариваются, о каком предмете будут загадывать загадку (предметы знакомые, находятся в поле зрения ребёнка). Дети описывают по форме, цвету, размеру, качеству, действию, которое можно производить с предметом.

Игра «Да - нет»

Педагог загадывает предмет, а дети задают наводящие вопросы («Какого он размера? Большого? Он зелёного цвета? Он круглый? Он твёрдый?»), на которые педагог может ответить только «да» или «нет». Утвердительные ответы можно фиксировать с помощью моделей (например, круг – круглой формы),чтобы не забыть свойства.

Город пяти чувств

Вход в город через ворота Завязанных Глаз. Выбирается проводник, ему завязываются глаза. Педагог достаёт из сумки колокольчик, флакон духов, баночку с солью, сахаром. Ребёнок должен определить, что предлагает ему Знак Вопроса.

Педагог просит детей выбрать карточки с нарисованными органами чувств (глаза, ухо, нос, язык, рука), которые помогают проводнику определить предметы, назвать эти органы чувств, пять чувств (зрение, слух, осязание, обаяние, вкус) и пять способов что-либо обнаружить (увидеть, услышать, пощупать, понюхать, попробовать на вкус).

Улица Зрения. Дети смотрят на предмет и описывают его таким, каким его видят. Составляют загадку о нем с наибольшим числом признаков. «мяч – он круглый, одна половинка – жёлтого, другая – зеленого цвета, посредине – красная полоска; он может отскакивать, его можно бросать и ловить, он резиновый, он плотный на ощупь, когда его бросают об пол, слышен стук, он гладкий, похож на шар, пахнет резиной, катится».

Улица Слуха. На ней живут предметы, которые можно отгадать по звучанию.

Проводятся игры: «Кто больше услышит звуков вокруг полной тишине», «Кто больше звуков за окном», «Кто различит тембр голоса (игра «Кто позвал»)».

Улица Осязания. На этой улице живут острые, тупые, гладкие, шероховатые, твёрдые, мягкие, тёплые, холодные, скользкие, деревянные жильцы. Дети ищут картинки по названному качеству.

Улица Обоняния. На ней живут жильцы, которые пахнут. С закрытыми глазами дети угадывают знакомые продукты питания, духи, во время обеда по запаху угадывают, что на обед.

Улица Вкуса. Дети называют обитателей сладкого, соленого, кислого домиков. Различают на вкус ягоды клюквы и малины, лук, чеснок, соленый огурец, яблоко и другие продукты.

Центральная площадь Города пяти чувств

Дети придумывают загадки о предметах, которые можно описать, используя все анализаторы.

Город загадочных частей

В этом городе живут странные предметы. Одни из них любят разбираться «на части» и в таком виде выглядывают из окон домиков. Другие просто высунут наружу нос или хвост или еще какую- нибудь часть. А иные вообще спрячутся в погреб и только оставят на видном месте свой след, по которому их надо разгадать.

Дети отгадывают, какой предметнее дорисовал ленивый художник; узнают предмет, который педагог показывает из окошка домика только частично; составляют загадки о предметах с выделением количества и названия частей (например, стул – четыре ножки, спинка, сиденье; более сложный вариант – четыре палочки и две доски).

Город загадочных мест

Предметы в этом городе тоже прячутся, но оставляют о своем окружении, подсказывая тем самым, где их можно отыскать.

Город противоречий

В этом городе живут жители, которые имеют противоположные качества, например «холодные» и «горячие», «хорошие и плохие». Но самое главное: это противоречия сочетаются в одном жители.

Дети называют предметы, в которых сочетаются разные качества; находят противоположные качества и свойства в предложенных предметах (утюг – холодный и горячий, тень – большая и маленькая, вода – жидкая и твердая, термос – холодный и горячий, снег – холодный для людей, теплый для травы, дождь – хорош для растений, плох для людей, машин).

Распределять в течении дня в разных режимных процессах, используя не только специально подготовленный материал, но и то, что окружает детей.