velikol.ru
1

Требования к уроку

в специальном (коррекционном) классе

VII - VIII вида


  1. Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.

  2. Урок должен быть воспитывающим и развивающим.

  3. На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.

  4. Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.

  5. На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к обучающимся.

  6. На уроке должны осуществляться межпредметные связи.

  7. Урок должен быть оснащен:

    • техническими средствами обучения;

    • дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмы рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.);

    • весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.

  8. На уроке должны осуществляться инновационные процессы.

  9. Необходимо введение в обучение компьютеров.

  10. На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:

    • проведение физминуток (начальная школа – 2-3 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);

    • соответствие мебели возрасту детей;

    • соответствие дидактического материала по размеру и цвету;

    • соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;

    • соблюдение санитарно-гигиенических требований.

  11. Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

    • оказывать всестороннюю педагогическую поддержку детей с проблемами в развитии;

    • способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.
^

При подготовке к уроку следует помнить:


  1. Тема урока.

  2. Тип урока.

  3. Основная цель урока.

  4. Задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные).

  5. Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.

  6. Формы и методы обучения.

  7. Оценка учащихся.

  8. Анализ урока.

Типы уроков

  1. Урок изучения нового материала.

  2. Урок закрепления знаний.

  3. Урок обобщения и систематизации знаний.

  4. Урок проверки и оценки знаний.

  5. Комбинированный урок.

  6. Урок-игра.

  7. Урок-экскурсия.

  8. Урок-диалог.

Этапы урока

  1. Организация начала урока.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

  4. Изучение нового материала.

  5. Первичная проверка усвоения знаний.

  6. Закрепление знаний.

  7. Обобщение и систематизация знаний.

  8. Контроль и проверка знаний.

  9. Подведение итогов урока.

  10. Информация о домашнем задании и выставление оценок.

Наличие того или иного этапа урока зависит от типа урока.

Образовательные задачи:

  • формировать (формирование) у учащихся представления о …;

  • выявить (выявлять)…;

  • знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;

  • уточнить…;

  • расширить…;

  • обобщить…;

  • систематизировать…;

  • дифференцировать…;

  • учить применять на практике…;

  • учить пользоваться…;

  • тренировать…;

  • проверить….

Коррекционно-развивающие задачи:

  • корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;

  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;

  • коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;

  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;

  • коррекция и развитие зрительных восприятий…;

  • развитие слухового восприятия…;

  • коррекция и развитие тактильного восприятия…;

  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;

  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;

  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к учебе, предмету;

  • воспитывать умение работать в парах, в команде;

  • воспитывать самостоятельность;

  • воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)

Формулировка задач на урок зависит от темы урока, подобранных заданий и типа урока. Например, на уроке изучения нового материала – дать понятия, познакомить, на уроке закрепления знаний – закрепить, повторить и т.п.

Методы обучения:

  • объяснение;

  • рассказ;

  • демонстрация;

  • наблюдение;

  • работа с книгой;

  • игра;

  • упражнение;

  • лабораторно-практическая работа;

  • практическая работа;

  • самостоятельная работа;

  • применение технических средств обучения;

  • программированное обучение;

  • проблемное обучение.

Прием – это часть метода. Например, при использовании метода упражнений применяются следующие приемы: сообщение условий задания, запись условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за правильностью выполнения задания.