velikol.ru
1

Урок в 5 «А» классе 17 октября 2011г.


Тема. Синтаксические и стилистические нормы.

Цель 1) Произвести начальное ознакомление с синтаксическими ошибками , являющихся самыми распространенными ошибками в устной и, особенно, письменной речи.

2) Готовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с нахождением грамматических ошибок (нарушение синтаксических норм).

3) Воспитывать любовь к русскому языку и интерес к грамотному написанию.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, карточки для опроса и изучения нового материала.

Класс разбит на 4 группы по 6 человек.

^ 1. Организационный момент( Дата записана на доске)

2.Повторение

А) опрос по карточкам « Прямая речь»

Б) Диктант по заданию 343 , стр. 106 из « Русский язык . Практика»

Собрать карточки

Проверка: -прочитать в соответствии со знаками, поставленными в предложении.

-

Вывод: Из каких частей состоят предложения с прямой речью ?

Физкультминутка

^ 3.Объявление темы урока

4.Работа над новой темой

А) Слово учителя по новой теме. Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно. Поэтому понятие “языковая норма” - одно из ключевых в учении о правильности речи. Норма литературного языка – это правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими. Основными признаками нормы литературного языка является относительная устойчивость, общеупотребительность и обязательность. ( Презентация ) Существуют нормы : лексические, фразеологические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические), орфографические, пунктуационные, стилистические и орфоэпические (произносительные).

На уроке мы остановимся на синтаксических нормах.

Б) Работа в парах по карточке № 361 ( Практика )

Игровой момент по заданию 360 (Практика). Самостоятельная запись в тетрадях и на доске. Проверить знаки препинания.


^ 5.Закрепление нового материала

  • А) Учитель « Ошибки чаще всего мы допускаем (Презентация )



  • В предложениях с однородными членами;

  • В именах собственных в предложении;

  • В словосочетаниях при согласовании и управлении;

Б)Работа в группах « Заморочки из бочки»

1. Окончился спектакль. Зал аплодировал. Вдруг сосед справа стал кричать «бис!» Я объяснил ему, что так кричать нельзя. Почему?

Бис – (франц.) – повторить. Весь спектакль или какое-нибудь его действие повторить нельзя.

2. У А.С.Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» дед, возмущенный жадностью старухи, гневно говорит ей: «Что ты, баба, белены объелась?» Что это за белена и к кому в народе относят слова «он точно белены объелся»?

Белена – ядовитое растение. Белены объелся – обезумел (связано с симптомами отравления беленой).

3. Во что превратятся глаголы мели, окуни, пряди, соли,  если перенести ударение с последнего слога на первый?

^ При переносе ударения с последнего слога на первый глаголы превратятся в существительные.

4. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду: красный, багряный, фиолетовый, огненный.

Фиолетовый

5. Стоит дуб; на дубу 12 ветвей, на каждой ветке по 4 отростка, на каждом отростке по 7 прутьев. Что это означает?

Год, времена года, неделя

6. Что создал Бог в первый день творения?

Свет



  • Б) Помните наш урок , когда мы были корректорами ?Кто такие корректоры?

Светло и ярко солнце светит,
Но загрустил Ошибкин Петя.
Глядит мечтательно в тетрадь:
- Вот если б получить мне «пять».


Дорогие корректоры,  поможем Пете получить пятёрку. (ТЕКСТ имеется на парте у каждого ученика).

 

Глазастые охотники.


Взглените в глаза стрекозе, сидящей на веточки. Если сможите асторожно приблизица к ней, то взглянете в глаза и удевитесь. Глаза не просто большие. Глаза  огромные,  круглые и гладкие, как бАка глобуса. Сверкают глаза на сонце, отражают весь мир.

   ^ Потом она взлитит. И вы услышете шелест ее сильных крыльев. Или неуслышете , но увидете, как крылья в движении засветяться, заиграют в солнечных лучах.

Стрикозы – прожорливые хищники, охотятяться с мая до осени.


Учитель подводит итог на лучшего корректора


 ^ Исправленный текст. Взгляните в глаза стрекозе, сидящей на веточке. Если сможете осторожно приблизиться к ней, то взглянете в глаза и удивитесь. Глаза не просто большие. Они огромные, круглые и гладкие, как бока глобуса. Сверкают на солнце, отражают весь мир.

Потом она взлетит. И вы услышите шелест ее сильных крыльев. Или не услышите, но увидите, как крылья в движении засветятся, заиграют в солнечных лучах.

Стрекозы – прожорливые хищники, охотятся с мая до осени.  


9.Дом .задание Тетрадь на печатной основе, стр. 46-47 №65-68


9.Итоги урока Релаксация. Каждый выбирает рисунок, соответствующий настроению..