velikol.ru
1

2. Модель урока по изучению данного жанра в старших классах.

Тема урока: «Отзыв как жанр сочинения».

Вид урока: урок изучения нового материала.

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока:

1. Обучающие:

1) познакомить учащихся со смысловыми и структурными особенностями жанра отзыва;

2) формировать умения и навыки находить их в образцовых (готовых) тестах;

3) рассказать о видах сочинения-отзыва;

4) формировать умения и навыки самостоятельно продуцировать тексты в жанре отзыва.

2. Развивающие:

1) развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.);

2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста), письма (фиксирования учебного материала);

3) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.);

4) развивать творческие и коммуникативные способности учащихся.

3. Воспитывающие:

1) воспитывать эстетическое, бережное отношение к слову;

2) воспитывать любовь и интерес к русскому языку, литературе.

Методы: метод репродуктивной и эвристической беседы, метод фронтального опроса, аналитико-синтетический метод, игровые методы.

^ Оборудование и материалы: индивидуальные карточки; тексты рассказа Б. Васильева «Великолепная шестерка».

План урока:

I. Вступительное слово учителя – 5 мин.

II. Работа с теоретическим понятием «отзыв» – 10 мин.

III. Практическая работа учащихся – 25 мин.

IV. Подведение итогов урока. – 5 мин.


Ход урока:

^ I. Вступительное слово учителя. На сегодняшнем уроке мы поговорим с вами о таком жанре сочинения, как отзыв. Наверняка вам приходилось уже составлять отзывы к прочитанным произведениям. Но сегодня мы узнаем, как это делать правильно. К изучению такого жанра сочинения, как отзыв, мы обратились неслучайно. Работа над отзывом как оценочным высказыванием, с одной стороны, позволит обогатить ваш словарный запас и грамматический строй речи средствами выражения оценки. С другой стороны, обучение отзыву даст возможность совершенствовать умение употреблять средства выражения оценки в речи, то есть создавать оценочные высказывания.

^ II. Работа с теоретическим понятием «отзыв». Итак, что же такое отзыв? Отзыв – это выражение собственного отношения к прослушанному, прочитанному, просмотренному; эмоциональная оценка личного восприятия произведения, впечатления о нем с обоснованием: что в произведении вызвало именно эти чувства и переживания. Главным в отзыве является выражение эмоционально-оценочного, личностного отношения к предмету речи. Коммуникативная цель отзыва – дать оценку предмету речи.

Обращу ваше внимание на то, что в отзыве необходимо не только высказать свою оценку прочитанного (понравилось – не понравилось), но и в достаточной степени ее аргументировать. Мотивировать оценку можно выражением своего отношения к герою, его поступкам и поведению, суждением о его характере, отношении к жизни. Кроме того, если отзыв положительный, можно отметить, что у вас вызвала интерес тема, поднятая, писателем в произведении, какие-то особенности сюжета, композиции, выражающие идейный смысл произведения и т. д.

– Какие виды отзывов вам известны? (Запись в дневнике с выражением мнения о книге; отзыв, написанный по заданию учителя, библиотекаря, по собственному желанию; отзыв – письмо к другу, товарищу по классу, родителям, автору произведений, в издательство).

– Формой отзыва может быть и заметка в школьную или классную стенгазету. В такой форме может быть написан отзыв, цель которого – привлечь внимание к книге, поделиться впечатлениями о ней, поспорить по поводу высказанных в книге различных мнений, поставить вопрос дискуссионного характера.

^ III. Практическая работа учащихся.

Задание 1. Прослушайте текст, определите его жанровую принадлежность. В процессе чтения выпишите из текста слова и выражения, характеризующие отношение автора к предмету речи, его эмоциональную оценку. (Текст сначала выразительно читается учителем, затем предъявляется ученикам на индивидуальных карточках)

«Я Чехова за то очень многое, истинно прекрасное, что дал он, причисляю к самым замечательным русским писателям, но пьес его не люблю, мне тут даже неловко за него, неприятно вспоминать этого знаменитого Дядю Ваню, доктора Астрова, который все долбит ни к селу ни к городу что-то о необходимости насаждения лесов, какого-то Гаева, будто бы ужасного аристократа, для изображения аристократизма которого Станиславский все время с противной изысканностью чистил ногти носовым батистовым платочком, – уже не говорю про помещика с фамилией прямо из Гоголя: Симеонов-Пищик. ... вопреки Чехову, нигде не было в России садов, сплошь вишневых: в помещичьих садах бывали только части садов, тогда даже очень пространные, где росли вишни, и нигде эти части не могла быть, опять-таки вопреки Чехову, как раз возле господского дома, и ничего чудесного не было и нет в вишневых деревьях, совсем некрасивых, как известно, корявых, с мелкой листвой, с мелкими цветочками в пору цветения (вовсе непохожими на то, что так крупно, роскошно цветет как раз под самыми окнами господского дома в Художественном театре); совсем невероятно к тому же, что Лопахин приказал рубить эти доходные деревья с таким глупым нетерпением, не давши их бывшей владелице даже выехать из дому: рубить так поспешно понадобилось Лопахину, очевидно, лишь затем, что Чехов хотел дать возможность зрителям Художественного театра услыхать стук топоров, воочию увидеть гибель дворянской жизни, а Фирсу сказать под занавес: «Человека забыли...». Этот Фирс довольно правдоподобен, но единственно потому, что тип старого барского слуги уже 100 раз был написан до Чехова. Остальное, повторяю, просто несносно. Гаев, подобно тому, как это делают некоторые персонажи и в других пьесах Чехова, постоянно бормочет среди разговора с кем-нибудь чепуху, будто бы играя на бильярде: «Желтого в середину... Дуплет в угол...». Раневская, будто бы помещица и будто бы парижанка, то и дело истерически плачет и смеется: «Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо! Детская! Милая моя, прекрасная комната! (плачет). Шкапик мой родной! (целует шкап). Столик мой! О мое детство, чистота моя! (смеется от радости)...» Дальше, – точно совсем из Дяди Вани, – истерика Ани: «Мама! Мама, ты плачешь? Малая, добрая, хорошая моя мама, моя прекрасная, я люблю тебя... Я благословляю тебя! Вишневый сад продан, но не плачь, мама! Мы насадим новый сад, роскошнее этого, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама». А рядом со всем этим – студент Трофимов, в некотором виде «Буревестник»; «Вперед! – восклицает он.– Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперед! Не отставай, друзья!».

Раневская, Нина Заречная... Даже и это: подобные фамилии придумывают себе провинциальные актрисы». (И.А. Бунин. Окаянные дни).

– Какие оценочные выражения выписаны? (проверка методом фронтального опроса).

Например: ^ Чехов замечательный русский писатель, но пьес его не люблю: неловко за него; вопреки Чехову; совсем невероятно; остальное просто несносно...

– Только ли о драматургии Чехова идет речь в тексте? (И о постановке пьесы в Художественном театре).

– Как оценивается спектакль по пьесе?

– Согласны ли вы с мнением Бунина? Почему?

Задание 2. Прочитайте рассказ Б. Васильева «Великолепная шестерка». В каком стиле вы напишете отзыв? Составьте его устно, используя по возможности данные ниже словосочетания: в рассказе повествуется..., повествование ведется..,; я думаю; на мой взгляд; автор удачно...; мне кажется, достоинства рассказа в том...; к сожалению, герой...; в рассказе поднимается такой важный вопрос, как...; автор, по моему мнению...; как мне кажется.... Данное упражнение поможет обогатить речь учащихся специфическими для данной разновидности текста лексикой и синтаксическими конструкциями (проверка методом фронтального опроса).

^ IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание – подготовить письменный вариант отзыва на рассказ Б. Васильева «Великолепная шестерка».


3. Образец текста сочинения в жанре отзыва.

Отзыв на рассказ Б. Васильева «Великолепная шестерка».

«Великолепная шестерка»... Этот рассказ, произвел на меня сильное впечатление. Он поразил своей глубиной и важностью поднятых проблем. Мне кажется, это размышления писателя вслух о том, какое зло несут людям казенщина и бездушие, как страшны равнодушие и черствость в людях.

Носителем этой душевной черствости в рассказе является Кира Сергеевна, начальник детского лагеря отдыха. Главная цель ее жизни – преуспевание по службе. Ей ничто не дорого, кроме благополучия и карьеры. То, что ребята украли лошадей у старика, свидетельствует не только о безответственности ребят, но и об их бессердечии, черствости. Киру Сергеевну не волнует то, что творится в душах детей, которых она воспитывает, – ее тревожит только одно: как бы избавиться от служебных неприятностей, которыми ей грозит «детская шалость». Ей нет дела ни до старика – ветерана войны, ни до его горя. Даже в прямом разговоре с ним она не столько старается вникнуть в смысл происшедшего, сколько найти какую-нибудь зацепку, к которой можно придраться, упрекнув старика в предвзятости, и тем самым обелить себя. Даже язык Киры Сергеевны отражает ее характер: она говорит гладкими, казенными фразами, цель которых – отгородиться от жизни завесой из красивых слов.

Образы учителя физкультуры и воспитательницы дополняют образ Киры Сергеевны. Всех их троих роднит одно – полное равнодушие к тому, что делается вокруг них.

Конец рассказа – смерть старика – заставляет содрогнуться. Понимаешь, какое зло, страшное, непоправимое зло сеют вокруг тебя равнодушные люди.

Так и хочется «войти» в произведение, разыскать эту «великолепную» шестерку и рассказать им, какой постыдный поступок они совершили. Самое страшное – их поступок остался безнаказанным. Они по-прежнему будут считаться замечательными ребятами.

Интересна манера писателя: он нигде не обрушивает потока слов в адрес героев, не дает их прямых характеристик, как бы желая, чтобы мы сами разобрались в них. В то же время в описании поведения и поступков героев, даже через детали, штрихи автор выражает свое отрицательное отношение к ним.

Рассказ заставляет над многим задуматься. Самое главное в нем – он не оставляет нас равнодушными.


^ Список использованных источников

  1. Баранов, М.Т. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М Шанский // Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: русский язык. 5-9 / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2002. – С. 3-49.

  2. Богданова, Г.А. Отзыв и рецензия (материалы к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров») / Г.А. Богданова // Русский язык в школе. – 1985. – № 4. – С. 29-34.

  3. Богданова, Г.А. Отзыв о самостоятельно прочитанном художественном произведении как вид ученического сочинения / Г.А. Богданова // Русский язык в школе. – 1984. – №1. – С. 32-37.

  4. Власенков, А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений (профильный уровень) / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2001. – 351 с.

  5. Калганова, Т.А. Выпускное сочинение в 11 классе / Т.А. Калганова // Литература в школе. – 1995. – № 2. – С. 34-39.

  6. Котельникова, С.А. Аннотация – отзыв – рецензия – эссе / С.А. Котельникова // Русский язык в школе. – 1998. – № 1. – С. 12-18.

  7. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / под ред. Т.А. Ладыженской, А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. – М.: Флинта. Наука, 1998. – 456 с.

  8. Синдеева, Т.И. Некоторые особенности композиционно-речевой организации жанра «научная рецензия» / Т.И. Синдеева // Функциональные стили в преподавании иностранных языков. – М.: Наука, 1982. – С. 27-28.