velikol.ru
1




Урок 2. Выражение и его значение. Порядок выполнения действий (№ 10-13)

Цели урока:

  1. Повторить основные арифметические действия («+», «—», «■», «:»), порядок действий, установить связь между компонентами и ре­зультатами этих действий.

  2. Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.

  3. Воспитывать аккуратность.

Ход урока

I

Организационный момент

II. Устный счёт

1. Логическая задача.

Полный бидон с молоком весит 34 кг, бидон заполненный наполо­вину весит 18 кг. Сколько весит пустой бидон? Решение:













9

34




18




  1. 34 — 18 = 16 (кг) — весит половина молока

  2. 18- 16 = 2 (кг)

Ответ: 2 кг весит пустой бидон. 2. Повторение нумерации. На доске:

859, 503, 390, 200, 104, 480

  • Назовите сколько в каждом числе сотен, десятков и единиц.

  • Сколько всего десятков в каждом числе?

  • Запишите данные числа в порядке уменьшения.

  • Найдите лишнее число. Докажите.

3. Совершенствование вычислительных навыков.

а) Сколько нужно пятирублёвок, чтобы купить конфету за 25 рублей?

б) Сколько получится, если к 4 прибавить 6, прибавить 18 и вы-
честь 9?

в) Если в одной коробке 8 конфет, сколько конфет будет в 5 таких
коробках?

г) Сколько дней в 3-х неделях?

д) Сколько получится, если к 101 прибавить 202?

е) Сколько сдачи получит Маша со 100 рублей, если истратит 72 рубля?

ж) Сколько понадобится парт, чтобы рассадить парами 26 учеников?
Ответы: 5, 19, 40, 21, 303, 28, 13.

III. Работа над темой урока

  • Вычисляя, мы использовали арифметические действия. Назовите их.

  • Какие знаки мы используем, делая записи в тетрадях?

  • Вы когда-нибудь задумывались над тем, откуда в наших тетрадях и учебниках появились такие необходимые и в то же время про­стые знаки «+» и «—»? оказывается, их история уходит в глубо­кую древность. Обычно виноторговец черточками отмечал, сколько мер вина он уже продал. Так, уменьшение количества стало обозначаться знаком «—», который позже назвали минусом. Приливая в бочку новые запасы, перечеркивал столько расход­ных черточек, сколько мер он восстановил. Так, возможно, поя­вился знак «+», обозначающий прибавление, увеличение.

Иногда исторические факты со временем искажаются и не всегда бывают достоверными, поэтому многие ученые считают, что происхо­ждение этих знаков имеет совсем другие корни. Давайте познакомимся с другим мнением.

Раньше, когда знаки плюс и минус не были известны древним ма­тематикам, сумму чисел записывали так: 1 и 2 или на латинском 1 et 2. Для краткости стали писать 112, а потом 1 + 2.

Начальная школа. 2004. № 6.

Математика — наука точная. Она требует, чтобы мы точно выпол­няли ее законы и не нарушали порядка. А порядок в числовых выра­жениях особый. Давайте попробуем разобраться самостоятельно, а по­может вам учебник. Откройте стр. 103.

1. Работа по таблице «Порядок выполнения действий» (стр. 103).

Запись на доске и в тетради:

1). Если «+» и «—» или « • » и « : » — тогда по порядку. .




2) . Если не только « + » или « — », но и « • » или « : », тогда « » и «: »,
а потом « + » и « — ».

3) . Если одна или несколько (), тогда (), а потом «•», «:»,« + » и « — ».
Сегодня будем работать над третьим правилом. Убедимся, важны

ли в выражениях скобки. Решите два выражения.



  • Какой можно сделать вывод?




  1. Самостоятельное чтение параграфа на стр. 6.

  • Что называют числовым выражением?

  • Может ли числовое выражение содержать несколько действий?

  • Что значит найти значение выражения?

  1. Упражнение № 10 на стр. 6.

  • Объясните порядок действий.

  • Найдите значения выражений.

Учащиеся выполняют самостоятельно. Учитель выборочно проверяет. ГУ. Работа над задачей № 12, стр.6.

  • Запишите решение задачи выражением. ,

  • Какое действие вы выполняли первым в этом выражении? Почему?

V. Физкультминутка

VI. Закрепление

1. Работа по учебнику.

№ 11, стр.6, (первый столбик)..

  • Укажите в каждом выражении порядок действий. Самопроверка.

VII. Работа по тетрадям на печатной основе

  1. Работа над вычислительными навыками. № 4, стр. 3 самостоятельно.

После выполнения задания можно организовать взаимопроверку.

  1. Решение задачи. № 6, стр.4.

  • Прочитайте задачу. Что значит в 4 раза больше?

  • Что значит на 28 л больше? Запишите решение задачи.


VIII. Итоги урока

— Что называют числовым выражением? Назовите правила о по­рядке выполнения действий.

Домашнее задание

№ 13, 11 (второй столбик), стр. 6.